В статье рассмотрены проблемы туристских перевозок Республики Казахстан, роль туристских перевозок в инновационном развитии туризма.
Ключевые слова: индустрия туризма, туристские перевозки, инновационное развитие.
Индустрия туризма в Республике Казахстан на государственном уровне признана одной из приоритетных отраслей экономики. Так, в реализации положений индустриально-инновационного развития экономики страны ведущая роль принадлежит системе кластеров, в частности туристскому кластеру. Современные тенденции в развитии этой отрасли таковы, что туристы, которые хорошо изучившие известнейшие курорты мира, стремятся в те страны, где туристский сектор только начинает развиваться [1, с.3]. С этой позиции привлекательность Казахстана растет.
Транспортные услуги — один из основных видов услуг в туризме. На них приходится и основная доля в структуре цены тура. В зависимости от продолжительности, дальности путешествия эта доля (в большинстве случаев) колеблется от 20 до 60 %
Различные виды транспорта используются туристскими организациями для перевозки туристов во время путешествий
Основная доля в общей структуре транспортных услуг принадлежит авиационному транспорту. Наибольшее количество туристов, особенно путешествующих на дальние расстояния, пользуются услугами авиации. При этом самолет можно, фигурально выражаясь, назвать транспортом индивидуалов. Наиболее массовые потоки туристов, путешествующих с курортной, деловой, развлекательной, познавательной целями, составляют индивидуальные туристы. И именно они чаще всего пользуются авиационным транспортом.
Автомобильный транспорт можно с полным правом назвать транспортом всеобщего применения, так как он используется повсеместно: от трансферов и экскурсий, внутримаршрутных перевозок автобусами до аренды малолитражных автомобилей туристами для личного пользования на отдыхе. Автобусы и автомобили транспорт местного и внутрирегионального значения. Особой популярностью пользуются автобусные экскурсионно-познавательные туры с посещением нескольких городов и достопримечательных мест. Для туристов удобно, что они могут разъезжать по маршруту и в пределах города на своем транспорте.
Главный конкурент автобусов в групповых перевозках — железная дорога. В пределах нашей страны она имеет некоторый приоритет и перед авиационными перевозками. Преимуществом железнодорожных перевозок являются также более низкие тарифы и (в зарубежных странах) разветвленная система скидок, проездных билетов и т. п., позволяющих путешествовать по значительно более низким ценам. Однако ни автобусные, ни железнодорожные перевозки не конкурируют с авиацией на дальних расстояниях.
Водный транспорт, речной и морской сами по себе уже вызывают образ туристского — круизного обслуживания и используются в туризме достаточно активно. Водные путешествия имеют ряд как преимуществ, так и недостатков по сравнению с другими видами транспорта. Наиболее значимыми преимуществами являются высокий уровень комфорта, большой объем единовременной загрузки, возможности реализации различных видов и целей туризма (познавательный, бизнес-туризм, учебный, шоп-туризм и др.), полноценного отдыха, полный комплекс жизнеобеспечения. Основными недостатками можно назвать невысокую скорость передвижения транспортных средств, высокие тарифы, ограничение мобильности, а зачастую и подверженность части людей «морской болезни» на морских круизах [2, с.23–29].
Ведущая роль в транспортном обслуживании потребностей Республики, стабильно принадлежит железнодорожному, воздушному, автомобильному транспорту (рисунок 1). Транзитные воздушные маршруты Казахстана являются выгодными для иностранных авиакомпаний, выполняющих полеты между Европой и Юго-Восточной Азией, так как позволяют значительно сократит, протяженность маршрутов. Имеющийся спрос на использование воздушного транспорта Казахстана требует совершенствования технических средств.
Транспортная сеть позволяет связать функционирующие на определенной территории объекты экономики, транспорт, внедренный в транспортную сеть, определяет доступность использования туристских зон. Таким образом, транспорт способствует развитию туризма в регионах, но в то же время на долю транспорта приходится до 70 % химического и до 90 % шумового загрязнения среды, что несомненно наносит вред экологии.
Улучшение ситуации с остальными видами транспорта свидетельствует о повышении интереса казахстанского гражданина к отрасли туризма. Самый большой процент прироста показателей показан на направлении железнодорожных путей. Это свидетельствует об укреплении Национального перевозчика «Казахстан Темир Жолы» на рынке оказания транспортных туристских перевозок.
На втором месте автомобильный транспорт, что обусловлено увеличением частных извозчиков в лице малых предприятий осуществляющих транспортные туры в основном на территории стран СНГ и отчасти в странах Европы.
Рис. 1. Динамика пассажирских перевозок РК [3]
В качестве средства доставки туристов в Казахстан главную роль играет авиасообщение. Поэтому чрезвычайно важным вопросом является развитие и усиление позиций на рынке национального авиаперевозчика. Необходима нейтрализация эффекта падения конкурентоспособности национальных авиалиний путем открытия рейсов по аналогичным маршрутам.
Большинство туристов предпочитает в плане сервиса и надежности услуги иностранных перевозчиков, что влечет за собой снижение пассажиропотока на авиарейсах, совершаемых отечественными перевозчиками. К тому же, высокая стоимость авиабилетов увеличивает стоимость турпродукта Казахстана и, соответственно, снижает его конкурентоспособность на международном рынке. На развитие туризма огромное влияние оказывает транспортная инфраструктура. Транспорт является связующим звеном между отдельными элементами туристской отрасли и способствует ее более быстрому развитию. Транспортная инфраструктура служит не только обеспечению сообщения между туристскими центрами. Также она может использоваться и в повседневной жизни рядовыми гражданами без туристских целей [4, с. 215–220].
Одним из основных факторов, влияющих на развитие международного туризма, являются пассажирские авиаперевозки. В нашу страну туристы прибывают в основном воздушным транспортом (согласно статистическим данным в 2013 году услугами воздушного транспорта воспользовались 262 119 (57,1 %) туристов).
В настоящее время в республику выполняют регулярные полеты шесть авиакомпаний дальнего зарубежья («KLM», «Lufthansa», «British Airlines», «Asiana Air Arabia», «China South Airlines», «Turkish Airlines»). Национальным авиаперевозчиком «Эйр Астана» выполняются регулярные рейсы в Турцию, Германию, Китай, Южную Корею, Таиланд, Великобританию, Индию, ОАЭ, Нидерланды. Из-за большой географической протяжённости Казахстана воздушный транспорт играет большую роль и зачастую не имеет альтернативы. В Казахстане имеется 22 крупных аэропорта, из которых 15 обслуживают международные перевозки. Большинство аэропортов недозагружены, пропускная способность аэронавигационной системы республики в настоящее время имеет более чем пятикратный запас. Большое значение для отрасли имеет транзит пассажирских авиаперевозок между Европой и Азией.
Последние крупные инвестиционные проекты:
- строительство нового аэропортового комплекса в городе Астана;
- строительство новой взлётно-посадочной полосы в аэропорту городе Атырау;
- строительство современного пассажирского терминала в Алматинском аэропорту;
- реконструкция взлётно-посадочной полосы в аэропорту Актюбинск;
- реконструкция взлётно-посадочной полосы в аэропорту Актау;
- строительство современного пассажирского терминала в Международном аэропорту Актау.
Аэропортовые сборы и цены на авиабилеты в Казахстане пока довольно высоки (по сравнению с Россией, а тем более с Западной Европой), что сдерживает развитие авиатранспорта в стране. За 2013 год перевезено 7,5 млн. пассажиров млн.
Большинство туристов предпочитает в плане сервиса и надежности услуги иностранных перевозчиков, что влечет за собой снижение пассажиропотока на авиарейсах, совершаемых отечественными перевозчиками. К тому же, высокая стоимость авиабилетов увеличивает стоимость туристского продукта Казахстана и, соответственно, снижает его конкурентоспособность на международном рынке.
Учитывая, что большинство поездок совершается с использованием авиатранспорта, необходимо обновить авиапарк, расширить географию пассажирских авиаперевозок, определить взвешенную ценовую и тарифную политику в целях увеличения туристского потока, повысить качество обслуживания.
Значительно расширилась деятельность авиакомпании «Эйр Астана» в области внутренних авиалиний и региональных авиакомпаний. В целях развития малой авиации запущен пилотный проект в Восточно-Казахстанской области. В нем предусмотрены авиа-перелеты [5].
Значение железнодорожного транспорта в Казахстане очень велико. Протяжённость железных дорог в Казахстане превышает 15 тыс. км. 16 стыковых пунктов (11 с Россией, 2 с Узбекистаном, 1 с Киргизией, 2 с Китаем) соединяют железнодорожную систему Казахстана с соседними государствами. Железнодорожные системы России и Казахстана чрезвычайно взаимозависимы.
В рамках стратегии развития транспорта в Казахстане до 2017 года будет построено почти 1 400 км новых и электрифицировано 2 700 км существующих железнодорожных участков.
По территории Казахстана проходят 132 маршрута пассажирских поездов собственного формирования. В том числе в пригородном сообщении курсируют поезда по 69 маршрутам; в местном сообщении — 49, в межгосударственном сообщении — 11, международном — 3. Также через территорию Республики Казахстан пролегают маршруты 17 пассажирских поездов формирования стран СНГ.
В целях повышения уровня сервисного обслуживания пассажиров на железнодорожном транспорте предусмотрен ряд мероприятий: рассматривается проект технологического процесса создания в пассажирских поездах ланч-боксов для пассажиров как на территории Республики Казахстан, так и на территории Российской Федерации, разработан проект программы выпуска красочного специализированного информационного буклета для пассажиров вагонов категории «купе СВ», «купе РИЦ».
Вместе с тем уровень обслуживания в поездах акционерного общества «Пассажирские перевозки» не соответствует международным стандартам. Высокий износ и большие сроки использования значительной доли вагонного парка, необходимость его замены или реконструкции обусловлены тем, что пассажирские перевозки являются убыточными, их субсидирование осуществляется за счет средств государственного бюджета.
В настоящее время действует специализированный туристский поезд «Жемчужина Шелкового Пути», который проходит по территории Казахстана, Узбекистана и Туркменистана, а в будущем предполагается довести его на западе до Тегерана (Иран), а на востоке до Пекина (КНР).
В последние годы в туристских целях активно используется автотранспорт, так как в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 5 декабря 2000 года N 1809 в перечень автомобильных дорог общего пользования республиканского значения включены дороги, ведущие к крупным туристским объектам и представляющие наибольший интерес в плане дальнейшего развития туризма:
1. Ташкент — Шымкент — Тараз — Алматы — Хоргос.
2. Шымкент — Кызылорда — Актобе — Уральск — Самара.
3. Алматы — Караганда — Астана — Петропавловск.
4. Астрахань — Атырау — Актау — граница Туркменистана.
5. Омск — Павлодар — Семипалатинск — Майкапчагай.
6. Астана — Костанай — Челябинск — Екатеринбург.
По данным на декабрь 2013 года Казахстан располагает сетью автомобильных дорог протяжённостью более 96 тысяч км, многие из которых нуждаются в реконструкции и ремонте.
Через Казахстан проходят 5 международных автомобильных маршрутов, общей протяжённостью 23 тыс. км. Автомобильные магистрали:
Алма-Ата — Астана — Костанай (трасса М-36) с выходом на Челябинск
Алма-Ата — Петропавловск с выходом на Омск
Алма-Ата — Семей — Павлодар (трасса М-38)с выходом на Омск
Алма-Ата — Шымкент (трасса М-39) с выходом на Ташкент
Шымкент — Актобе — Уральск (трасса М-32) с выходом на Самару
В 2009 году на территории страны началось строительство скоростной автомагистрали «Западная Европа — Западный Китай», которое завершится к 2015 году. Общая протяжённость дороги составит 8445 км, из них 2787 км по территории Казахстана (по Актюбинской, Кызылординской, Южно-Казахстанской, Жамбылской и Алматинской областям). Толщина асфальтобетонного покрытия составит 80 см, срок службы автомагистрали — 25 лет без капремонта, максимальная скорость движения — 120 км в час. Проектом предусмотрены автодорожные мосты через ряд рек, развязки в двух уровнях, дорожно-эксплуатационные комплексы, остановочные площадки, скотопрогоны, электронные табло. Одновременно со строительством будут ремонтировать и строить дороги в районах областей, расположенных вдоль трассы [6].
Автомобильный транспорт используется для организации шоп-туризма в приграничные государства и в экскурсионных маршрутах. Однако его развитие целиком зависит от состояния дорог и наличия надлежащего технического обслуживания туристских транспортных средств. Автобусный парк республики находится в запущенном состоянии, к тому же практически не имеет современных комфортабельных автобусов, что не позволяет поддерживать высокий уровень обслуживания туристов.
По данным статистики, в 2013 году услугами междугородних автобусов воспользовались 66 235 (20,1 процента) туристов, прочими сухопутными средствами — 106 670 (12,36 процента) туристов. В придорожной полосе отвода автомобильных дорог общего пользования республиканского значения действуют следующие объекты: АЗС — 925, СТО — 108, гостиницы — 62, пункты питания и торговли — 1124, автостоянки — 61 [7].
Порт Актау на Каспийском море связывает Казахстан с портами России, Туркменистана, Азербайджана и Ирана. В Республике Казахстан имеются сообщения по внутренним водным путям с Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой. Республиканским государственным казенным Восточно-Казахстанским предприятием водных путей установлен льготный тариф в размере 25 процентов от стоимости шлюзования через Усть-Каменогорский и Бухтарминский шлюзы для судов, имеющих лицензию на перевозку пассажиров и задействованных в туристской деятельности. При этом шлюзование маломерного флота через Усть-Каменогорский и Бухтарминский шлюзы проводится по установленному графику по льготному тарифу: 10 % от стоимости шлюзования при длине судна до 10 м и 20 % — при длине свыше 10 м. Согласно статданным в 2008 году данное предприятие обслужило 513 туристов. Другие водные артерии страны не используются в туристских целях. Вместе с тем в результате проведенных исследований выявлен большой интерес туристов из Европы к территории бассейна Каспийского моря как в плане пляжного туризма, так и организации круиза [8].
Проведенный SWOT-анализ транспортной инфраструктуры Казахстана показывает, что в Казахстане существует развитый транспортный узел, но тормозят развитие такие, как отсутствие информационной базы, содержащей субъекты туристической деятельности и системы отсутствие системы мониторинга и контроля бизнес-проектов развития транспортной инфраструктуры [рисунок 2].
Сильные стороны |
Слабые стороны |
— крупный транспортный узел, соединяющий Европу и Азию; — постепенный процесс модернизации существующей инфраструктуры. — наличие свободных территорий для развития транспортно-логистических комплексов. — постепенный процесс модернизации существующей инфраструктуры автодорог; — строительство автобана «Западная Европа — Западный Китай», который дает возможность развитию туристского маршрута «Великий Щелковый путь» — наличие водных ресурсов, пригодных для осуществления экскурсий; — наличие малых судов, которые могут быть использованы для осуществления круизов |
— отсутствие информационной базы, содержащей субъекты туристской деятельности; — отсутствие системы мониторинга и контроля бизнес-проектов развития транспортной инфраструктуры — отсутствие современных автотранспортных средств для обслуживания туристских потоков; — отсутствие придорожного сервиса; — дефицит финансовых ресурсов для ремонта изношенных дорог — изношенность судов; — высокие затраты на реконструкцию и техническое перевооружение судов; — отсутствие собственных инвестиционных ресурсов |
Возможности |
Угрозы |
— возможность развития туристской-транспортной инфраструктуры за счет привлечения инвестиций — возможность при модернизации производственной базы — развитие международных аэропортов Наличие региональных, городских программ, предусматривающих ремонт и строительство транспортной инфраструктуры. Усиление экологического контроля за деятельностью предприятий. Реализация проектов по реконструкции дорожной сети. |
— жесткая конкуренция со стороны других государств; — высокая стоимость туристских путевок в связи с высокими транспортными издержками; — отсутствие программы поддержки фирм, занимающихся въездным туризмом; —недостаток средств местного бюджета для обновления парка пассажирского транспорта общего пользования. — рост загрязнения окружающей среды. — усиление роли автотранспорта, загрязнение воздуха. |
Рис. 2. SWOT-анализ транспортной инфраструктуры Казахстана
Таким образом, развитие туризма напрямую связано с развитием транспортной инфраструктуры. В нашу страну туристы прибывают в основном воздушным транспортом. В целях внутреннего туризма используется чаще автодорожный транспорт. Ежегодно пополняется перечень дорог республиканского значения, среди которых дороги, ведущие к крупным туристским объектам. Основными факторами увеличения объемов въездного и внутреннего туризма являются развитие разветвленной и инновационной транспортной сети и расширение географии всех видов пассажирских перевозок.
Литература:
1. Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана
2. Гуляев В. Г. Туристские перевозки (документы, правила, формуляры, технология). — М.: Финансы и статистика, 1998.
3. Официальный Интернет-ресурс Агентства Республики Казахстан по статистике // www.stat.gov.kz
4. Никитинский Е. С., Вуколов В. Н. Формирование индустрии туризма в Казахстане за годы государственной независимости// Агентство Республики Казахстан по туризму и спорту, Казахская академия спорта и туризма. Материалы международной научно-практической конференции. — Астана, 2006. — С. 215–220.
5. Официальный сайт Министерство Транспорта и Коммуникаций Республики Казахстан.
6. Официальные данные комитета транспорта и путей сообщений.
7. Официальный сайт Министерство Транспорта и Коммуникаций Республики Казахстан.
8. Официальные данные департамента водного транспорта.