На протяжении всего существования человечества одной из немаловажных ценностей для человека является здоровье. С древних времен здоровье являлось для человека самым важным элементом гармоничного развития личности. Еще в древности оно понималось врачами и философами как главное условие свободной деятельности человека, его совершенства. Здоровье человека отражает одну из наиболее важных сторон жизни общества и тесно перекликается с фундаментальным правом человека на физическое и психическое и социальное благополучие при максимальной продолжительности его активной жизни.
Понятие «здоровье» с давних пор трактовалось многими учеными по разному, множество словарей дает свое определение «здоровья». В толковом словаре Даля здоровье рассматривается как состоянье животного тела (или растения), когда все жизненные отправления идут в полном порядке; отсутствие недуга, болезни. В 1968 году ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) приняла следующую формулировку: «Здоровье — свойство человека выполнять свои биосоциальные функции в изменяющейся среде, с перегрузками и без потерь, при отсутствии болезней и дефектов». [3,54] Лисицин Ю. П. отмечает, что здоровье нечто большее чем, отсутствие болезней и повреждений, — это возможность полноценно трудится, отдыхать, словом, выполнять присущие человеку функции, свободно, радостно жить». И. И. Брехман подчеркивает, что здоровье — это не отсутствие болезней, а физическая, социальная и психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с другими людьми, с природой и с самим собой. [1,212]
С понятием здоровья тесно связано другое не менее значимое понятие — здоровый образ жизни (ЗОЖ). Под которым следует понимать «способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека, конкретным условиям жизни и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и на полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций». В основе здорового образ жизни лежат семь факторов, выделенные Беллоком и Бреслау (1965г.): сон (7–8 часов), регулярное питание, отказ от дополнительного приема пищи (т. е. в перерывах между ее приемами), вес, не превышающий 10 % от оптимального (в зависимости от возраста), регулярные занятия спортом и закаливание, ограничение алкоголя, отказ от курения. Кроме того, ЗОЖ предполагает соблюдение правил личной гигиены, разумное соотношение труда и отдыха, удовлетворенность работой, достаточная медицинская активность. [4,94]
В силу того, что здоровье обладает таким значением, которое обусловливает все стороны жизнедеятельности, как общества, так и индивида, то можно рассматривать здоровье как универсальную, фундаментальную, высшую ценность. Поскольку здоровье населения страны — это высшая национальная ценность, то и возрождение наций должно начаться именно со здоровья, в первую очередь детей.
Проблема укрепления здоровья подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных в современной России. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о неудовлетворительном состоянии здоровья детей и подростков. В настоящее время лишь 10–14 % выпускников школы могут считаться здоровыми. В связи с этим, проблема формирования здорового образа жизни, а на индивидуальном уровне — здорового стиля жизни, является одной из наиболее приоритетных в современной педагогике, поскольку связана с решением сразу двух важнейших задач государственной политики в области образования: развития индивидуальности и формирования здоровой личности.
В последнее время обоснованную тревогу вызывает здоровье школьников. По данным НИИ Гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, около 90 % детей школьного возраста имеют отклонения физического и психического здоровья.
По данным Института возрастной физиологии РАО, «сама школа является причиной до 40 % всех факторов, ухудшающих условия существования детей». За годы обучения в школе в пять раз возрастает число нарушений зрения и осанки, в три раза увеличивается количество детей с заболеваниями органов пищеварения, в четыре раза — число нарушений психического здоровья детей. В школу, отмечают физиологи, «приходят около 20 % детей с нарушениями психического здоровья пограничного характера, а уже к концу первого класса их оказывается 60–70 %» [2,184]
Резко возросло число детей, страдающих алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией. Увеличилось число убийств и самоубийств, совершенных школьниками. Увеличение распространенности среди школьников курения, употребления алкоголя и наркотиков свидетельствует о низком уровне гигиенических знаний, а также о неэффективности существующих форм и методов гигиенического воспитания детей не только в организованных коллективах, но и в семье.
Соблюдение здорового образа жизни очень важно и необходимо, особенно среди детей, поэтому необходимо формировать ценностное отношение к здоровому образу жизни, создавать все условия для его поддержания. Вести здоровый образ жизни необходимо всегда, но в период подросткового возраста нужно уделить большое внимание этому процессу.
Подростковый возраст — это достаточно важный период для формирования здорового образа жизни ребенка. Во-первых, на этом возрастном этапе происходят физиологические и психологические изменения организма. Во-вторых, учеба — тяжелый умственный труд, связанный с напряжением центров коры больших полушарий. Подростковый возраст характеризуется половым созреванием, эмоциональной нестабильностью. От того, какие условия для учебы и развития ребенка созданы в школе, в первую очередь зависят здоровье и формирование здорового образа жизни развивающегося человека.
Для изучения характера ценностного отношения к здоровью у подростков нами было проведено эмпирическое исследование в г.Коврове Гимназии № 1 в 7 «Б» классе, в ходе которого применялись следующие методики: анкетирование; экспресс — диагностика ценностных представлений о здоровье (Ю. В. Науменко); опросник «Отношение к здоровью» (Р. А. Березовская).
Анализ результатов по методике «Экспресс — диагностика ценностных представлений о здоровье Ю. В. Науменко показал преобладание у подростков ресурсно-прагматического типа ценностного отношения к здоровью.
Так же нами было проведено анкетирование, обработка результатов тестирования выявило недостаточно осознанное отношение детей к формированию здорового образа жизни: 11 человек (48 %) ответили, что не всегда придерживаются нормальному режиму питания и могут обходиться без завтрака или обеда, 6 человек(26 %) указали, что не придерживаются режиму употребления пищи и могут, есть, когда им захочется. На вопрос о правильном режиме дня только лишь, 30 % детей ответили, что соблюдают правильный режим дня. Так же было выявлено, что большая часть класса, а это 69 % (16 человек) никогда не делали и не делают физические упражнения утром, только лишь 6 человек (26 %) делают зарядку изредка.
Результаты на вопрос об активном отдыхе разделили класс на 3 группы, 30 % класса регулярно выбираются с родителями на природу, 34 % делают это иногда и 35 % класса очень редко или никогда. На вопрос «Часто ли вы устаете после уроков?» всего лишь 26 % (6 человек) ответили, что устают очень сильно. Только лишь половина класса (43 %) ответили, что хорошо спят ночью и не страдают бессонницей.
Но, как положительный момент в формировании здорового образа жизни, можно отметить, что сравнительное большинство учащихся- 19 человек (87 %) не страдают хроническими заболеваниями, 60 %(14 человек) детей ответили, что с удовольствием ходят на уроки физической культуры. Нужно отметить, что на данный вопрос положительно ответила часть класса: одни мальчики(10 человек) и девочки (4 человека). На вопросы о вредных привычках дети ответили, что из них никто не употреблял алкогольные напитки и 90, 3 % учащихся сказали, что не курят.
Таким образом, из результатов анкетирования можно определить, что у учащихся недостаточно высокий уровень здорового образа жизни, многие из детей не придерживаются режима дня и неправильно питаются, меньше половины класса активно занимаются спортом и около 60 % класса болеет 3–4 раза в год, всего лишь 17 % учащихся (4 человека) болеют редко.
Качественный анализ результатов исследования по методике «Исследование отношения к здоровью» Р. А. Березовской позволил получить следующие результаты по различным уровням отношения к здоровью:
На когнитивном уровне — большинство подростков (66,6 %) осведомлены о сфере здоровья на среднем уровне, не знают основные факторы риска, однако проявляют понимание роли здоровья в обеспечении активной и продолжительной жизни.
На эмоциональном уровне отношение к здоровью у подростков характеризуется следующими переживаниями: когда со здоровьем у подростков все благополучно, подростки испытывают следующие чувства: ничего не угрожает — 33,3 % подростков, спокойствие –75 % подростков, ничего не беспокоит — 41,7 % подростков. Следует отметить, что безразличное отношение к здоровью отметили 25 % подростков. Таким образом, качественный анализ ответов на эмоциональном уровне позволяет сделать вывод об оптимальном уровне тревожности по отношению к своему здоровью, однако у подростков отсутствуют умения радоваться благополучию в состоянии здоровья.
На поведенческом уровне — подростки в большинстве случаев не соотносят свои действия и поступки с требованиями здорового образа жизни, о чем свидетельствуют следующие результаты исследования: не считают соблюдать режим сна и отдыха (41,7 % подростков); избегают вредных привычек только 25 % подростков, никто из подростков не посещает врача в профилактических целях; занимаются физическими упражнениями и посещают спортивные секции 25 % подростков.
На ценностно-мотивационном уровне — мотивация на сохранение и укрепление здоровья выражена незначительно, значимость здоровья в иерархии ценностей не достигает высокого уровня. В исследуемой группе подростков здоровье по результатам ранжирования занимает 4 позицию из 7
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод о недостаточном отношении подростков к здоровью как ценности.
С целью формирования ценностного отношения к здоровью была разработана программа из 7 занятий. Цель программы — формирование у подростков ценностного отношения к здоровью и ценности здорового образа жизни.
Тема мероприятия |
Содержание мероприятия |
Форма проведения мероприятия |
1.«Что я знаю о здоровье?» |
Вводная лекция на тему здоровья, расширение представлений у подростков, что такое здоровье и как оно важно. Беседа с детьми на данную тему и Блиц-опрос о фактах про здоровье. |
Классный час. Проводит классный руководитель, социальный педагог. |
2.«Здоровье как мера жизни» |
Мероприятие проводится в виде командной игры, для формирования у учащихся личной ответственности за своё здоровье. |
Командная игра. Проводит классный руководитель, социальный педагог. |
3.«Вред алкоголя и наркотиков» |
Наглядная презентация на тему вреда алкоголя и наркотиков, беседа с детьми на данную тему. Формирование устойчивой позиции учащихся отказа от вредных привычек. |
Презентация. Беседа Проводит классный руководитель, социальный педагог. |
4.«Что мы знаем о курении?» |
Наглядная презентация на тему вреда курения, беседа с детьми на данную тему. Формирование устойчивой позиции учащихся отказа от вредных привычек. |
Презентация. Беседа Проводит классный руководитель, социальный педагог. |
5.«Спорт — это жизнь» |
Презентация на тему спорта, формирование желания заниматься спортом, знакомство с различными видами спорта и известными спортсменами. |
Презентация. Беседа. Проводит классный руководитель, социальный педагог, учитель физкультуры. |
6. Показ фильма на тему здорового образа жизни. |
Просмотр фильма на тему здоровья и здорового образа жизни. Диспут по окончании просмотра фильма |
Классный час. Показ фильма. Проводит социальный педагог, классный руководитель. |
7.Итоговый классный час «Здоровье мое — будущее» |
Закрепление у учащихся полученных знаний, умений и навыков ведения здорового образа жизни, конкурс рисунков «Хорошо ли иметь вредные привычки?» |
Классный час. Беседа. Проводит классный руководитель или педагог. |
Таким образом, для формирования ценностного здорового образа жизни среди подростков необходимо создавать комплексный подход к решению данной проблемы. Это означает необходимость объединения усилий всех субъектов учебно-воспитательного процесса: педагогических работников, родителей и самих подростков. Необходимо организовать внеклассную работу по формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни через спортивные конкурсы, тренинги, походы, спортивно-развлекательные игры и др. Социальным педагогом и психологом в условиях учебно-воспитательного процесса в школе должна организовываться систематическая диагностика уровня сформированности представлений о ЗОЖ у подростков. С целью освещения проблем по формированию ЗОЖ необходимо проведение консультаций, бесед, собраний и конференций, как для педагогического коллектива, так и для родителей учащихся. Также необходимой мерой является активное вовлечение родителей на родительских собраниях в обмен опытом для сохранения и поддержания собственного здоровья и здоровья своих детей. Классный руководитель совместно с учителями предметниками должны организовывать внеклассную работу, которая также будет способствовать формированию ценностного отношения к ЗОЖ у подростков.
Литература:
1. Брехман, И. И. Валеология — наука о здоровье / И. И. Брехман. — М.: Физкультура и спорт, 1990. — 212 с. ISBN 5–278–00214-Х
2. Гликман, И. Национальный проект «Здоровье» и школа / И. Гликман // Народное образование.– 2007. — № 4. — С. 184–188.
3. Новолодская, Е. Г. Мы выбираем жизнь! Из опыта работы по профилактике вредных привычек у младших школьников / Е. Г. Новолодская, Л. М. Арутюнян, Н. В. Дмитриева // Начальная школа. — 2010. — № 12. — С. 54 -57.
4. Нестерова, И. А. Здоровый образ жизни в контексте категории «здоровье» / И. А. Нестерова // Высшее образование сегодня. — 2011. — № 2. — С. 92- 94.