Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни среди подростков в учебно-воспитательном процессе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (65) май-1 2014 г.

Дата публикации: 20.04.2014

Статья просмотрена: 10145 раз

Библиографическое описание:

Павлова, Е. О. Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни среди подростков в учебно-воспитательном процессе / Е. О. Павлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 6 (65). — С. 745-748. — URL: https://moluch.ru/archive/65/10448/ (дата обращения: 15.11.2024).

На протяжении всего существования человечества одной из немаловажных ценностей для человека является здоровье. С древних времен здоровье являлось для человека самым важным элементом гармоничного развития личности. Еще в древности оно понималось врачами и философами как главное условие свободной деятельности человека, его совершенства. Здоровье человека отражает одну из наиболее важных сторон жизни общества и тесно перекликается с фундаментальным правом человека на физическое и психическое и социальное благополучие при максимальной продолжительности его активной жизни.

Понятие «здоровье» с давних пор трактовалось многими учеными по разному, множество словарей дает свое определение «здоровья». В толковом словаре Даля здоровье рассматривается как состоянье животного тела (или растения), когда все жизненные отправления идут в полном порядке; отсутствие недуга, болезни. В 1968 году ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) приняла следующую формулировку: «Здоровье — свойство человека выполнять свои биосоциальные функции в изменяющейся среде, с перегрузками и без потерь, при отсутствии болезней и дефектов». [3,54] Лисицин Ю. П. отмечает, что здоровье нечто большее чем, отсутствие болезней и повреждений, — это возможность полноценно трудится, отдыхать, словом, выполнять присущие человеку функции, свободно, радостно жить». И. И. Брехман подчеркивает, что здоровье — это не отсутствие болезней, а физическая, социальная и психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с другими людьми, с природой и с самим собой. [1,212]

С понятием здоровья тесно связано другое не менее значимое понятие — здоровый образ жизни (ЗОЖ). Под которым следует понимать «способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека, конкретным условиям жизни и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и на полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций». В основе здорового образ жизни лежат семь факторов, выделенные Беллоком и Бреслау (1965г.): сон (7–8 часов), регулярное питание, отказ от дополнительного приема пищи (т. е. в перерывах между ее приемами), вес, не превышающий 10 % от оптимального (в зависимости от возраста), регулярные занятия спортом и закаливание, ограничение алкоголя, отказ от курения. Кроме того, ЗОЖ предполагает соблюдение правил личной гигиены, разумное соотношение труда и отдыха, удовлетворенность работой, достаточная медицинская активность. [4,94]

В силу того, что здоровье обладает таким значением, которое обусловливает все стороны жизнедеятельности, как общества, так и индивида, то можно рассматривать здоровье как универсальную, фундаментальную, высшую ценность. Поскольку здоровье населения страны — это высшая национальная ценность, то и возрождение наций должно начаться именно со здоровья, в первую очередь детей.

Проблема укрепления здоровья подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных в современной России. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о неудовлетворительном состоянии здоровья детей и подростков. В настоящее время лишь 10–14 % выпускников школы могут считаться здоровыми. В связи с этим, проблема формирования здорового образа жизни, а на индивидуальном уровне — здорового стиля жизни, является одной из наиболее приоритетных в современной педагогике, поскольку связана с решением сразу двух важнейших задач государственной политики в области образования: развития индивидуальности и формирования здоровой личности.

В последнее время обоснованную тревогу вызывает здоровье школьников. По данным НИИ Гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, около 90 % детей школьного возраста имеют отклонения физического и психического здоровья.

По данным Института возрастной физиологии РАО, «сама школа является причиной до 40 % всех факторов, ухудшающих условия существования детей». За годы обучения в школе в пять раз возрастает число нарушений зрения и осанки, в три раза увеличивается количество детей с заболеваниями органов пищеварения, в четыре раза — число нарушений психического здоровья детей. В школу, отмечают физиологи, «приходят около 20 % детей с нарушениями психического здоровья пограничного характера, а уже к концу первого класса их оказывается 60–70 %» [2,184]

Резко возросло число детей, страдающих алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией. Увеличилось число убийств и самоубийств, совершенных школьниками. Увеличение распространенности среди школьников курения, употребления алкоголя и наркотиков свидетельствует о низком уровне гигиенических знаний, а также о неэффективности существующих форм и методов гигиенического воспитания детей не только в организованных коллективах, но и в семье.

Соблюдение здорового образа жизни очень важно и необходимо, особенно среди детей, поэтому необходимо формировать ценностное отношение к здоровому образу жизни, создавать все условия для его поддержания. Вести здоровый образ жизни необходимо всегда, но в период подросткового возраста нужно уделить большое внимание этому процессу.

Подростковый возраст — это достаточно важный период для формирования здорового образа жизни ребенка. Во-первых, на этом возрастном этапе происходят физиологические и психологические изменения организма. Во-вторых, учеба — тяжелый умственный труд, связанный с напряжением центров коры больших полушарий. Подростковый возраст характеризуется половым созреванием, эмоциональной нестабильностью. От того, какие условия для учебы и развития ребенка созданы в школе, в первую очередь зависят здоровье и формирование здорового образа жизни развивающегося человека.

Для изучения характера ценностного отношения к здоровью у подростков нами было проведено эмпирическое исследование в г.Коврове Гимназии № 1 в 7 «Б» классе, в ходе которого применялись следующие методики: анкетирование; экспресс — диагностика ценностных представлений о здоровье (Ю. В. Науменко); опросник «Отношение к здоровью» (Р. А. Березовская).

Анализ результатов по методике «Экспресс — диагностика ценностных представлений о здоровье Ю. В. Науменко показал преобладание у подростков ресурсно-прагматического типа ценностного отношения к здоровью.

Так же нами было проведено анкетирование, обработка результатов тестирования выявило недостаточно осознанное отношение детей к формированию здорового образа жизни: 11 человек (48 %) ответили, что не всегда придерживаются нормальному режиму питания и могут обходиться без завтрака или обеда, 6 человек(26 %) указали, что не придерживаются режиму употребления пищи и могут, есть, когда им захочется. На вопрос о правильном режиме дня только лишь, 30 % детей ответили, что соблюдают правильный режим дня. Так же было выявлено, что большая часть класса, а это 69 % (16 человек) никогда не делали и не делают физические упражнения утром, только лишь 6 человек (26 %) делают зарядку изредка.

Результаты на вопрос об активном отдыхе разделили класс на 3 группы, 30 % класса регулярно выбираются с родителями на природу, 34 % делают это иногда и 35 % класса очень редко или никогда. На вопрос «Часто ли вы устаете после уроков?» всего лишь 26 % (6 человек) ответили, что устают очень сильно. Только лишь половина класса (43 %) ответили, что хорошо спят ночью и не страдают бессонницей.

Но, как положительный момент в формировании здорового образа жизни, можно отметить, что сравнительное большинство учащихся- 19 человек (87 %) не страдают хроническими заболеваниями, 60 %(14 человек) детей ответили, что с удовольствием ходят на уроки физической культуры. Нужно отметить, что на данный вопрос положительно ответила часть класса: одни мальчики(10 человек) и девочки (4 человека). На вопросы о вредных привычках дети ответили, что из них никто не употреблял алкогольные напитки и 90, 3 % учащихся сказали, что не курят.

Таким образом, из результатов анкетирования можно определить, что у учащихся недостаточно высокий уровень здорового образа жизни, многие из детей не придерживаются режима дня и неправильно питаются, меньше половины класса активно занимаются спортом и около 60 % класса болеет 3–4 раза в год, всего лишь 17 % учащихся (4 человека) болеют редко.

Качественный анализ результатов исследования по методике «Исследование отношения к здоровью» Р. А. Березовской позволил получить следующие результаты по различным уровням отношения к здоровью:

На когнитивном уровне — большинство подростков (66,6 %) осведомлены о сфере здоровья на среднем уровне, не знают основные факторы риска, однако проявляют понимание роли здоровья в обеспечении активной и продолжительной жизни.

На эмоциональном уровне отношение к здоровью у подростков характеризуется следующими переживаниями: когда со здоровьем у подростков все благополучно, подростки испытывают следующие чувства: ничего не угрожает — 33,3 % подростков, спокойствие –75 % подростков, ничего не беспокоит — 41,7 % подростков. Следует отметить, что безразличное отношение к здоровью отметили 25 % подростков. Таким образом, качественный анализ ответов на эмоциональном уровне позволяет сделать вывод об оптимальном уровне тревожности по отношению к своему здоровью, однако у подростков отсутствуют умения радоваться благополучию в состоянии здоровья.

На поведенческом уровне — подростки в большинстве случаев не соотносят свои действия и поступки с требованиями здорового образа жизни, о чем свидетельствуют следующие результаты исследования: не считают соблюдать режим сна и отдыха (41,7 % подростков); избегают вредных привычек только 25 % подростков, никто из подростков не посещает врача в профилактических целях; занимаются физическими упражнениями и посещают спортивные секции 25 % подростков.

На ценностно-мотивационном уровне — мотивация на сохранение и укрепление здоровья выражена незначительно, значимость здоровья в иерархии ценностей не достигает высокого уровня. В исследуемой группе подростков здоровье по результатам ранжирования занимает 4 позицию из 7

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод о недостаточном отношении подростков к здоровью как ценности.

С целью формирования ценностного отношения к здоровью была разработана программа из 7 занятий. Цель программы — формирование у подростков ценностного отношения к здоровью и ценности здорового образа жизни.

Тема мероприятия

Содержание мероприятия

Форма проведения мероприятия

1.«Что я знаю о здоровье?»

Вводная лекция на тему здоровья, расширение представлений у подростков, что такое здоровье и как оно важно. Беседа с детьми на данную тему и Блиц-опрос о фактах про здоровье.

Классный час. Проводит классный руководитель, социальный педагог.

2.«Здоровье как мера жизни»

Мероприятие проводится в виде командной игры, для формирования у учащихся личной ответственности за своё здоровье.

Командная игра. Проводит классный руководитель, социальный педагог.

3.«Вред алкоголя и наркотиков»

Наглядная презентация на тему вреда алкоголя и наркотиков, беседа с детьми на данную тему. Формирование устойчивой позиции учащихся отказа от вредных привычек.

Презентация. Беседа

Проводит классный руководитель, социальный педагог.

4.«Что мы знаем о курении?»

Наглядная презентация на тему вреда курения, беседа с детьми на данную тему. Формирование устойчивой позиции учащихся отказа от вредных привычек.

Презентация. Беседа

Проводит классный руководитель, социальный педагог.

5.«Спорт — это жизнь»

Презентация на тему спорта, формирование желания заниматься спортом, знакомство с различными видами спорта и известными спортсменами.

Презентация. Беседа. Проводит классный руководитель, социальный педагог, учитель физкультуры.

6. Показ фильма на тему здорового образа жизни.

Просмотр фильма на тему здоровья и здорового образа жизни. Диспут по окончании просмотра фильма

Классный час. Показ фильма. Проводит социальный педагог, классный руководитель.

7.Итоговый классный час «Здоровье мое — будущее»

 Закрепление у учащихся полученных знаний, умений и навыков ведения здорового образа жизни, конкурс рисунков «Хорошо ли иметь вредные привычки?»

Классный час. Беседа. Проводит классный руководитель или педагог.

Таким образом, для формирования ценностного здорового образа жизни среди подростков необходимо создавать комплексный подход к решению данной проблемы. Это означает необходимость объединения усилий всех субъектов учебно-воспитательного процесса: педагогических работников, родителей и самих подростков. Необходимо организовать внеклассную работу по формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни через спортивные конкурсы, тренинги, походы, спортивно-развлекательные игры и др. Социальным педагогом и психологом в условиях учебно-воспитательного процесса в школе должна организовываться систематическая диагностика уровня сформированности представлений о ЗОЖ у подростков. С целью освещения проблем по формированию ЗОЖ необходимо проведение консультаций, бесед, собраний и конференций, как для педагогического коллектива, так и для родителей учащихся. Также необходимой мерой является активное вовлечение родителей на родительских собраниях в обмен опытом для сохранения и поддержания собственного здоровья и здоровья своих детей. Классный руководитель совместно с учителями предметниками должны организовывать внеклассную работу, которая также будет способствовать формированию ценностного отношения к ЗОЖ у подростков.

Литература:

1.                  Брехман, И. И. Валеология — наука о здоровье / И. И. Брехман. — М.: Физкультура и спорт, 1990. — 212 с. ISBN 5–278–00214-Х

2.                  Гликман, И. Национальный проект «Здоровье» и школа / И. Гликман // Народное образование. 2007. — № 4. — С. 184–188.

3.                  Новолодская, Е. Г. Мы выбираем жизнь! Из опыта работы по профилактике вредных привычек у младших школьников / Е. Г. Новолодская, Л. М. Арутюнян, Н. В. Дмитриева // Начальная школа. — 2010. — № 12. — С. 54 -57.

4.                  Нестерова, И. А. Здоровый образ жизни в контексте категории «здоровье» / И. А. Нестерова // Высшее образование сегодня. — 2011. — № 2. — С. 92- 94.

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, здоровье, классный руководитель, подросток, социальный педагог, ценностное отношение, формирование, классный час, ребенок, подростковый возраст.


Похожие статьи

Формирование ценностных ориентаций старшеклассников в профессиональном обучении

Развитие социальной уверенности старших дошкольников в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Развитие личностно ориентированного взаимодействия педагога дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников

Создание условий для психологического комфорта детей в воспитательном процессе образовательного учреждения

Роль педагога в формировании представлений о ценности здорового образа жизни у воспитанников детского дома

Формирование поликультурной компетентности воспитанников в учебно-воспитательном процессе

Особенности применения культуроохранных технологий в формировании гражданско-патриотических ориентиров молодых семей

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у младших школьников

Формирование творческой и социально активной личности дошкольника в рамках инновационной деятельности

Формирование этнокультурной самоидентификации обучающихся в воспитательном пространстве образовательных учреждений

Похожие статьи

Формирование ценностных ориентаций старшеклассников в профессиональном обучении

Развитие социальной уверенности старших дошкольников в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Развитие личностно ориентированного взаимодействия педагога дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников

Создание условий для психологического комфорта детей в воспитательном процессе образовательного учреждения

Роль педагога в формировании представлений о ценности здорового образа жизни у воспитанников детского дома

Формирование поликультурной компетентности воспитанников в учебно-воспитательном процессе

Особенности применения культуроохранных технологий в формировании гражданско-патриотических ориентиров молодых семей

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у младших школьников

Формирование творческой и социально активной личности дошкольника в рамках инновационной деятельности

Формирование этнокультурной самоидентификации обучающихся в воспитательном пространстве образовательных учреждений

Задать вопрос