Ключевые слова: эксгумация, религия, моральные нормы, религия, обычаи, уголовно-процессуальное законодательство.
Российская Федерация является страной, где проживают разные народы со своими исторически сложившимися традициями, обычаями, религиями и мировоззрениями. В связи с этим наблюдается, что некоторые правовые нормы не соответствуют этическим и религиозным убеждениям отдельных народов, вошедших в субъектный состав Российской Федерации. Одна из этих проблем в уголовном процессе связана с производством эксгумации.
Эксгумация как следственное действие предусмотрено ст.178 УПК РФ и представляет собой извлечение трупа из места его захоронения с целью осмотра его и объектов, находящихся при нем, гроба и могилы, а также проведения других следственных действий для проверки имеющихся и установления новых доказательств. Эксгумацию проводит следователь на основании постановления в присутствии понятых и с участием судебно-медицинского эксперта [1].
Поводами для судебно-медицинского исследования эксгумированного трупа могут быть:
· захоронение трупа без судебно-медицинского или патологоанатомического исследования, при возникновении в последующем версий о возможности насильственной смерти;
· существенные дефекты первичного судебно-медицинского исследования трупа, установленные следственным путем или в судебном заседании, затрудняющие решение важных для следствия и суда вопросов;
· вновь открывшиеся обстоятельства, требующие разрешения вопросов, не поставленных перед экспертом при первичном исследовании трупа;
· обнаружение трупа, тайно захороненного преступником, или случайное обнаружение трупа, захороненного, например, при строительных работах.
Таким образом, исследование эксгумированного трупа может быть либо первичным, либо повторным.
При повторном проведении эксгумации необходимо иметь информацию о степени сохранности трупа, то есть о давности захоронения, времени года, когда оно было проведено, условиях нахождения трупа в земле и ее характере, возрасте умершего и причине смерти, о предшествующем смерти состоянии организма или трупа, так как встречаются случаи, когда повторное исследование трупа после производства эксгумации не всегда может восполнить пробелы, допущенные при первичном его вскрытии [3].
После того как необходимость производства эксгумации выясняется, следователь выносит постановление об ее производстве и уведомляет об этом близких родственников покойного. В случае если они возражают против эксгумации, разрешение на ее проведение следователь получает через суд.
Особенности эксгумации как сложного и своеобразного следственного действия обусловлены в большинстве случаев тем, что в его производстве значительную роль занимают нравственные нормы и этика общения с родственниками покойного.
Так, издревле якуты к проведению эксгумации относятся негативно, потому что считается, что при его проведении мы нарушаем покой и тревожим дух умершего. Это связано с погребальным культом якутов и их отношении к смерти и загробному миру. Так, например, если христианский поминальный цикл получил какое-то отражение в погребальном обряде якутов, то обычай поминовения умерших, известный под названием «родительский день», никак не привился. Якуты по сей день считают за грех посещать места погребений и тревожить тем самым покойных [2]. Они верят, что после смерти происходит перерождение души человека. В якутском сознании традиционные представления о зыбкости границ между миром живых и миром мертвых оказались весьма устойчивыми.
В связи с этим, в судебной практике Верховного Суда Республики Саха (Якутия) часто встречаются случаи по поводу обжалования решений нижестоящих судов о проведении эксгумации. Поводами для обжалований является возражение родственников против эксгумации с просьбой не тревожить покой умершего. Эта проблема вызвала большой общественный резонанс. Изучение данной проблемы наводит на мысли о том, что родственники умершего зачастую готовы даже отказаться от справедливого наказания преступника, лишь бы избежать производства эксгумации. Данная проблема актуальна не только для Республики Саха (Якутия), но и многих других субъектов страны, где обычаи и традиции ставятся выше иных норм, например, Чеченская Республика, Республики Алтай, Бурятия, Дагестан и другие. Решение данной проблемы видится в том, чтобы суды субъектов выносили решения о производстве эксгумации с учетом региональных традиций.
Литература:
1. Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК РФ) от 18.12.2001 N 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2001 действующая редакция от 15.02.2014)// «Собрание законодательства РФ». 24.12.2001. № 52 (ч. I). ст. 4921.
2. Бравина Р.И. Концепция жизни и смерти в культуре этноса: На материале традиций саха // Р. И. Бравина. – Новосибирск. Наука. 2005. – С. 210.
3. Кудрявцев В. Л. Эксгумация: особенности принятия решения и тактики производства // Российский следователь. №2. 2005. – С. 2.