В статье рассматриваются концептуальные и методические аспекты контроллинга, значимые для его успешного внедрения в практику российских предприятий. Представлена эволюция контроллинга за достаточно длительный период. Проанализированы существующие подходы к определению роли и места контроллинга в системе управления.
Ключевые слова: контроллинг, управленческий учет, исторические этапы развития контроллинга, американская и немецкая модели контроллинга.
Переход экономики России на рыночные условия хозяйствования предопределил те изменения, которые происходят в планировании, учете, контроле производственно-хозяйственной деятельности и всей системе управления предприятиями. Изменились не только экономические приоритеты, ставившие во главу угла интересы государства, общественное благо, удовлетворение потребностей трудящихся, другими стали цель предпринимательства, средства ее достижения, экономическая основа общества. На первом месте сейчас интересы собственников предприятий, их акционеров, персонала. Только при удовлетворении каждого может быть обеспечено богатство общества. Изменились цели производства, методы их достижения, средства обеспечения. Поэтому остро встал вопрос поиска новой системы планирования, учета и контроля производственно-хозяйственной деятельности предприятий и организаций.
Сегодня количество промышленных предприятий, внедряющих систему «корпоративного управления результативностью», неуклонно растет. Такое внимание к контроллингу объясняется тем, что он надежно ориентирует предприятие в рыночных отношениях по сравнению с прежними системами планирования и учета, а потому неудивительно, что данной теме уделяется все больше внимания [6, с.25].
Под контроллингом понимается упреждающий контроль на основе наблюдения за изменениями объекта. Понятие «контроллинг» произошло от английского «to control» — контролировать, управлять, которое в свою очередь происходит от французского слова, означающего «реестр, проверочный список» [2].
Контроллинг рассматривается как система информационно-аналитической, методической и консультационной поддержки управления, и направлен на обеспечение соответствующей поддержки таких направлений управленческой деятельности в организациях как:
1) планирование, организация и контроль процесса продажи товаров;
2) финансовый менеджмент организаций;
3) управление процессами снабжения;
4) управление инвестиционной деятельностью;
5) управление персоналом организации.
Предпосылки формирования и развития контроллинга как системы менеджмента предприятия были предопределены исторически. В своем современном виде контроллинг сформировался лишь к XX веку, и его развитие происходило в рамках общей эволюции учетной мысли. Несмотря на это проследить развитие контроллинга до данного этапа представляется сложным по ряду причин:
1) во-первых, поскольку контроллинг как отдельная научная дисциплина был оформлен в XX веке, ранее можно было говорить о формировании лишь отдельных его инструментов;
2) во-вторых, имеющиеся данные прошлых эпох не отражают реального развития учетной мысли в связи с потерей значительного массива материальных носителей, а также неоднозначности трактовок;
3) в-третьих, проще всего проследить развитие контрольной составляющей контроллинга, хотя очевидно, что эти понятия не тождественны [3].
Значительный вклад в формирование контроллинга внесли разработки немецкой и, особенно, англо-американской школы. Предпосылки формирования и развития контроллинга как системы менеджмента предприятия были предопределены исторически. Общеизвестно, что контроллинг впервые появился в Германии, его прародителем считается Альбрехт Дайле — основатель компании Controller Akademie. Пионер контроллинга сделал не мало для того, чтобы существовало единое понимание задач и роли контроллера в компании. С конца XX века контроллинг используется как управленческая функция, причем преимущественно в компаниях Германии, Австрии и Швейцарии.
Несмотря на то, что наиболее полно система контроллинга как система управления была впервые описана и применена в США, данный термин там почти не используется. Вместо него в англоязычных странах (таких как США и Великобритания) применяется понятие «управленческий учет» (managerial accounting, management accounting), в рамках которого и решается весь комплекс задач контроллинга.
Анализ ситуации показывает, что сферы контроллинга и финансов на предприятиях ФРГ, как правило, организационно разграничены. Стоит отметить, что швейцарские и немецкие контроллеры понимают свое место в организационной структуре предприятия несколько иначе, чем их американские коллеги. Система контроллинга на предприятиях США в большинстве случаев включает финансы и управленческий учет, но не отвечает за проблемы информатики.
Немецкая модель контроллинга включает себя и бухгалтерский учет, и информационный менеджмент. При этом информационное обеспечение в контроллинге затрагивает не только процесс оперативного бюджетирования, но и стратегического планирования. То, что намечено в стратегических прогнозах, должно подтверждаться ежедневной оперативной управленческой политикой. Отсюда следует, что многостороннее сопровождение менеджмента требует наличия компетентной в различных областях и сильной в методическом отношении контроллинговой службы.
Однако для успешной работы контроллер должен обладать не только юридическим мышлением, но и логикой внешнего бухгалтерского (финансового) учета.
В сфере контроллинга верным считается то решение, которое на самом деле работает, копируется для будущего и по опыту кажется применимым в большинстве практических случаев. В этом случае последнее слово за клиентом, то есть менеджером, который работает с информацией, подготавливаемой контролером, и принимает на ее основе управленческие решения.
Поскольку финансы и налоги предметы одной области, поэтому финансовая бухгалтерия, бухгалтерская отчетность с балансом и отчетом о движении денежных средств хорошо вписываются в логику образа мышления «дебет-кредит»: в пассиве — использование ресурсов, в активе — их происхождение. Для того чтобы управлять финансами, необходимо придерживаться принципа и формы дебетового и кредитового выражения. Тем самым финансы, налоги и балансоведение вместе логически подходят друг другу.
Контроллер выступает в качестве архитектора системы планирования на предприятии, в такой же степени отвечая за интеграцию всего финансового комплекса, как и за интеграцию планирования в маркетинге, в научно-исследовательских разработках и в техническом обеспечении. Контроллер отвечает за планирование на предприятии, что же касается непосредственно конкретно запланированного, то это находится уже в компетенции менеджера, который и несет ответственность за внутреннее содержание плановых цифр.
Контроллер, кроме того, отвечает за открытость, информационную прозрачность результатов деятельности предприятия. Это выражается в том, что контроллер отвечает за общую логику и инструментарий при обеспечении гласности на предприятии, что рекомендуется предусмотреть организационно.
При этом понятно, что на малых предприятиях самые разнообразные функции выполняется одно и тоже лицо. Если на малом предприятии работает руководитель отдела продаж, то он одновременно и финансовый руководитель, и контроллер, и руководитель отдела кадров, и он же отвечает за управление фирмой в целом. Даже если в иерархии малого предприятия предусмотрена должность наподобие контролера, на практике ее занимает бухгалтер. Именно калькуляция связывает маркетинг, технику и то, что принято называть способностью решения стратегических проблем предприятия.
Для осуществления контроллинга как функции управления на предприятии должны быть созданы структурные единицы, которые бы осуществляли централизованно разработку планов и контроль за их реализацией. Такими службами выступают отдел контроллинга и отдел планирования. Служба контроллинга не решает что планировать, а лишь дает рекомендации о том, как и когда планировать, и оценивает возможность реализации запланированных мероприятий.
Исходя из всего вышесказанного, стоит отметить, что в современных рыночных условиях контроллинг направлен на выявление всех возможностей и рисков, связанных с оптимизацией финансового результата, широко применим в зарубежных странах. В России контроллинг как концепция экономического управления предприятием только зарождается, и в основном применяется только в управлении финансами и производством.
Литература:
1. Галаган, А. М. Счетоводство в его историческом развитии / А. М. Галаган. — М.: Государственное издательство, 1927.– 170 с.
2. Жаков В. С. Финансовый контроль в системе управления хозяйственной деятельностью предприятия: дис.... канд. экон. наук: 08.00.10 / В. С. Жаков. — Москва, 2000. — 155 c.
3. Мухомедзянова Е. В. Контроллинг как функция управления предприятием / Е. В. Мухомедзянова // Вестник МГТУ. — М., 2006. — № 4. — С.655–658.
4. Рыбянцева М. С. Развитие контроллинга в исторической ретроспективе: основные этапы и вехи эволюции / М. С. Рыбянцева, Д. А. Баталов // Экономические науки. Учет и аудит. — 2011. — № 7. [Электронный ресурс]. URL: http://krasgmu.net/publ/uchebnye_materialy/obuchajushhie_materialy/1/11–1-0–278 (дата обращения: 18.02.2014). ISBN: 978–5-394–00790–3.
5. Синявец Т. Д. Теоретико-методологические основы контроллинга системы управления персоналом: дис.... д-ра экон. наук: 08.00.05 / Т. Д. Синявец. — Екатеринбург, 2012. — 368с.
6. Хаузер М. Корпоративное управление результативностью / М. Хаузер // Экономика предприятия. — 2006. — № 34. — С. 25.