В данной статье рассматривается возможности инновационной учебно-методической системы «Диалог», моделирование объектов образования в контексте их информационного содержания. Анализируется отличие традиционного образования и новой образовательной системы.
Ключевые слова: система «Диалог», учебно-методическая система, процесс обучения, деятельностный подход, проектирование обучения.
В условиях модернизации Российского образования отмечается необходимость подготовки компетентной личности, ответственной и ориентированной в смежных областях деятельности. Федеральный государственный стандарт, разработанный для всех уровней образования, в полной мере отражает требования к структуре, содержанию и организации урочной и внеурочной деятельности. В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, определяющий смену образовательной парадигмы, т. е. переход от системы ориентированной на педагога, к системе ориентированной на ребенка и его личностное становление. В связи с чем возникает необходимость в разработке «инструмента» для организации деятельности всех участников образовательного процесса.
Деятельностный подход, основанный на положении о том, что развитие человека и его становление как личности неразрывно связано с его деятельностью, позволяет говорить о «развитии через деятельность», которое обусловлено сменой одной деятельности другой в зависимости от возрастных особенностей её участников. Проектирование обучения становится совместной деятельностью учителя и ученика, в основе которой лежит диалог. Диалог выступает здесь как способ взаимодействия субъектов образовательного процесса.
В связи с этим стираются границы между содержательным и процессуальным аспектами обучения: процесс (игра, диалог, поиск, исследование) становится источником личностного опыта.
Таким образом, модель инновационного обучения должна включать в себя деятельность участников образовательного процесса в любой ее форме (игровой, учебной, исследовательской и т. д.) и определяться целым рядом факторов. Конечный результат будет зависеть не только от того, кто действует или на что направлена деятельность, но и от того, как совершается данный процесс, какие способы, приемы, средства при этом применяются.
Одним из способов построения модели инновационного обучения является система «Диалог», предлагаемая издательством «ДРОФА».
«Диалог» — это инновационная учебно-методическая система, в которой отражены все требования новых образовательных стандартов, начиная от дошкольного образования, заканчивая старшей школой.
Система «Диалог» позволяет создать комфортную, творческую атмосферу для организации «субъект-субъектного» взаимодействия участников образовательного процесса. Отличительными особенностями предложенной системы являются её вариативность, гибкость и открытость.
«Диалог» — это система, в которой элементом проектирования образовательного процесса становится не фрагмент материала, а событие в жизни личности, дающее ей целостный жизненный опыт, в котором знание выступает всего лишь как его составная часть. Обучение в данном случае рассматривается как процесс взаимодействия учителя и учащихся, который обретает черты межличностного, межсубъектного общения.
Главной целью создания инновационной учебно-методической системы «Диалог» является организация образовательного процесса посредством диалога, специально направленного на актуализацию личностных функций учащихся, на накопление ими опыта реализации ценностного выбора, критического восприятия, рефлексии, творческого решения учебных проблем и др.
В основе разработки инновационного продукта «Диалог» лежит системный подход, который сегодня является одним из действующих компонентов процесса научного познания. Системные представления и методологические средства отвечают потребностям современного качественного анализа, раскрывают закономерности интеграции научных знаний, участвуют в построении многоуровневой и многомерной картины действительности.
Данный подход позволяет устранить избыточность накопленной информации за счет правильного использования единой системы методологии конкретных наук, дидактики и психологии, что в свою очередь позволяет:
- учитывать личностные особенности учащихся в процессе обучения;
- развивать логическое и творческое мышление учащихся;
- активизировать самостоятельную познавательную деятельность учащихся;
- развивать у учащихся способности выполнять такие операции как анализ, синтез, сравнение, сопоставление, и т. д.;
- учитывать возрастные особенности учащихся;
- формировать у учащихся научное мировоззрение;
- повышать эффективность образовательного процесса.
Для организации учебно-воспитательного процесса в каждом конкретном случае требуется своя система учебно-методического обеспечения, т. е. своя система средств обучения. Для традиционной системы, сориентированной в первую очередь на преподавание, а не на учение, эта система будет включать средства обучения, содержащие дозированную, определенным образом отобранную информацию, отражающую то или иное мировоззрение. Учитель и учебник являются в этой системе главными и основными компетентными источниками информации. Задача учащихся — усвоить эту информацию и более или менее грамотно уметь ее воспроизвести.
Если мы хотим воспитать человека, самостоятельного, творчески мыслящего, умеющего находить и рационально решать проблемы, нам потребуются иные средства обучения, иные методические и педагогические системы и решения.
Современная система направлена на развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся, их умения самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации — это другой подход, требующий строить всю систему образования в расчете на прогнозирование потребностей личности, общества, государства.
В инновационной учебно-методической системе «Диалог» текст рассматривается как фрагмент приобретаемой культуры и усваивается через контекст (он изначально ориентируется на актуализацию личностных смыслов, а не на поверхностное воспроизведение). В результате чего происходит развитие «своего Я», которое идет через диалог, усваивается не фрагмент целостной жизнедеятельности (знания и умения), а сама эта целостность, что предполагает как минимум имитационно-игровое воспроизведение жизненных ролей и ситуаций.
В данном случае диалог рассматривается как универсальная характеристика педагогической ситуации, обусловливающей личностное развитие индивида. Диалог в этом смысле рассматривается как специфическая социокультурная среда, создающая благоприятные условия для принятия личностью нового опыта, ревизии прежних смыслов и т. п.
В результате вышеизложенного перед учителем возникает ряд проблем в организации процесса обучения.
1. Обучение строится на фактологическом изложении учебного материала, который должен быть воспроизведён по заданному образцу.
В связи с этим не осуществляется индивидуализация учебно-познавательного процесса.
2. Знания учащихся представляют набор отрывочных, бессистемных, необобщённых и несистематизированных научных фактов.
При этом нарушаются принципы системности, систематичности и последовательности обучения.
3. Учителя в процессе обучения не достаточное количество времени уделяют деятельностному подходу и индивидуальному развитию учащихся.
На наш взгляд инновационная учебно-методическая система «Диалог» позволит решить ряд проблем в организации процесса обучения на более высоком уровне. У учителя появится возможность систематизировать и обобщать знания учащихся, знакомить их с методами научного познания, развивать познавательную самостоятельность учащихся, то есть повысить оптимальность и эффективность учебного процесса.
Методологический аппарат учебно-методической системы «Диалог» позволит учителю:
- использовать разнообразные групповые и индивидуальные виды деятельности в процессе формирования научных понятий (пресс — конференция, проблемный диалог, учебно-мозговой штурм, письменный самодифференцированный опрос, дифференцированные задания);
- развивать способности учащихся оперативно применять полученные знания в процессе познавательной и практической деятельности (проблемное изложение материала, исследовательские задания, выполнение проектов);
- учитывать личностные особенности учащихся (интересы, предпочтения, наглядно-образное, наглядно-действенное и абстрактно-логическое мышление, память, воображение);
- осуществлять формирование научных понятий на основе системного подхода (обучение осуществлять в единстве методологии конкретной дисциплины, дидактики и психологии, что позволяет построить систему дидактических и методологических принципов формирования научных понятий);
- формировать научное мышление учащихся (формировать умение оперировать диалектическими противоречиями, выявлять и анализировать взаимосвязи между понятиями, объяснять материал, опираясь на факты, полученные эмпирическим путём, раскрывать сущность явлений, использовать в обучении ситуации парадоксального);
- систематизировать и обобщать систему научных понятий в научную картину мира (осуществлять анализ истории развития знания, использовать систематизирующие таблицы и схемы, обобщенные планы);
- формировать у учащихся современное научное мировоззрение (создавать у учащихся определённые системные знания о природе и процессе её познания, раскрывать качественную сторону формируемого понятия, рассматривать положения философского характера, показывать эволюцию знания);
- формировать глубокие и прочные знания учащихся (использовать разнообразных методов и приёмов таких, как: проблемная лекция, физический практикум, групповая дискуссия, мозговая атака, анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных проблем, деловая игра, диспут, конференция, семинар);
- осуществлять рефлексивный контроль (помогать учащимся проанализировать все предыдущие действия при формировании научных понятий и осознать результат выполненных действий, определить и сравнить изучаемое понятие с другими, насколько оно трудно в усвоении, какие трудности у них возникли в процессе изучения.
Все это позволит обучаемым подняться на новый качественный уровень в освоении понятий, повысить качество знаний обучаемых по каждому предмету и сформировать у них современную картину мира, будет способствовать выработке у обучаемых таких качеств мышления, как всесторонность рассмотрения теорий, умение вскрывать противоречия, развивать в процессе обучения творческих, самостоятельных и нестандартно мыслящих людей, умеющих ориентироваться в пространстве информации, строить свою траекторию образования, повышать положительную мотивацию к учению и интеллектуальный потенциал будущего специалиста.