В статье рассматриваются актуальные проблемы миграционных отношений в Таджикистане. В центре статьи комплекс вопросов, связанных с проблемами и пути их преодоления.
Ключевые слова: миграционная политика, права и свободы человека, выбор места пребывания, нормы международного права.
In the article the issues of the day of migratory relations are examined in Tadjikistan. In the center of the article there is a complex of the questions related to the problems and ways of their overcoming.
Keywords: migratory politics, rights and freedoms of man, choice of place of stay, of norm international
В Таджикистане миграционная политика является составной частью государственной внешней и внутренней политики, а ее реализация одной из приоритетных задач государства. Миграция влияет на многие стороны жизнедеятельности общества, как на социальное, экономическое, внешнеэкономическое, демографическое развитие так и на национальную безопасность Таджикистана.
В последние годы, несмотря на активное развитие миграционного законодательства, миграционное право еще не выделилось в самостоятельную отрасль права. Постепенно идет процесс формирования такой отрасли национального законодательства, как «миграционное право» [1]. Как считает ученые, эта отрасль «отражает сложные процессы в сфере миграционных отношений и, естественно, обладает комплексным характером. «Опорный слой» системного регулирования составляют принципы и нормы международного права, включая акты международных организаций и межгосударственных объединений, а также международных миграционных институтов» [2].
В области миграции, законодательные нормы, регулирующие правоотношения, помимо конституционного, административного и административно-процессуального права, также содержатся и в трудовом, жилищном и семейном, подпадающих под совместное ведение Таджикистане [3].
Помимо законов и иных нормативно — правовых актов, подзаконных актов, к источникам миграционного права, следует отнести судебные решения, внутригосударственные договоры и соглашения нормативного характера, международные договоры Таджикистана. Наша республика присоединилась практически ко всем международно-правовым актам в области прав человека, а также к правовым актам, регулирующим правоотношения в сфере миграции и общепризнанные нормы международного права.
Нормативное регулирование вопросов миграции и защиты прав мигрантов в Таджикистане осуществляется на следующих уровнях [4]:
- на государственном уровне (Конституция РТ, законы и подзаконные акты — указы Президента РТ; постановления Правительства РТ; нормативные правовые акты министерств и ведомств);
- на уровне местного самоуправления (нормативные акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления);
- на межгосударственном уровне (заключение многосторонних и двусторонних соглашений с другими государствами в области миграции), а также на основании общепризнанных принципов и норм международного и европейского права.
Правовую основу миграционной политики составляют Конституция Республики Таджикистана, законы «О гражданстве РТ», «О правовом положении иностранных граждан в РТ», «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РТ», постановления Правительства Республики Таджикистан и другие, нормативные и правовые акты РТ, а также международные договоры и соглашения, заключенные или признанные РТ. Эти законы в значительной степени обеспечили законодательную реализацию целого ряда задач в регулировании миграционных отношений.
Надо отметить, что Конституция РТ, принятая в 1994 году, провозгласила основные принципы государственно-правового развития страны: демократическое правовое государство, в котором высшей ценностью являются права и свободы человека, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанностью государства. В Конституции закреплены базовые нормы, обеспечивающие важнейшие конституционные права человека и гражданина в миграционной сфере: право каждого, кто законно находится на территории РТ, на свободное передвижение; выбор места пребывании и жительства в пределах РТ. [5]
В развитии современной системы государственного регулирования миграции в РТ важным шагом являются разработка и одобрение Правительством РТ регулирования миграционных процессов в РТ.
Следует сказать, что на сегодняшний день в таджикском законодательстве количество нормативных актов в области миграции (в основном касающихся ее вынужденной составляющей), насчитывает очень много, а также действующих указов Президента РТ, постановлений и распоряжений Правительства РТ, нормативных актов различных министерств и ведомств, а также несколько десятков межгосударственных и межправительственных соглашений. Такое многообразие выдвигает на первый план задачу систематизации нормативного правового материала в области миграции. При этом его необходимо привести к структурному единообразию, отследить внутреннюю согласованность различных норм, а также осуществить мониторинг возможных пробелов и противоречий между законодательством и общепризнанными принципами и нормами международного права.
Некоторые авторы считают, что сегодня нет полноценного миграционного законодательства, отсутствует специализированный законодательный акт, посвященный вопросам миграционной сферы в целом, в Таджикистане нет основного определяющего вектора развития миграционного законодательства РТ. Думается, в первую очередь нужно принять законы о трудовой миграции, о миграции, где бы были перечислены все виды миграции, и ряд других законов.
Надо констатировать, что действующее законодательство Республики Таджикистан о миграции пока не позволяет в достаточной степени обеспечить осуществление эффективной миграционной политики в Таджикистане. Миграционная ситуация имеет тенденцию к изменению, в связи с чем миграционное законодательство требует постоянного совершенствования.
Литература:
1. Ястребова А. Ю. Правовые основы современной миграции и формирование иммиграционной политики РФ // Конституционно и муниципальное право. 2008. № 15. С. 18.
2. Тихомиров Ю. А. Правовое положение мигрантов // Зарубежное законодательство и сравнительное правоведение. Выпуск 3. 2006. № 6. С. 17.
3. Воронина Н. А. Развитие миграционного законодательства в России и странах СНГ. — Москва © Центр миграционных исследований 2004–2009 гг // fmcentre @ ecfor.ru
4. Конституция Российской Федерации. — М.: Юрид. лит.,1993.
5. Эдилова Р. Э. Нормативно-правовое регулирование миграционных отношений в России: проблемы и пути их преодоления //Молодой ученый. — 2012. — № 2. — С.204–206.