В статье проанализированы тенденции развития малого бизнеса в Узбекистане и главные направления стимулирования дальнейшего развития данного сектора экономики.
Ключевые слова: малый бизнес, налоговая нагрузка, кредитование, государственные закупки.
Республика Узбекистан стремится обеспечить сбалансированное развитие своей экономики на модернизации ее структуры, достижения высокой конкурентоспособности основных отраслей. Предусмотренная в Конституции страны стратегическая цель — формирование гражданского общества и создание социально-ориентированной рыночной экономики — будет достигнута путем последовательного решения этих задач.
В условиях продолжающегося воздействия мирового финансово-экономического кризиса все более очевидной, является необходимость всесторонней поддержки предприятий реального сектора экономики. В данном направлении в республике последовательно осуществляется целый комплекс мер. Он нацелен на создание надлежащих финансовых и организационных условий для модернизации производства, расширения кооперационных связей, налаживания устойчивого сотрудничества с иностранными партнерами, стимулирование внутреннего спроса на отечественную продукцию.
Эти меры в сочетании с наличными специфическими природно-экономическими и социально демографическими условиями, обеспечивают неуклонно рост удельного веса малого бизнеса в реальном секторе экономики. В результате в настоящее время темпы и масштабы экономического и социального развития страны тесно связаны с перспективами роста, технико-технологического и финансово-экономического укрепления предпринимательских структур данного направления. Поэтому важное направление экономической политики государства — снижение налоговой нагрузки хозяйствующим субъектам, упрощение и унификация системы налогообложения — является действенным фактором поддержки малого бизнеса.
В период после 2000 года ставка налога на прибыль юридических лиц снижена в 3,4 раза, ставка единого налога для микрофирм и малых предприятий — в 2,1 раза (в том в 2012 она снижена на 1 пункт и составила 5 процентов), ставка налога на имущество юридических лиц — в 1,1 раза, ставка единого социального платежа — в 1,6 раза. В результате налоговая нагрузка на хозяйствующие субъекты имеет устойчивую тенденцию к снижению.
В рамках проводимой макроэкономической политики, приоритетное значение придается стимулированию ускоренного развития и поддержке малого бизнеса и частного предпринимательства, так как именно этот сектор последовательно занимает решающее место в создании новых рабочих мест и повышении занятости населения, росте его благосостояния.
В результате осуществленных мер доля субъектов малого бизнеса в валовом внутреннем продукте страны в 2009 году составляла 50 процентов, в 2012 году — 54,6 процентов, а в 2013 году — более 55 процентов.
В развитии малого бизнеса важное место занимает кредитная система. В 2001–2010 годах объем направляемых в данный сектор кредитов коммерческих банков увеличился в более чем 11 раз. 11 марта 2011 года было принято Постановление Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по увеличению кредитования субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства». В соответствии с ним доходы банков от выдачи кредитов за счет ресурсов Фонда льготного кредитования с условием их целевого направления освобождены от налога на прибыль на период до 1 января 2016 года. С 1 сентября 2011 года отменено взыскание платы с субъектов малого бизнеса за открытие ими банковского счета в национальной валюте, внедрена практика рассмотрения банками их заявлений о выделении им кредитов в трехдневный срок.
За десять месяцев 2011 года субъекты малого бизнеса и частного предпринимательства из всех источников финансирования получили кредиты в сумме 3572 млрд. сумов или в 1,5 раза больше в соответствующий период 2010 года. За счет этих вложений было создано свыше 237 тыс. новых рабочих мест. Из вышеуказанной суммы 655 млрд. сумов приходится на долю микрокредитования, проекты выпускников профессиональных колледжей финансированы на сумму 22 млрд. сумов, личные подсобные и дехканские хозяйства получили 51,5 млрд. сумов кредитов для приобретения крупного рогатого скота. Банки оказали лизинговые услуги по договорам на приобретение мини технологий и малого оборудования субъектами малого бизнеса на торгах выставки «AgrominitexExpo» на сумму 26,3 млрд. сумов. В тот период получили льготные кредиты производители продовольствия на сумму 615,2 млрд. сумов, семейные предприниматели и ремесленники — на сумму 49,4 млрд. сумов, предприятия сферы обслуживания и сервиса — на сумму 318 млрд. сумов. Для финансирования инвестиционных проектов малого бизнеса было привлечено кредитные линии международных финансовых организаций на сумму 111,3 млн. долларов.
2013 год в Узбекистане был провозглашен «Годом благополучия и процветания». В его рамках особое внимание было уделено развитию семейного бизнеса. Только в малый бизнес получил кредиты на сумму более 270 млрд. сумов, в том числе на развитие семейного бизнеса, частного предпринимательства и ремесленничества — на сумму 110,1 млрд. сумов, для производства сельскохозяйственной продукции в личном подсобном и дехканском хозяйствах и приобретения крупного рогатого скота — 106 млрд. сумов. Данная программа предусматривала дальнейшее развитие системы корпоративных закупок как существенной меры стимулирования малого бизнеса. Их объемы в 2013 году увеличились в 1,3 раза. В частности 2086 крупных предприятий с наличием государственной доли в уставном капитале обеспечили долю малого бизнеса в объеме их закупок на уровне не менее чем 25 процентов. Продукция более 850 малых производственных предприятий продавались по договорам на промышленных ярмарках и кооперационных биржах и объемы продаж значительно возросли.
В программе «Год благополучия и процветания» были предусмотрены меры по расширению кредитования банками сельского хозяйства и увеличение за этот счет производства и переработки сельскохозяйственной продукции в регионах, развитие виноградарства, животноводства и шелководства, модернизация и техническое перевооружение сельскохозяйственных предприятий. В частности, созданы новые сады на площади в 6,7 тыс. га, интенсивные сады — на площади в 3,5 тыс. га и виноградники — на площади в 6,8 га. За счет этих мер, а также реконструкции старых садов дополнительно 15 тыс. человек привлечены к садоводческой деятельности. На эти цели были выделены 95,2 млрд. сумов. На развитие животноводства и шелководства направлены 345,9 млрд. сумов. Было намечено, что в каждом сельском районе будут созданы не менее 10 новых птицеводческих хозяйств для выращивания не менее 10 тыс. голов птицы и 500 пчелиных семей, в каждом регионе не менее 30–40 рыбоводческих хозяйств, а также 10–15 шелководческих комплексов. Выполнение указанных задач позволяет дополнительно производить ежегодно 32 тыс. тонны птичьего мяса, 330 млн. штук яиц, 970 тонн меда, 2,4 тыс. тонн рыбы.
Программа имела целью обеспечение более рациональное использование производимого сырья. В 2013 году осуществлены 288 проектов с общей стоимостью 94,5 млрд. сумов по созданию новых предприятий, реконструкции и модернизации существующих для углубления переработки сельскохозяйственной продукции, в том числе молока, мяса, фруктов, овощей и винограда. Проведены промышленные ярмарки, ярмарки инновационных идей, технологий и проектов, другие биржевые торги и ярмарки для обеспечения более широкого доступа производителей к отечественным и зарубежным мини технологиям. Кроме того, Навоийский машиностроительный завод, акционерное общество «Технолог», частное предприятие «ПГС» и другие предприятия увеличили производство таких технологий и оборудования.
В финансовой поддержке малого бизнеса активно участвует Агробанк. За первые 5 месяцев 2013 года он предоставил субъектам малого бизнеса кредитов на 265 млрд. сумов, в том числе для развития семейного бизнеса и ремесленничества — 4,5 млрд. сумов. Благодаря этому создано более 16 тыс. новых рабочих мест. В Узбекистане производственный потенциал малого бизнеса в существенной мере определяет продовольственную безопасность страны. За первые 5 месяцев 2013 года Агробанк для финансирования 2,1 тыс. проектов данного направления выделил 82,7 млрд. сумов кредитов. В том числе в сферу животноводства — 31,1 млрд. сумов, птицеводства — 7,2 млрд. сумов, рыбоводства — 2,8 млрд. сумов, пчеловодства — 1,8 млн. сумов. Региональные филиалы банка направили кредитных ресурсов: для создания интенсивных садов и виноградарства — 9,2 млрд. сумов, развития тепличных хозяйств — 9,5 млрд. сумов, выращивания овощей и бахчевых — 13.6 млрд. сумов. На проекты по переработке сельскохозяйственной продукции выделено 6,9 млрд. сумов.
Изложенное показывает, что малый бизнес в Узбекистане вносит достойный вклад в социально-экономическое развитие страны и имеет надежные условия и перспективы развития.
Литература:
1. Каримов И. А. Наша главная цель — решительно следовать по пути широкомасштабных реформ и модернизации страны”. Доклад на заседании Кабинета Министров Республики Узбекистан, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2012 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2013 год. — Народное слово, 19 января 2013 года.
2. Аакер Дэвид А. Стратегическое рыночное управление: 6-е международное изд. -СПб; М.; Х.: ПТЕР, 2002.
3. Касымов Г. М., Махмудов Б. Д. Основы национальной экономики. Учебник.-ТТ.: “Меҳнат”, 2004.