Формирование новых производственных предприятий, в условиях недостатка товаров и качественных услуг, слабый контроль со стороны государственных органов и недостаточная юридическая основа, все это послужило причиной возникновения вынужденной конкуренции, как с отечественными, так и с высококачественными и сравнительно недорогими импортными товарами. Конкуренция некоторых производственных предприятий преобразуется в конкуренцию альянсов. Из года в год повышаются налоги, потребитель предъявляет к качеству продукции постоянно растущие требования, которые строго охраняются законом и регулируются государством. Это заставляет разрабатывать новые системы контроля, координацию деятельности партнеров в области производства и торговли, поэтому руководители предприятий вынуждены обращаться к научным исследованиям, которые заставляет более внимательно изучать и анализировать обслуживание потребителей.
Главным инструментом в повышении производительности производственного предприятия выступает логистика. Д. Бауэрсокс и Д. Клосс говорят о логистике: «логистика — это процесс удовлетворения потребности в полезности времени и места. Другими словами, логистика обеспечивает запросы потребителей, относящиеся к времени и месту наличия продуктов, а также к сопутствующим услугам [1]. Логистика способствует успеху производственного предприятия, так как позволяет своевременно обеспечивать продукцией потребителей, согласно их потребностями в полном объеме. Главной задачей является ответ на вопрос, кто же является потребителем. Потребителем с точки зрения логистики может выступать как юридическое, так и физическое лицо, которому осуществляются поставки товара в назначенное место и в нужном объеме, после этого товар переходит в безраздельное пользование потребителя. В роли потребителя также может выступать деловой партнер одного из производственных предприятий или его подразделений, которое относится к другому элементу логистической цепи. Местом поставки товара может выступать магазин, оптовое предприятие, специализированный (промышленный) склад и т. п. Кокой бы ни была потребность и задачи поставок товара, обслуживание потребителей будет всегда оказываться главной причиной, определяющей необходимость в логистическом обслуживании. Вырабатывая логистическую политику производственного предприятия требуется точно знать потенциал производственного предприятия в логистическом обслуживания потребителей. Требуется проанализировать принцип обслуживания потребителей, а также выработать политику, которая увеличивает производительность методов логистического обслуживания потребителей.
Назначение логистики — поставка товаров заблаговременно и строгое выполнениезаказов потребителей. Обслуживание потребителей является главным звеном в логистической политике, которое заключается в следующем:
- потребность потребителей значительнее услуг и продуктов;
- услуги и продукты имеют ценность, если они открыты и востребованы потребителями;
Логистика может выступать сущностью политики предприятия. Как производственное предприятие выстраивает свою конкурентную стратегию на знаниях в логистическом обслуживании, так оно и будет обладать неповторимостью, которую остальным конкурентам будет тяжело достичь. Тем не менее конкуренция не является постоянной, следовательно, логистическая деятельность должна рассматриваться из потребностей потребителей, которые постоянно изменяются. Успех производственного предприятия во многом зависит от возможностей логистического обслуживания потребителей и выполняет требования надежности и функциональности. [2]
Главными положениями, создающими увеличения важности развития политики логистического обслуживания потребителей, выступает повышающаяся рыночная конкуренция и повышающиеся интегрирование организационного устройства производственного предприятия. Многим производственным предприятиям необходимо упростить процесс логистического обслуживания потребителей. Цель системы логистического обслуживания потребителей заключается в сокращении общих издержек производственного предприятия. Наиболее результативным решением задачи логистического обслуживания потребителей выступает принцип системного анализа.
Основополагающей идеей логистического обслуживания потребителей, выступает совокупность управления всеми материальными потоками, позволяющими поставлять нужный продукт в необходимом количестве и необходимого качества в требуемом месте в назначенное время для заданного числа потребителей с минимальными затратами. [3]
В действительности редко получается достичь результата, получаемого от производственных предприятий, сгруппированных в одну логистическую цепь, все из-за того, что способы группировки производственных предприятий не достаточно проработаны. Выполнение всех возможностей логистического подхода на производственном предприятии, в обслуживании потребителей нужно точное и согласованное управление всеми элементами логистической цепи.
Система логистического обслуживания потребителей и высокий уровень качества оказываемого обслуживания, определяет конкурентоспособность производственного предприятия на рынке. Потребитель находит нужный ему товар либо услугу, среди остальных представленных на рынке и как правило покупает те виды товаров и услуг, которые в наивысшей степени удовлетворяют его потребности. Увеличения качества исполнения заказов с уменьшением их стоимости содействует повышению объемов продаж.
Разработка политики логистического обслуживания потребителей на производственном предприятии включает в себя спрос потребителей на производимый товар. Логистика позволяет является добиться лояльности потребителей при разработке политики логистического обслуживания. Производственное предприятие распределяет материальные ресурсы на обеспечение логистического обслуживания, тем самым повышая его уровень, которого для конкуров трудно достичь. Все это создает новые виды конкуренции в логистике, которые приводят к все повышающемуся росту потребительского ожидания. Это явление послужило становлению концепции сужающегося диапазона приемлемого обслуживания. В настоящее время во всех областях производства товаров и услуг, в силу различных обстоятельств устоялся определенный уровень обслуживания, который расценивается потребителями как должный и приемлемый. Каждое производственное предприятие, которое хочет навязать достаточно серьезную конкуренцию другим производителям в области производства товаров и услуг, вынужденно отвечать не только минимальным требованиям качество обслуживания, но и предлагать что-то новое, чего нет у конкурентов.
На сегодняшний день потребители ждут от производителя максимально быстрой возможности получения товара, выходит сегодняшние требования к обслуживанию можно определить понятием совершенный заказ. [4]
Логистического обслуживания потребителей может не выполняться на должном уровне:
- По финансовым причинами, из-за которых не выполняются запланированные поставки продукции;
- Из-за низкого уровня ответственности российских предприятий-поставщиков;
- Из-за огромного промежутка времени между началом планирования поставок и их осуществлением.
Вырабатывая политику логистического обслуживания потребителей производственного предприятия, нужно отличать цели от задачи. Важность этой модели значительна, потому что логистическое обслуживания потребителей оказывает большое воздействие на продажи. Цель совпадает с результатом, которого производственное предприятие желает добиться, а также содержание произведенного товара, согласно их потребностями покупателей, в полном объеме, своевременную доставку товара потребителю и немедленное извещение потребителя, если произошло отклонение от соглашения поставки. Для выполнения цели применяются признаки: время от потребности потребителя в товаре до момента получения его получения, доля заказа потребителя, которая выполняется незамедлительно со склада, доля заказа потребителя, которая направлена ему без оговорок. Задача, является средством для достижения заданной цели. Производственное предприятие разрабатывает точные задания, легко проверяемые и выполнимые, к примеру: сокращение простаивание автомобилей под погрузкой и разгрузкой, уменьшение расходов на содержание материалов и готовой продукции, уменьшение автомобильных запасов и т. п.
Логистическое обслуживание потребителей формируется из управления решения поставленных задач:
1. Рассмотрение системы логистического обслуживания потребителей и нахождение подсистем и использование к ним системного подхода.
2. Цель основания системного подхода в соотношении с потребностями потребителей, будет являться конечным результатом.
3. Исследование на всех ступенях управления системным подходом, вычисление значений всех величин.
4. Постоянный мониторинг движения и характеристик каждого объекта, и немедленное изменение его движения, при необходимости.
5. Гарантия сохранности потока, сохранение коммуникаций и технических средств.
6. Развитие инфраструктуры для увеличения производительности движения потоков продукции.
7. Эксплуатация автотранспорта для поставки готовой продукции.
8. Управление всеми действиями всех участников. Производство потока продукции с минимальными издержками.
Логистическое партнерство выступает в роли организационной формы функционирования системы обслуживания потребителей в звене «поставщик-заказчик», а методом — моделирование процесса обслуживания потребителей.
На сегодняшний день производственным предприятиям необходимо все выше поднимать уровень качества в обслуживании потребителей. Потребности потребителей постоянно изменяются, что является следствием возникновения концепции сужающегося диапазона приемлемого уровня обслуживания — ожидание потребителей, что их заказ будет выполнен правильно и в кратчайшие сроки. Производственные предприятия все больше оказывают услуги которые соответствуют их индивидуальным запросам или передача провайдерам — высокоспециализированным логистическим подрядчикам. [5]
Усовершенствование качества логистического обслуживания несет за собой массу дополнительных издержек, но необходимость уменьшения общих логистических издержек требуется для достижения наивысшего качества при одновременном снижении уровня себестоимости предоставляемого обслуживания.
Литература:
1. Бауэрсокс Д. Дж., Клосс Д. Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок. 2-е изд. — М.: ЗАО «Олимп Бизнес», 2005. — 640 с.
2. Уваров С. А. Логистика. СПб.: ЗАО «Инвестиции в науку и производство», 1996.-232 с.
3. Модели и методы теории логистики: учебное пособие / под ред. В. С. Лукинского. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2007. — 448 с.
4. Логистика: Учебное пособие / Под ред. Б. А. Аникина. М.: ИНФРА-М, 1997.-326 с.
5. Окрепилов В. В. Всеобщее управление качеством. Учебник в 4-х книгах. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996.