Современная педагогическая практика реализует идеи моделирования и апробации педагогических условий в структуре оптимизации того или иного педагогически обусловленного процесса. Не исключение и процессы социализации и самореализации, определяющие в структуре постановки и верификации выбора способов и форм, методов и ресурсов, условий и возможностей социализации и самореализации наилучшие (оптимизируемые) педагогические условия, детерминируемые и реализуемые в одном или нескольких направлениях — спорт, искусство, наука, культура. Попытаемся детализировать и систематизировать выделяемые педагогические условия, связанные с процессами социализации и самореализации подростков, занимающихся регби.
Под педагогическими условиями социализации и самореализации подростков, занимающихся регби, будем понимать многоуровневый, полисистемный процесс и продукт постановки и решения задач оптимизации тренировочно-соревновательной работы в регби, предопределяющей наивысшие достижения и качественное включение личности и команды в мультисредовые отношения, непосредственно связанные с регби как командной игрой.
Под социализацией подростка, занимающегося регби, будем понимать продукт и процесс включения личности спортсмена, занимающегося регби, в систему социальных отношений, верифицирующих возможности личности по продуцированию благ и ценностей, пролонгирующих социально-профессиональную страховку в выбранном направлении самореализации.
Под самореализацией подростка, занимающегося регби, будем понимать верифицируемый процесс постановки и достижения цели становления личности спортсмена в регби, детерминирующего и визуализирующего своё «амке» в командной игре регби как одном из направлений накопления социального опыта и его использования в продуцировании благ и ценностей, продуктов и ресурсов, непосредственно связанных с антропологическими потребностями и игрой регби.
Выделим направление социально-педагогической работы тренера-преподавателя по регби, а затем внутри выделенного направления — педагогические условия, верифицирующие истинность оптимизации ресурсов, возможностей и ограничений субъектно-средового генеза в структуре постановки и верификации решений субъектно-средовых противоречий [1–8], непосредственно связанных с социализацией и самореализацией обучающегося, занимающегося регби:
I. Пропедевтическая работа тренера-преподавателя по регби в структуре агитации и профориентации, спортивного набора и отбора в специализированную детско-юношескую спортивную школу олимпийского резерва по регби:
- просвещение и агитация молодежи к занятиям спортом, физической культурой и ведением здорового образа жизни как эталонов и норм микро-, мезо- и макросред;
- соблюдение возможностей, учет ограничений и приоритетов в структуре принятия норм и правил спортивного набора и отбора обучающихся, занимающихся регби;
- самоопределение и осознанный, мотивированный выбор модели социализации, саморазвития и самореализации подростков, занимающихся регби;
- ситуативный, своевременный выбор направления работы с группой обучающихся в структуре гендерного, полисистемного и мультисредовых аспектов становления личности спортсмена, занимающегося регби;
- принятие специфики ограничений и возможностей нормального распределения способностей обучающихся в качестве базы разбиения на группы, а также в соответствии с выделенным направлением деятельности — выбор педагогических средств и форм занятий регби, проектирования возможностей акместановления регбийной команды.
II. Научно-педагогическое направление детерминации основ педагогического взаимодействия тренера-преподавателя по регби и обучающихся, занимающихся регби:
- мотивация высоких результатов деятельности в ресурсах построения акмеперспектив становления личности спортсмена, занимающегося регби;
- осознание основ ценностно-смысловых преобразований внутреннего мира (рефлексия) и внешней среды как продуктов деятельности и культуры развивающейся личности спортсмена, занимающегося регби, определяемых в ресурсах формирования культуры самостоятельной работы спортсмена-регбиста;
- соблюдение этических и профессиональных норм в ресурсах верификации и оптимизации системы принципов профессионально-педагогического взаимодействия;
- создание условий для получения непрерывного профессионального образования как социально-профессиональной страховки, обеспечивающей качество жизни и благополучие личности в социуме;
- включение личности в условия профессионального самоопределения, становления и получения качественного образования за счет создания условий оптимального использования ресурсов спорта, науки, искусства, культуры в постановке и решении субъектно-средовых противоречий в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах.
III. Акмепедагогическое направление детерминации основ педагогического взаимодействия тренера-преподавателя по регби и обучающихся, занимающихся регби:
- акмепроектирование и акмереализация личности спортсмена в коллективе регбийной команды;
- уточнение, модификация и верификация многовариативных форм и модели самовыражения, самореализации, самосовершенствования личности, включенной в тренировочный и соревновательный процессы в структуре занятий регби, обеспечивающих продуктивную социализацию и пролонгированную социально-профессиональную страховку в качественном решении задач и проблем, связанных с достижением личной вершины и коллективной победой спортсмена-регбиста;
- учет особенностей становления и развития личности подростка и ситуативная коррекция отклонений от нормы и правил отношений и поведения с привлечением узких специалистов (психолог, медик и пр.);
- уточнение, реконструкция и трансформация модели взаимодействия со спортсменами-регбистами как формы мультивозрастного становления (имеется в виду биологический, интеллектуальный, морально-нравственный и пр. возрасты, определяющие выбор средств, методов и форм педагогического взаимодействия для достижения цели и решения задач педагогического взаимодействия);
- формирование потребности в победе на соревнованиях определенного уровня, определяющих перспективы выступлений команды на соревнованиях следующего уровня (районный, городской, областной, зональный, федеральный и пр.).
IV. Методическое направление детерминации основ педагогического взаимодействия тренера-преподавателя по регби и обучающихся, занимающихся регби:
- использование современных научно-практических достижений в области физической культуры и спорта для организации тренировочного процесса, оптимального включения команды спортсменов-регбистов в соревновательный период и период восстановления;
- оптимизация условий и ресурсов, форм и методов, средств и технологий в структуре соблюдения циклов тренировочно-соревновательных процессов в регби;
- формирование и развитие интереса подростка к тренировочно-соревновательной деятельности в регби, где качество сформированных мотивов и продукты деятельности согласованно обеспечивают постановку и решение перспектив самореализации личности, включенной в командную игру регби, а уровень притязаний личности определяет перспективы самосовершенствования и саморазвития, что, в конечном счете, сводится к продуктам самореализации подростка, выступающего в команде игроков-регбистов.
V. Здоровьесберегающее направление профессионально-педагогической работы тренера-преподавателя по регби:
- создание позитивных, комфортных, гуманных взаимоотношений в коллективе спортсменов-регбистов в структуре обучения их основам психологической разгрузки, снятия напряжений мышечного, интеллектуально-психического, морально-нравственного и пр. генезов;
- расширение кругозора, формирование общей и коммуникативной культуры, патриотизма и гуманизма, сплоченности и коллективизма, ценностей гуманно-личностных отношений и пропаганды здорового образа жизни (ЗОЖ);
- формирование потребности смены видов деятельности и своевременное удовлетворение потребности в отдыхе и психологической разгрузке.
VI. Работа с родителями и лицами, заменяющих родителей, в структуре формирования культуры и потребностей личности-спортсмена, направленная на обогащение социального опыта спортсмена-регбиста и его гармоничного включение в мультисредовые взаимоотношения:
- создание условий для включения родителей в жизнь регбийной команды и постепенного увеличения самостоятельности как показателя взросления личности в структуре постановки и верификации цели и результатов занятий регби;
- единство требований в коллективе педагогов и родителей обучающихся регбийной команды;
- создание коллектива команды обучающихся, занимающихся регби, в структуре постановки и своевременного решения противоречий развития и личности, и команды регбистов.
Выше перечисленные направления и выделенные педагогические условия позволяют получить свой результат в ресурсах и возможностях становления личности спортсмена-регбиста, сплоченности коллектива и достижений регбийной команды, от слаженности работы которой зависит победа как высшая оценка всех педагогически верифицируемых процессов и процедур. В дальнейших работах мы постараемся подробнее раскрыть специфику и результативность детерминируемых педагогических условий в структуре историко-статистического анализа достижений спортсменов СДЮСШОР по регби «Буревестник», а также уточнения возможностей и качества социализации и самореализации спортсмена-регбиста.
Литература:
1. Баранова, Е. А. Педагогические условия социализации и самореализации девочек-подростков в регби / Е. А. Баранова, О. А. Козырева, Е. Н. Ерохин, Е. В. Соловьева // Педагогическое мастерство (II): матералы Международной заочной научной конференции (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 4–6.
2. Дерксен, Л. А. Система принципов управления обучающимися, занимающимися регби, как основа педагогического взаимодействия / Л. А. Дерксен, О. А. Козырева, Я. Е. Завьялова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Международной научной конференции (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 151–153.
3. Ерохин, Е. Н. Идеи здоровьесберегающей педагогики в формировании потребностей и результатов в наивысших достижениях в регби / Е. Н. Ерохин, О. А. Козырева // Инновации в науке, производстве и образовании: сборник трудов Международной научно-практической конференции, 14–16 октября 2013 г., г. Рязань / отв. ред. К. Н. Гаврилов, В. А. Степанов. — Рязань: изд-во Ряз. гос. ун-т им. С. А. Есенина, 2013. — С. 360–362.
4. Ерохин, Е. Н. Специфика и проблемы здоровьесберегающей педагогики и формирования культуры самостоятельной работы педагога /Е. Н. Ерохин, Е. В. Соловьева, О. А. Козырева, Е. Ю. Шварцкопф //Подготовка конкурентоспособных выпускников профессиональных образовательных учреждений: матер. Междун. науч.-практ. конфер. — Новокузнецк, 2012. — С.61–69.
5. Лапин, И. А. Специфика и педагогические условия социализации мальчиков-подростков, занимающихся регби / И. А. Лапин, Е. Н. Ерохин, О. А. Козырева // Молодой ученый. — 2013. — № 5 (52). — С. 733–736.
6. Нагдиев, Т. Х. О. Педагогические условия самореализации подростков, занимающихся регби, как социально-педагогическая проблема / Т. Х. О. Нагдиев, Я. Е. Завьялова, О. А. Козырева // Педагогическое мастерство: материалы IV Международной научной конференции (г. Москва, февраль 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 165–167.
7. Солдаткина, Н. В. Некоторые особенности построения педагогического взаимодействия в структуре занятий женским регби / Н. В. Солдаткина, Я. Е. Завьялова, О. А. Козырева //Приоритетные направления развития науки и образования: сб. стат. Междун. заоч. науч.-практ. конф. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. — С. 47–48.
8. Хоменко, С. М. Возможности и специфика социализации подростков в СДЮСШОР «Буревестник» / С. М. Хоменко, О. А. Козырева, Е. Н. Ерохин // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Международной научной конференции (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 164–166.