В данной статье рассматривается роль деятельности Низамийи — учебно-образовательных центров эпохи Сельджукидов в развитии социально-политической и культурной жизни Мовераннахра и Хорасана в X-XII веках, что представляет немалый интерес. В соответствии с этим в данной работе дана общая картина развития просвещения и образования, в том числе учебных центров Хорасана и Мовераннахра под названием Низамийи в период правления Сельджукидов.
Ключевые слова: образования, перспектива, развития, культура, центр, эпоха.
Введение
Одной из самих актуальных и острых проблем человечества в современном мире является проблема образования подрастающего поколения. Чтобы глубже понять нынешние проблемы и перспективы образования необходимо обратиться к его истории, которая должна быть не просто хронологическим описанием исторически сменявшихся образовательных систем и педагогических воззрений, а представлять собой их анализ в широкой и многообразной социально-культурной контексте. Известно, что в любую эпоху и любой обществе сама система образования, её идейные основы, цели и задачи, структура и организация образования выражают состояние самого общества, а также тенденции его развития. В свою очередь, именно образование оказывало и сейчас оказывается влияние в решении тех или иных политических, экономических и социально-культурных проблем общественного развития.
В связи с этим, избранная нами тема, посвященная, выявлению роли деятельности Низамийи — учебно-образовательных центров эпохи Сельджукидов в развитии социально-политической и культурной жизни Мовераннахра и Хорасана в X-XII веках представляет немалый интерес.
Культурная и просветительская роль Хорасана и Мовереннахра, значительная и в древности, исключительно была велика в средние века. В эпоху феодализма образование и просвещение персов и персидский литературный язык имели значение не меньшее, чем культура классической Греции и греческий язык в древности [2, с.118].
История просвещения народов Мовераннахра и Хорасана, особенно роль Низамийи и других учебных центров в период правления Сельджукидов представляет мало разработанную проблему таджикской истории. Между тем эта проблема в настоящее время приобрела актуальный характер и имеет большое научно-теоретическое и воспитательно-познавательное значение, так как без познания прошлого невозможно строить новое общество. Это доказала богатая история Саманидов и их преемников — Газневидов и Сельджукидов.
После захвата Мавераннахра со стороной Караханидов в социально-политической, экономической и культурной жизни произошли перемены. Огузы, перебрались в Мавераннахр в борьбе против Газневидов одержали победу. В результате в XI веке образовалось государство огузских Сельджукидов.
Необходимо отметит, что многие ученые при исследовании исторических процессов этого периода обращались к истории Сельджукидов большей частью по отдельным проблемам. Что касается изучения положения учебных центров, в том числе Низамийи и в общем состояния образование на основе материалов первоисточников и их сопоставительного анализа, то исследователи до настоящего времени не уделяли должного внимания данному аспекту проблемы. Изучение этой темы может во многом восполнить неизвестные страницы средневековой истории народов Мовераннахра и Хорасана, а также воссоздать более полную картину социально-культурных процессов, происходивших в государстве Сельджукидов.
Следует отметит, что основателем учебных центров под названием Низамийи был великий везир Сельджукидов Низам ал-Мулк.
За тридцать лет службы Низам ал-Мулка в качестве визиря Сельджукидов укрепилось государство, наступила эпоха блестящих военных побед.
Одной из самых больших заслуг Низама аль-Мулька можно считать его инициативу по строительству учебных заведений (медресе) на подконтрольных ему территориях. За короткий срок было построено большое их количество. Практически в каждом более или менее крупном городе было построено учебное заведение. Они вошли в историю как медресе «Низамия». Первое медресе был возведено в столице Халифата — Багдаде. На его строительство было затрачено около 200 тысяч динаров. Строительство длилось два года и было окончено в 459-м году по Хиджре.
Были построены крупные медресе также в Нишапуре, Балхе, Герате, Басре, Исфахане, Мусиле и во многих других городах.
Медресе «Низамия» было построено даже в дагестанском селе Цахур. Его можно считать древнейшим высшим учебным заведением на территории Российской Федерации. Наверное, это первое высшее учебное заведение на территории России [2 с.152].
Для преподавания в этих медресе приглашались крупнейшие учёные исламского мира. В их числе были и такие известные учёные, как аль-Газали, Джувейни, Абу Исхак Ширази и многие другие. Для комфортабельного обучения были созданы все условия. При медресе были организованы крупные библиотеки. Студентам было организовано бесплатное питание и проживание. Эти медресе являлись в последующие века центрами возрождения религии. Многие крупные учёные, известные во всём исламском мире, являлись выпускниками этих медресе.
По словам современного иранского ученого-историка Абдолхусейна Зарринкуба в разных эпохах цивилизации Востока многие состоятельные люди под воздействием интереса ислама к науке и вследствие его призыва к благотворительности проявляли особый интерес к школам. В результате в период расцвета исламских государств во многих мусульманских городах существовали такие известные высшие школы, как Низамия, Мустансирия, Халавия, Джавзия, аль-Азхар и т. д. Каждая из них была знаменита по-своему. Все эти школы, в которых воспитывались корифеи исламской науки, целиком или в большинстве своем поддерживались за счет благотвoрительнoстей (вакфов). Они не контролировались халифами и султанами. По сегодняшним понятиям, это были общенародные школы. За редким исключением они принадлежали отдельным сектам или орденам, в большинстве этих школ обучение было свободным. Любая исламская секта или орден могли организовать в этих школах преподавание приемлемых научных дисциплин и знаний [1, с.217].
Большой подъем в этот период переживала наука. Она развивалась в тесном взаимодействии с ближневосточной. Многие среднеазиатские ученые ездили учиться в Багдад и другие крупные научные центры.
Видные деятели науки и культуры Хорасана и Мовереннахра в совершенстве владели арабским языком. Большинство их сочинений было написано на арабском, хотя немало произведений ими создавалось на персидско-таджикском и староузбекском языках.
В тот период, благодаря арабскому языку, научные труды ученых стали достоянием мировой культуры, ибо с него они переводились на классический латинский, затем на европейские языки [3, с. 212].
Вопреки бытующему мнению, Низамия в Багдаде не являлась первым исламским медресе. Несомненно, по многим показателям оно было образцом для подражания для многих важнейших школ ислама и всего мира. Визирь сельджукских султанов Ходжа Низам уль-Мульк израсходовал около 60 тысяч динаров (золотых монет) на строительство медресе Низамия. Такие же медресе были построены в Исфагане, Нишапуре, Балхе и Герате. Впоследствии они послужили образцом для создания университетов в Европе.
Древнейшая в Европе высшая школа — университет Салерно в Италии — была создана и функционировала не без влияния исламских медресе.
Другие крупные высшие школы в Европе, такие как университеты в Болонье, Париже, Монпелье и Оксфорде, появились после XII века, то есть много веков спустя после исламских.
В Низамийах особое внимание уделялось воспитанию и изучению искусств и ремесел, экономическому и торговому обмену. Из исторических источников выяснено, что во времена правления Малик-шаха в государстве Сельджукидов функционировали около 50 Низамийи в крупных городов Хорасана и Мовереннахра [7с.154]. Эти факты — свидетельство того, что развитие науки и высшее школы в Мoвераннахре и Хорасане имеет длинную историю. Подобные научные факты сообщают о деятельности многих высших школ в Бухаре, Мерве, Герате, Самарканде, Термезе и других городах.
Великий везир Сельджукидов Низам ал-Мулк вложил много сил в упорядочение внешней и внутренней политики, в развитие и совершенствование всех сфер общественной жизни, в том числе наук, школ, культуры, земледелия, градостроительства и т. д.
Благодаря Низам ал-Mулкy во времена правления Сельджукидов происходит повышение образования, школьной системы, изучения персидского языка, в обществе образуется духовно — умственная атмосфера и намного повышается интерес и любовь молодежи к школе, наукам, знаниям. Мыслящие люди, люди искусства и творческих сфер деятельности консолидируются во дворце Сельджукидов, где были созданы все условия для творчества и получения образования. В это время воспитание развивалось многосторонне [5, с.49]. На переднем плане воспитания была учеба, и направлена она была на созидание, на развитие культуры и использование педагогической мысли, другая его сторона была нацелена на воспитание чистых моральных принципов, рождающихся из способа мышления передовой и творческой части общества того периода. Имам Газали, Омар Хайям, Низам ал-Мулк и многие другие в форме морально-исторических преданий, трудовых, эстетических и патриотических легенд создавали произведения с высоким содержанием самосознания. Действительно, формирование школьного дела и воспитание в эпоху Сельджукидов развивалось, принимало определенную, совершенную форму и играло действенную роль в просвещении общества.
Низам ал-Мулк с целью дать толчок развитию Низамийи и науки своего времени, в дворце Сельджукидов собирает лучших ученых, мыслителей различных сфер науки. О высокой просвещенности везира Низам ал-Мулка говорит то, что основу правильного управления государством он видел в процветании школы, воспитания, книги.
Многие учёные историки пишут, что в Низамии, который создавал Низам ал-Мулк привлекались талантливые учение — приверженцами ордена суфии, и даже на собраниях Низам ал-Мулка частыми гостями были учёные и суфии и что он оказывал большое внимание суфиям [5, с.51].
Появление Низамии было вызвано не столько возраставшей потребностью знаний, (в мечетях собиралась многочисленная аудитория в 500 и более слушателей), сколько изменившейся методикой преподавания. Обычная манера чтения лекций вытеснялась толкованием (тадрис) и диспутами для которых мечеть была не подходящим местом. При этом огромная роль библиотек и мечетей, как учебных и научных центров сохранялась на протяжении второго тысячелетия н. э. [4, с. 49].
Возникла наряду с библиотеками, новая форма научных учреждений, в которых хранение книг сочеталось с обучением или оплатой выполненной в их стенах работы. В Х -ХII вB. в Халифате появились новые названия — не «Сокровищница мудрости», как раньше, а «Дом науки» (дар ал-илм) с библиотекой, где имелись книги по любой отрасли знаний учредил поэт и ученый Ибн-Хамдан (ум.935) в Мосуле. Доступ к ним был открыт всякому, кто стремился к знаниям, а неимущим выдавалась бумага. В Басре была библиотека, где читатели и переписчики получали пособие. В западной части Багдада был основан «Дом науки» с великолепной библиотекой, где хранилось до 100 экземпляров одного только орана, а всего было 10 400 других книг. В мечети Нишапура — ученом центре всего Востока, собиралось до 500 слушателей, в Багдаде до 300 –700.
Все упомянутые выше учебные заведения в Мовереннахре и Хорасане, в которых проводилась обучение с их порядками, уставами и программами были той непосредственной образовательной средой, на основе которой в этих странах, складывались Низамийи.
Следует отметить, некоторое сходство в программе обучения и организационных формах в ранних мусульманских медресе Востока и первых Университетов Европы, которые появились в ХI — ХII вв. (Италия, Франция, Испания, Португалия, Англия). Студенты и преподаватели университетов жили в специальных зданиях — колледжах, там же проходило обучение (как в медресе и в монастырях). В Университетах как в монастырях и медресе существовали строгие уставы, регламентирующие жизнь студентов, в программе обучения, кроме факультетов по разным наукам, в обязательном порядке был богословский факультет. Позже пути развития Медресе и Университетов все более отличались [2, с.163].
Таким образом, можно заключать, что роль первых медресе — Низамийи в средние века была чрезвычайно велика. При неизменном и обязательном изучении богословских наук, медресе, наряду с библиотеками при научных центрах, являлись проводниками, ретрансляторами главных достижений науки. Соотношение богословия и светских наук в медресе на протяжении средних веков менялось. В позднее средневековье духовное образование в рамках ортодоксального ислама занимало все большее место, пока не стало единственным направлением.
Литература:
1. Абдулхусайн Зарринкуб, Таърихи мардуми Эрон: аз давраи Сосониён то поёни Оли Буя (История иранского народа. От конца правлнеия Сасанидов до конца правления Буидов), с. 217.
2. Агаджанов С. Г. Некоторые проблемы истории огузских племен Средней Азии. //ТС. 1970. -М., 1970г, с. 163.
3. Азизуллох Баёт, Шиносоии манобеъ ва маъхази таърихи Эрон: аз огоз то замони Сафавия (Знакомство с историческими источниками Ирана: от начала до эпохи Сефевидов), Тегеран, Издательство «Амири Кабир», 1370, с. 212.
4. Бадеуззаман Фурузонфар, Торихи Низомияхо (История Низамийи), с. 49.
5. Гуломхусайн Юсуфи, Пири сиёсат (Старец политики). //Издательство «Донишкадаи адабиёти Машхад». -Мешхед, 1347, с. 49.
6. Гуломхусайн Юсуфи, Пири сиёсат (Старец политики), с. 51.
7. Доират-ул маорифи форсй (Персидская академия), Составитель Гулом Хусайни Мусохиб, -т,. 1. «А-С». Тегеран: Франклин, 1345, с. 154.