Эволюция телеметрии в ракетной технике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №6 (65) май-1 2014 г.

Дата публикации: 25.04.2014

Статья просмотрена: 4860 раз

Библиографическое описание:

Поленов, Д. Ю. Эволюция телеметрии в ракетной технике / Д. Ю. Поленов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 6 (65). — С. 216-218. — URL: https://moluch.ru/archive/65/10588/ (дата обращения: 15.11.2024).

В статье проанализированы основные отечественные телеметрические системы (ТС), применяемые в ракетно-космической технике, их характеристики, а также изделия, на которых ТС применялись. В хронологическом порядке показаны изменяющиеся требования к построению ТС, способствующие преобразованию облика, усовершенствованию параметров ТС, появлению новых функциональных блоков. Приведены варианты ТС, используемые на современных ракетоносителях.

Ключевые слова:история телеметрии, телеизмерение, телеметрическая система

История телеметрии в ракетной технике берет свое начало с исследования немецкой баллистической ракеты V-2, части которой впервые попали в руки советских инженеров в 1944 г. Оперативный анализ увиденного сразу дал понять — немецкое ракетостроение ушло заметно вперед в сравнении с отечественным. Огромный интерес представляло все попадавшееся на глаза, в том числе организация системы управления, двигательная установка, использованные компоненты топлива, а также система телеизмерений — «Мессина». В связи с тем, что на борту советских ракет аппаратуры, выполняющей подобные функции, не было, было принято решение досконально изучить принцип ее действия, входящие узлы, а также оборудования для приема и обработки снятой информации на Земле.

Для выполнения вышеперечисленных задач на территорию бывшего противника стали направляться исследовательские группы, одними из членов которых были наши будущие главные конструкторы, — С. П. Королев, Б. Е. Черток, Н. А. Пилюгин [1]. Полученная информация стала основополагающей для становления нового направления систем, сопутствующих отработке и обеспечению пусков ракет. Дальнейшее развитие ракетной техники при делении изделия на отдельные узлы и агрегаты стало невозможным без установки на борту средств телеметрии.

Таким образом, за точку отсчета в становлении отечественной телеметрии следует принять анализ немецкой ракеты V-2 телеметрической системы (ТС) «Мессина» (1944 г.).

Данная система обладала следующими параметрами:

-       включала четыре измерительных канала;

-       имела частотное разделение каналов;

-       обладала частотой опроса одного канала — 2 кГц;

-       регистрировалась наземной аппаратурой на фотоленте.

Конечно, после освоения иностранной ТС сразу приступили к созданию отечественной. Первая система получила название «Бразилионит», главным разработчиком которой являлся Г. И. Дегтяренко. Новая ТС была подобной изученной, но вместо четырех в ней присутствовало уже восемь измерительных каналов. Естественно, такого малого количества каналов катастрофически не хватало для обеспечения полета ракеты измерениями, в связи с чем попутно велись разработки новых ТС. В это время еще не применялись коммутаторы, реализующие функции подключения нескольких параметров (датчиков) на один канал, к реализации чего быстро пришли, ведь «медленные» параметры (температура, давление) незачем измерять с такой частотой. Разработанные коммутаторы позволяли реализовать циклическое подключение до 20 параметров на один измерительный канал. Отсюда вторым этапом развития отечественной телеметрии стало создание первой ТС «Бразилионит» — 1947 г.

Год 1949 запомнился появлением ТС «Дон-1», главным конструктором которой являлся Е. Я. Богуславский [1]. Появившаяся первая баллистическая ракета производства СССР получила название — «Р-1». Данная ракета, так же как и первая отечественная ТС, представляла собой подобие немецкого, исследуемого ранее, аналога. Стремительно шли разработки новой ракетной техники, и повторение немецкой техники уже не было необходимостью. Параметры созданной ТС «Дон-1» намного превосходили предыдущие системы:

-       информативность — 1000 изм/с;

-       16 измерительных каналов;

-       временное разделение каналов;

-       наличие электронного коммутатора;

-       частота опроса канала — от 62,5 Гц.

Кроме того, появилась канальная калибровка — максимум и минимум измерительной шкалы. Питание ТС осуществлялось от батареи, напряжением 27 В, за питание датчиков также отвечала батарея, но уровнем напряжения в 6 В. Приемная станция была оснащена экраном, где отображались 16 измерительных каналов в виде изменяющихся по амплитуде элементов диаграммы), изменяющихся по уровню.

Время шло, разрабатывались новые ракеты, увеличивались требования к телеметрии, возрастали объемы измерений, совершенствовались бортовые и наземные средства. Постепенно с 16-ти каналов перешли к 32-м, калибровка осуществлялась не в шкале каждого измерительного канала: для нее отвели два независимых канала, питание ТС стало автономным. В связи с тем, что в ТС «Дон-1» отсутствовала возможность измерения вибраций по причине малой частоты опроса каналов, решение данного вопроса оставалось открытым. Для решения проблемы была создана система «МАРС» — магнитная автономная регистрирующая система, осуществлявшая запись вибраций на магнитную ленту прямо на борту. Частота опроса по каналу равнялась 2 кГц, имелось всего шесть каналов, что оказалось крайне мало. На смену ей пришла система регистрации «Спрут», имевшая уже восемь каналов с частотой опроса до 16 кГц.

В период с 1950 по 1956 гг. шли разнообразные разработки ТС[1], отличающиеся числом каналов, точностью измерений, дальностью радиосвязи и др. Среди них выделялись:

-            система «Трал», предоставлявшая потребителю 48 измерительных каналов, обладающая общей информативностью 6000 изм/с, отличающаяся оригинальной на тот момент конструкцией — к блоку-распределителю с одной стороны подключались датчики, а с другой стороны шел кабель к блоку формирования кадра, благодаря чему можно было проверить целостность бортовой кабельной сети системы измерений;

-            системы РТС-3, РТС-4, РТС-6 отличающиеся, прежде всего, своим предназначением (баллистические ракеты, ракеты типа «воздух-воздух», «воздух-земля», противотанковое оружие) и, следовательно, массогабаритными характеристиками: 15,8 кг, 6 кг и 600 г соответственно.

Таким образом, при стендовых, а затем и летных испытаниях ракетчикам на выбор предоставлялся широкий выбор систем для измерения «быстрых» и «медленных» процессов, существовала возможность устанавливать различные автономные регистраторы, наземные средства приобретали общий вид. Исследовательские группы подходили к реализации высокоинформативной радиолинии АИМ-ЧМ.

Настоящей проверкой работы телеметристов должна была стать первая межконтинентальная ракета «Р-7». Объем измерений в сравнении с предыдущими изделиями возрос в десятки раз. Естественно, ни одна ТС того времени не могла разрешить данную проблему. Было принято решение использовать несколько комплектов ТС «Трал», ставшей в результате основной на ближайшие годы.

В 1959 г. прошла государственные испытания система «Старт» — впервые осуществившая регистрацию измерений на магнитную ленту. Запись и последующее воспроизведение результатов измерений с магнитной ленты стало также основным видом регистрации на долгое время (некоторые наземные средства и по сей день используют подобный принцип).

В 1962 г. была разработана бортовая информационно-телеметрическая система (БИТС) «БРС-4» [2], обладающая следующими основными характеристиками:

-   информативностью — 320 000 изм/с;

-   количеством измерительных каналов — 40;

-   частотой опроса каналов — до 2 кГц;

-   передающим устройством, работающим, в том числе на метровых MI, MII, MIII и дециметровых ДII диапазонах радиоволн.

Позднее БИТС «БРС-4» была усовершенствована и стала совмещенной — могла обеспечивать измерения как «быстрых», так и «медленных» параметров, что способствовало сокращению аппаратуры на борту ракеты ввиду ненадобности установки автономных регистраторов вибропроцессов. В рассматриваемой ТС были реализованы ступени коммутации — появились локальный и основной коммутаторы. К «быстрым» каналам основного коммутатора можно было подключать несколько «медленных» датчиков, что позволяло увеличить общее число абонентов для измерений. Была реализована возможность передачи цифровых данных двух- или четырехпозиционным кодом, что также увеличило количество подключаемых датчиков.

В дальнейшем стали создаваться варианты БИТС «БРС-4» — «Сириус», а позже «Скут», устанавливаемые и по сей день на изделиях ракетно-космической отрасли и использующие в работе телеметрический кадр «Скут». Данный кадр представляет 40 каналов, из которых 36 являются информационными, а четыре — служебными (маркеры, калибровочные уровни). Для передачи информации с борта на Землю используется принцип АИМ/КИМ2,4-ЧМ [2], т. е. применен аналоговый или аналогово-цифровой метод. В состав аппаратуры входит также запоминающее устройство.

Кроме описанной выше ТС «Скут», в настоящее время на готовящейся к первому пуску РН «Ангара» планируется установка «Орбиты IV», телеметрической системы, использующей цифровой метод передачи информации. При этом она обладает общей информативностью 3,14 Мбит/с. Данная ТС также, как и «Скут», имеет свой ставший эталонным одноименный телеметрический кадр.

Телеметрия, как известно, применяется во всех сферах жизнедеятельности человека, где необходимы измерения. В зависимости от требований по числу передаваемых параметров, частоте опроса датчиков различных измерений, массогабаритным показателям ТС может менять свою структуру в зависимости от требований заказчика. Ввиду бурного развития микроэлектроники, появления новых алгоритмов, методов обработки данных, уменьшения вероятности погрешностей измерений — оборудование, а в том числе и ТС, постоянно совершенствуются, модернизируются. Не случайно, что за несколько лет можно сделать совершенно новую ТС по заданным требованиям. В советское время, в самом начале становления и развития ракетно-космической отрасли каждая новая разработанная ТС становилась масштабным событием. О недавно изобретенной ТС сейчас знает лишь заказчик и исполнитель, а также узкий круг специалистов.

Литература:

1.   Сковорода-Лузин В. И. Телеметрия. Глаза и уши Главного конструктора / В. И. Сковорода-Лузин. — М.: ООО «Оверлей», 2009. — 320 с.

2.   Назаров А. В. Современная телеметрия в теории и на практике. Учебный курс / А. В. Назаров, Г. И. Козырев, И. В. Шитов и др. — СПб.: Наука и Техника, 2007. — 672 с.

Основные термины (генерируются автоматически): канал, магнитная лента, ракетная техника, система, телеметрическая система, частота опроса, измерительный канал, общая информативность, отечественная телеметрия, ракетно-космическая отрасль.


Ключевые слова

история телеметрии, телеизмерение, телеметрическая система

Похожие статьи

Обзор методов дефектоскопии при обследовании трубопроводов

В статье рассмотрены современные методы неразрушающего контроля при обследовании участков трубопроводов и соединительных деталей, находящихся в эксплуатации. Описаны области применения приборов, которые используются для контроля, их принципы работы. ...

Влияние трендов развития технических систем на основные элементы радиолокационных станций

В статье рассматривается влияние основных трендов развития технических систем на составные элементы радиолокационной станции. Рассмотрено подчинение фактически сложившегося развития приемо-передающих элементов и антенны закону повышения полноты систе...

Выбор электрогенераторов для ветроэнергетических установок

В статье рассмотрены основные виды и конструкции электрогенераторов, применяемых в ветроэнергетических установках, а также проведен их анализ. Рассмотрены формулы для выбора генераторов ВЭУ, приведены основные параметры, характеризующие ВЭУ, описаны ...

Анализ технологических способов монтажа крупногабаритного оборудования в атомной промышленности

В данной статье рассматриваются основные технологии монтажа крупногабаритного оборудования при строительстве атомных электростанций. Проведен анализ применяемых способов по установке оборудования АЭС в проектное положение и используемого грузоподъёмн...

Особенности работы системы регулирования кажущейся скорости баллистической ракеты

В статье рассматриваются особенности работы системы управления траекторией летательного аппарата в качестве баллистической ракеты и системы регулирования ее кажущейся скорости. Перечислены функции системы, алгоритм ее работы и формулы для расчета. Пр...

Системы автоматизации зданий, диспетчеризация инженерных систем и их эксплуатация и перспективы их развития

В статье рассмотрены основные инженерные системы, применяемые в объектах промышленного и гражданского строительства, а также методы повышения их эффективности. Одним из возможных способов решения поставленной задачи является повышение уровня автомати...

Повышение показателей надежности радиотехнических систем

В статье описаны подходы к измерению параметров электромеханических систем, в том числе с использованием MEMS. Рассмотрены примеры успешной реализации алгоритмов предиктивной аналитики в электромеханических системах. Проведены исследования и структур...

Характеристика и разновидности методов управления в системе МЧС России

В статье рассматривается понятие методов управления, проводится характеристика их видов применительно к системе МЧС России. Актуальность использования методов управления в деятельности МЧС России заключается в том, что на основании комплексности их п...

Облик навигационной системы для подвижного наземного объекта и принципы его формирования

Рассматривается принципы формирования облика навигационной системы для подвижного наземного объекта. Предполагается, что основной радиотехнической системой, используемой при построении навигационных систем в настоящее время будет СРНС. Так же были пр...

Современные тенденции развития инноваций в логистике

В статье представлен обзор набирающих популярность инновационных технологий, применяемых в логистике. Представлены краткий анализ текущего состояния российской логистической инфраструктуры и ее сравнение с показателями лидирующих в этой отрасли стран...

Похожие статьи

Обзор методов дефектоскопии при обследовании трубопроводов

В статье рассмотрены современные методы неразрушающего контроля при обследовании участков трубопроводов и соединительных деталей, находящихся в эксплуатации. Описаны области применения приборов, которые используются для контроля, их принципы работы. ...

Влияние трендов развития технических систем на основные элементы радиолокационных станций

В статье рассматривается влияние основных трендов развития технических систем на составные элементы радиолокационной станции. Рассмотрено подчинение фактически сложившегося развития приемо-передающих элементов и антенны закону повышения полноты систе...

Выбор электрогенераторов для ветроэнергетических установок

В статье рассмотрены основные виды и конструкции электрогенераторов, применяемых в ветроэнергетических установках, а также проведен их анализ. Рассмотрены формулы для выбора генераторов ВЭУ, приведены основные параметры, характеризующие ВЭУ, описаны ...

Анализ технологических способов монтажа крупногабаритного оборудования в атомной промышленности

В данной статье рассматриваются основные технологии монтажа крупногабаритного оборудования при строительстве атомных электростанций. Проведен анализ применяемых способов по установке оборудования АЭС в проектное положение и используемого грузоподъёмн...

Особенности работы системы регулирования кажущейся скорости баллистической ракеты

В статье рассматриваются особенности работы системы управления траекторией летательного аппарата в качестве баллистической ракеты и системы регулирования ее кажущейся скорости. Перечислены функции системы, алгоритм ее работы и формулы для расчета. Пр...

Системы автоматизации зданий, диспетчеризация инженерных систем и их эксплуатация и перспективы их развития

В статье рассмотрены основные инженерные системы, применяемые в объектах промышленного и гражданского строительства, а также методы повышения их эффективности. Одним из возможных способов решения поставленной задачи является повышение уровня автомати...

Повышение показателей надежности радиотехнических систем

В статье описаны подходы к измерению параметров электромеханических систем, в том числе с использованием MEMS. Рассмотрены примеры успешной реализации алгоритмов предиктивной аналитики в электромеханических системах. Проведены исследования и структур...

Характеристика и разновидности методов управления в системе МЧС России

В статье рассматривается понятие методов управления, проводится характеристика их видов применительно к системе МЧС России. Актуальность использования методов управления в деятельности МЧС России заключается в том, что на основании комплексности их п...

Облик навигационной системы для подвижного наземного объекта и принципы его формирования

Рассматривается принципы формирования облика навигационной системы для подвижного наземного объекта. Предполагается, что основной радиотехнической системой, используемой при построении навигационных систем в настоящее время будет СРНС. Так же были пр...

Современные тенденции развития инноваций в логистике

В статье представлен обзор набирающих популярность инновационных технологий, применяемых в логистике. Представлены краткий анализ текущего состояния российской логистической инфраструктуры и ее сравнение с показателями лидирующих в этой отрасли стран...

Задать вопрос