В статье рассматриваются проблемы отрасли станкостроения и металлообработки, на основе которых выдвинуто предположение о создании проекта сборочного производства.
Ключевые слова: проект сборочного производства, металлообрабатывающий центр, постановление Правительства РФ № 56.
По сравнению с развитыми странами мира, где объемы машиностроительной продукции составляют почти половину объемов промышленного производства, в России этот показатель едва достигает 20 %. В 1990 г. страна занимала 2-е место в мировой экономике по потреблению механообрабатывающего станочного парка и 3-е место по производству. Сегодняшняя промышленная статистика сообщает, что по производству страна на 22 месте, а по потреблению — на 17-м. За 20 лет России удалось занять в структуре мирового станочного рынка долю в 0,3 % [1].
По данным статистики станочный парк страны сократился за последние десятилетия почти на миллион единиц и составляет сегодня не более 1,5 млн шт. Причем, износ действующего станочного оборудования находится на уровне 70 %.
По предположениям специалистов, для достижения современного уровня необходимо опережающее инновационное развитие машиностроения с темпами роста не менее 10 % в год, в течение 15 лет необходимо заменить около 2 миллионов единиц производственного оборудования. Многие специалисты утверждают, что наше станкостроение находится в таком плачевном состоянии, что лучше вообще от него отказаться и воспользоваться готовыми предложениями на мировом рынке, но нужно понимать, что развитые страны контролируют экспорт наиболее наукоемкого оборудования и технологий, поэтому нужно активно развивать свое производство и повышать его уровень. Тем самым можно говорить о том, что данная тема является одной из самых актуальных для нашей страны [2].
В рамках создания проекта сборочного производства металлообрабатывающих центров предлагается объединить усилия двух ключевых игроков рынка в целях увеличения доли рынка до уровня не менее 30 % от всего российского рынка станочного оборудования и выхода на мировой рынок с современным надежным оборудованием с лучшим соотношением качество — цена, а также увеличения товарооборота, каждого участника проекта.
Главная цель проекта захватить значительную долю российского рынка крупных машиностроительных предприятий с государственным участием, в том числе предприятий ОПК, обеспечив переход из средней ценовой категории в средне-премиальную ценовую категорию. Ключевым фактором успеха данной стратегии является предоставление предприятиям широкого ассортимента современного российского машиностроительного оборудования с оптимальным показателем качество — цена.
Важным конкурентным преимуществом стратегии маркетинга является использование сильного бренда ОАО «Протон-ПМ» на целевом рынке. Что в совокупности с компетенциями ОАО «Протон-ПМ» в области организации сборочного производства качественной наукоемкой машиностроительной продукции, развитой системой логистики, сервиса и продаж ООО «Пром‑Ойл», обеспечит необходимый авторитет проекту и изготавливаемому оборудованию [3].
Дополнительным конкурентным преимуществом стратегии увеличения доли рынка и увеличения среднего размера выручки на одного потребителя является предоставление высокого уровня сервиса оборудования, а также услуг по организации рабочего пространства цехов и участков, в том числе поставку вспомогательного промышленного оборудования, мебели и инвентаря.
Дополнительная цель проекта использовать возможности Подпрограммы «Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности» на 2011–2016 годы в рамках федеральной целевой программы «Национальная технологическая база» для быстрого наращивания потенциала совместного предприятия, за счет получения государственной поддержки проекта и финансирования со стороны Правительства РФ.
Для достижения поставленной цели, предлагается учредить совместное предприятие с долевым участием, каждого участника пропорционально их вкладу. Ожидаемый объем продаж к 2014 году должен достигнуть 3 млрд. руб. в год.
В качестве целевых рынков в рамках проекта выделяют:
– металлообрабатывающие центры повышенной точности и надежности для крупных российских промышленных предприятий, являющихся стратегическими организациями машиностроительного и оборонно-промышленного комплексов и обладающих технологиям двойного назначения (авиастроительного, ракетно-космического, судостроительного и энергомашиностроительного);
– оборудование средней и средне-премиальной ценовой категории для малых и средних предприятий России и стран СНГ;
– оборудования средне-премиальной ценовой категории для рынка восточной Европы.
Проект должен предусматривать:
– продвижение станков и продажу обрабатывающих центров под российским брендом на целевые рынки, в том числе лоббирование оборудования для обеспечения поставки на рынок ОПК и лоббирование проекта;
– сборку металлообрабатывающих центров на сборочном производстве
– ОАО «Протон-ПМ»;
– логистику поставки основных комплектующих и агрегатов компанией ООО «Пром-Ойл»;
– производство и поставку основных комплектующих и агрегатов компанией Neway;
– разработку современного индивидуального дизайна оборудования специально для российского и европейского рынка;
– проектирование и производство вспомогательных металлоконструкции оборудования в России.
Разрабатываемый проект будет нацелен на существенное изменение текущего состояния отрасли путем выстраивания долгосрочной кооперации сильнейших игроков рынка машиностроения, таких как:
– крупная торгово-сервисная и логистическая компания РФ, занимающаяся машиностроительным оборудованием;
– качественный зарубежный производитель металлообрабатывающего оборудования и комплектующих;
– предприятие РФ, обладающее высокими компетенциями в сборке высокотехнологичного машиностроительного оборудования и продвижения крупных проектов в высокотехнологичных отраслях РФ.
Существующая ситуация российского рынка станочного оборудования характеризуется следующими факторами (неудовлетворенная потребность):
– рост спроса на промышленное оборудование со стороны крупных промышленных предприятий, в том числе с государственным участием;
– государство обязывает предприятия с государственным участием приобретать российское оборудование (Постановление Правительства РФ № 56 от 07.02.2011) и только в отсутствии, которого разрешается приобретать зарубежное оборудование;
– отсутствие или недостаточность качественного современного российского оборудования для удовлетворения растущего спроса российских предприятий;
– недостаточность бюджетов, выделяемых государственным промышленным предприятиям, для закупки современного европейского и японского оборудования;
– имидж китайского оборудования как ненадежного;
– выход Подпрограммы «Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности» на 2011–2016 годы в рамках федеральной целевой программы «Национальная технологическая база», нацеленной на развитие российских станкостроительных производств, в том числе совместных с иностранными разработчиками и производителями оборудования и инструмента;
– риск появления сильного конкурента, который может воспользоваться ситуацией и создать совместное российское производство машиностроительного оборудования, что значительно сократит или закроет доступ иностранного оборудования на рынок крупных машиностроительных предприятий с государственным участием.
Тем самым можно отметить, что реализация проекта способствует увеличению экспорта продукции предприятий отрасли, по мнению аналитиков, такая динамика будет составлять порядка 3–5 %. Помимо того, изменения в отрасли приведут к сокращению поставок комплектующих из-за рубежа и поддержанию отечественного производителя, что соответствует планам правительства РФ, зафиксированным постановлением № 56 «Об установлении запретов и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, выполняемых иностранными лицами, в рамках размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства» [4] и программе «Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности» на 2011–2016 годы в рамках федеральной целевой программы «Национальная технологическая база», нацеленной на развитие российских станкостроительных производств, в том числе совместных с иностранными разработчиками и производителями оборудования и инструмента [5].
Литература:
1. Станкостроение в России: состояние, тенденции, перспективы [Электронный ресурс]. — URL: www.mashportal.ru (дата обращения 17.03.2014).
2. «Будет ли станкостроение в России в наступающем веке?» — Карбовский Виталий, Руководитель аналитического отдела ИФК «Солид», канд. экон. Наук [Электронный ресурс]. — URL: http://www.old.rcb.ru/Archive/articles.asp?id=1593 (дата обращения 18.03.2013).
3. Концепция создания российского сборочного производства высокотехнологичных и производительных металлообрабатывающих центров мирового уровня. А. М. Клещевников, Егоров Я. В. — Пермь, 2012.
4. «Будет ли станкостроение в России в наступающем веке?» — Карбовский Виталий, Руководитель аналитического отдела ИФК «Солид», канд. экон. Наук [Электронный ресурс]. — URL: http://www.old.rcb.ru/Archive/articles.asp?id=1593 (дата обращения 18.03.2013).
5. Постановление Правительства РФ от 07_02_2011 № 56
6. Станкостроение в России: состояние, тенденции, перспективы/ Издательский дом ПАНОРАМА, журнал Главный механик № 10 // 2009, [Электронный ресурс]. — URL: http://panor.ru/journals/glavmeh/archive/index.php?ELEMENT_ID=5237 (дата обращения 18.03.2013).