Личность педагога (ее ценностные ориентации, смыслы, идеалы) характеризуется педагогической направленностью и определяет сущность педагогической деятельности и общения: ради чего трудится педагог, какие он ставит задачи и цели, какие выбирает способы и средства достижения целей и решения задач. Поэтому личность является центральным фактором в труде педагога.
Как отмечала, Маркова А. К. структура личности педагога включает: мотивацию личности (направленность личности и ее виды); свойства личности (педагогические способности), интегральные характеристики личности (педагогическое самопознание, творческий потенциал).
«Мотивация личности обусловлена ее направленностью, включающие ценностные ориентации, мотивы, цели, смыслы, идеалы. Направленность личности определяет систему базовых отношений человека к миру и самому себе, смысловое единство его поведения и деятельности, создает устойчивость личности, позволяя противостоять нежелательным влияниям извне или изнутри, является основой саморазвития и профессионализма, точкой отсчета для нравственной оценки целей и средств поведения» [1, c. 41].
В целом в направленности педагога могут быть выделены: гражданская, познавательная и самообразовательная направленность.
Педагогическая направленность — это мотивация к профессии педагога, главное в которой действительная ориентация на развитие личности учащегося (она не ограничивается любовью к детям). Устойчивая педагогическая направленность — это стремление стать, быть и оставаться педагогом, помогающее ему преодолевать препятствия и трудности в своей работе. Направленность личности педагога проявляется во всей его профессиональной жизнедеятельности и в отдельных педагогических ситуациях, определяет его восприятие и логику поведения, весь облик человека. Однако у педагога этот облик приобретает порой утрированные черты, выражающиеся в излишней назидательности, категоричности суждений, поэтому иногда педагога можно узнать сразу. Известно, что развитию педагогической направленности способствует сдвиг мотивации педагога с предметной стороны его труда на психологическую сферу, интерес к личности учащихся [2].
Способности педагога обычно рассматривают как индивидуальные свойства личности, способствующие успешному выполнению его деятельности. Педагогические способности определяют как индивидуальные устойчивые свойства личности, состоящие в специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям педагогического труда и создания продуктивных моделей формирования искомых качеств личности воспитуемого [3].
В управленческие педагогические способности входят: способности влиять на отдельные поступки другого человека и его поведение в целом, обращаться к мотивам и целям учащегося и через них управлять поведением, не превращать управление в манипулирование другим человеком [4]. Выделяют также неявные, скрытые педагогические способности и ярко выраженные, компенсируемые и некомпенсируемые.
Имеются и другие подходы к анализу педагогических способностей. Например, Кузьмина Н. В. выделяет следующие: коммуникативные, организационные, гностические [5]. Естественно, что каждая из выделенных педагогических способностей может проявляться в разных ситуациях, в том числе и в творческих, где творчество педагога с неизбежностью транслируется, переходит в творчество ребенка. Поэтому одно из важных качеств педагога как творческой личности — это исключительно высокий уровень эмпатии, или, по очень удачному выражению и названию книги В. Леви, «Искусство быть другим» [6]. И чем выше способность педагога к сочувствию, состраданию, сопереживанию, наконец, к сотворчеству, тем выше его профессионально-творческие результаты.
В. Леви, характеризуя разнообразие творческих проявлений педагога, показывает, что педагог, в зависимости от ситуации, может быть наблюдателем, контролером, наставником, исследователем, врачом, товарищем, критиком и так далее. На вопрос «Гений общения, каков он?", В. Леви выделяет следующие качества:
«Плюс интерес. Огромное любопытство, колоссальная жадность к людям, отсюда повышенное внимание, и тонкая наблюдательность, и превосходная память на все, касающееся другого...
Минус тревожность. При всей живости, подвижности этот человек на редкость спокоен. Центры страха как бы недоразвиты: беспечность до беззаботности. Замечательно, однако, что, по крайней мере, в 90 случаев из 100 эта беспечность оказывается мудростью...
Плюс обратная связь. Вы еще взглядываете, а он взглянул уже трижды, и понимаете Ваш взгляд как старого знакомого... Высокая чувствительность к изменениям... Способность легко, быстро перестраиваться, превосходная подвижность психики — свойство врожденное, но и поддающееся тренировке. Сопутствующие качества: ловкость, тактичность, находчивость, остроумие, артистизм.
Плюс артистизм. Богатство жестов и интонаций; превосходный рассказчик, имитатор и мим. Вкус к подробности, к сочным деталям. Неистощимый игровой азарт не карточного игрока, а ребенка, жаждущего жить разными жизнями.
Плюс агрессивность. При общем фоне доброжелательности и благодушия гений общения не лишен агрессивности, которая проявляется редко, но метко...
Плюс оптимизм. Оптимизм как убеждение, как жизненная установка, и оптимизм, как состояние, ощущение радости бытия — вещи разные, хотя и взаимосвязанные.
Минус предвзятость. Отсутствие предрассудков. Совместная невосприимчивость к каким-либо посторонним мнениям о человеке, равно как и титулам и званиям, заграждающим сущность.
Плюс симпатия. И ряд педагогических принципов, которыми руководствуется творческий работающий педагог: «Принцип первый — вникни. Принцип второй — создай благоприятную атмосферу. Принцип третий — не унижай. Принцип четвертый — возвышай». [7, с. 85].
Все авторы указывают на то, что существуют способности общие и специальные. К общим способностям они относят, прежде всего, способности интеллектуальные: хорошую память, сообразительность и другие. К специальным способностям относят те, которые необходимы для успешности выполнения специальных видов деятельности.
Показателям уровня общих способностей у педагога, как правило, является успешность обучения в средней школе и педагогическом учебном заведении. Но если бы для овладения мастерством было бы такое положение: кто отлично учится в педагогическом учебном заведении, тот столь же успешно справляется с самостоятельной педагогической деятельностью. Однако наблюдаются случаи, когда человек учится блестяще, а с самостоятельной работой справляется плохо. Довольно часты и противоположные случаи: студент не особенно успешно учится, а на самостоятельной работе быстро овладевает педагогическим мастерством и пополняет запас теоретических знаний. Следовательно, для успешного овладения профессией необходимы специальные способности [8].
Уровень специальных педагогических способностей проявляется в глубине, разносторонности информации, которую педагога может получить об особенностях развития своих учащихся; в быстроте перестройки своей деятельности.
Ряд авторов, такие как А. К. Маркова и Л. М. Митина выделяют следующие психологические качества самого педагога, важные для его педагогической деятельности. Перечислим их.
Педагогическая эрудиция — запас современных знаний, которые педагог гибко применяет при решении педагогических задач.
Педагогическое целеполагание — потребность педагога в планировании своего труда, готовность к изменению задач в зависимости от педагогической ситуации. «Педагогическое целеполагание — это способность педагога видеть сплав из целей общества и своих собственных и затем предлагать их для принятия и обсуждения учениками» [9, с. 54].
В ходе анализа педагогических ситуаций развертывается и педагогическое мышление как процесс выявления им внешне незаданных, скрытых свойств педагогической деятельности в ходе сравнения и классификации ситуаций, обнаружения в них причинно-следственных связей.
Особый интерес здесь представляет практическое педагогическое мышление. Это анализ конкретных ситуаций с использованием теоретических закономерностей и принятия на основе этого педагогического решения. «Практическое мышление — это всегда подготовка к преобразованию деятельности, направленном на внесение в нее изменений. Практическое мышление осуществляется обычно в условиях дефицита времени, имеет ограниченные возможности для проверки предположений» [10, c. 20]. Вариантом практического педагогического мышления является диагностическое мышление педагога — анализ отдельных черт ребенка и связывание их воедино с учетом прогнозирования развития личности.
Для анализа мышления педагога важно сопоставить два его вида: аналитическое дискурсивное, развернутое во времени, имеющие выраженные этапы, а также интуитивное мышление, которое характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, минимальной осознанностью.
Педагогическая интуиция — это «быстрое, одномерное принятие педагогом педагогического решения с учетом предвидения дальнейшего развития ситуации без развернутого осознанного анализа» [11, с. 21].
Важной чертой педагогического мышления является педагогическая импровизация — нахождение неожиданного педагогического решения и его мгновенное воплощение, совпадение процессов создания и применение при их минимальном разрыве.
Резюмируя вышеизложенное, отметим, что в ходе изучения педагогом детей и самого себя совершенствуется также и ряд других профессионально важных качеств.
Педагогическая наблюдательность, зоркость, педагогический слух — понимание педагогом сущности педагогической ситуации по внешне незначительным признакам и деталям, проникновение во внутренний мир ребенка по мало приметным нюансам его поведения, способность по выразительным движениям читать человека как книгу.
Педагогический оптимизм — подход педагога к ребенку с оптимистической гипотезой, с верой в его возможности, резервы его личности, способность видеть в каждом ребенке то положительное, на что можно опереться.
Педагогическая находчивость — умение гибко перестраивать трудную педагогическую ситуацию, придать ей положительный эмоциональный тон, позитивную и конструктивную направленность.
Педагогическое предвидение — умение предвосхищать поведение и реакцию детей до начала или до завершения педагогической ситуации. Предусматривать их и свои затруднения.
Педагогическая рефлексия — обращенность сознания педагога на самого себя, учет представлений детей о его деятельности и представлений ребенка о том, как педагог понимает деятельность ребенка. Рефлексия означает осознание педагогом себя с точки зрения детей в меняющихся ситуациях. Педагогу важно развивать у себя здоровую конструктивную рефлексию, приводящую к улучшению деятельности, а не к разрушению ее постоянными колебаниями. Педагогическая рефлексия — это самостоятельное обращение к самоанализу без того, чтобы от него это потребовала администрация учебного заведения.
Литература:
- Маркова А. К. Психология труда учителя. — М., 1993. — С. 41
- Маркова А. К. Психология труда учителя. — М., 1993. — 190 с.
- Кузьмина Н. В. Способности, одаренность, талант учителя. — Л., 1985. — 32 с.
- Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитание творческой личности: Основы педагогики творчества. — Казань, 1988. — 236 с.
- Кузьмина Н. В. Формирование педагогических способностей. Л., 1991. — 98 с
- Леви В. Л. Искусство быть другим. — М., 1980.– 207 с.
- Леви В. Л. Искусство быть другим. — М., 1980.– С.85
- Гуревич К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., 1970. — 272 с.
- Маркова А. К. Психология труда учителя. — М., 1993. — С. 54
- Маркова А. К. Психология труда учителя. — М., 1993. — С. 20
- Маркова А. К. Психология труда учителя. — М., 1993. — С. 21