В статье исследован порядок применения льготы для малых предприятий по выбору плана счетов, а также предложен вариант, основанный на международной практике формирования индивидуального плана счетов.
Ключевые слова: малый бизнес, план счетов, индивидуальный план счетов.
В современной России сохраняется довольно высокий уровень монополизации экономики, в связи с чем особенно важна роль малого предпринимательства как основы демонополизации экономики и формирования конкуренции в бизнес-среде. Благодаря мобильности и вариабельности организации бизнеса, сектор малого предпринимательства может более оперативно реагировать на изменения в экономике, осуществлять деятельность с учетом спроса и предложений на рынке, входить в кластеры, обеспечивающие стабильное функционирование крупного бизнеса.
Согласно статистическим данным, сегодня масштабы сектора малого предпринимательства в России значительно ниже, чем в странах с развитой рыночной экономикой. В этой связи создание благоприятных условий для успешного развития малого предпринимательства и реализации им своей регулирующей функции является важной государственной задачей в современных условиях развития российской экономики. Государство уделяет большое внимание развитию и поддержанию малого бизнеса, как с финансовой стороны, так и со стороны правовой защиты и поддержки. Опираясь на анализ научной литературы и ряд ключевых нормативно-правовых актов, можно отметить, что для малого предпринимательства характерны определенные особенности, льготы, оказывающие влияние на организацию и управление производством, а также на организационно-методологические вопросы ведения бухгалтерского учета. В данной статье мы остановимся на исследовании льготы по выбору плана счетов, а также рассмотрим возможный вариант плана счетов, основанный на международной практике формирования индивидуального плана счетов.
Прежде всего, необходимо понимать, какие предприятия могут воспользоваться данной льготой. Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны обратиться к Федеральному закону от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Согласно закону, индивидуальные предприниматели и юридические лица являются субъектами малого предпринимательства, если они соблюдают критерии:
- по организационно-правовой форме;
- по долям в уставном капитале;
- средней численности работников за предшествующий календарный год;
- выручке от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость, определенной в соответствии с Налоговым Кодексом РФ и балансовой стоимость активов за предшествующий календарный год.
Проведенное исследование основных положений ФЗ 209-фз дает возможность сделать выводы о неоднозначности трактовки его отдельных положений. Так, Т. В. Морозовой выделены следующие положения, которые могут повлиять на неоднозначность установления категории субъекта малого и среднего предпринимательства: «определение периода, за который производится расчет показателей выручки, средней численности работников и балансовой стоимости активов; определение доходов, которые включаются в расчет показателя выручки, а также метода признания доходов; установление категории субъекта предпринимательской деятельности, изменяемой во времени; возможность применения льгот и государственной поддержки для субъектов малого и среднего предпринимательства для вновь созданных субъектов предпринимательской деятельности» [1, c.48]
В рассматриваемом аспекте это является особенно важным, поскольку льгота по выбору и разработке индивидуального плана счетов предоставляется только малым и микро предприятиям. Утрата статуса субъекта малого предпринимательства приведет к утрате права применения льгот для организации по организации и ведению бухгалтерского учета. Малые предприятия могут вести бухгалтерский учет с применением одного из трех вариантов плана счетов.
Во-первых, это стандартный план счетов, представленный в Приказе Минфина РФ от 31.10.2000 N94н. Этот план счетов ориентирован на крупные промышленные предприятия, но на его основе может быть разработан индивидуальный план с сокращенным количеством синтетических счетов. Основной недостаток этого плана счетов, по нашему мнению, заключается в том, что он в большей степени отвечает требованиям контролирующих органов и в меньшей степени отвечает потребностям собственников коммерческих организаций. Текущим законодательством не дается возможность организациям самостоятельно давать названия и устанавливать коды синтетических счетов, не дает вариабельности корреспонденции счетов. Нарушение этих требований будет трактоваться контролирующими органами как неправильное ведение бухгалтерского учета, что впоследствии приведет к ответственности в соответствии с частью первой налогового Кодекса Российской Федерации и Кодексом административных правонарушений. Также рассматриваемый план счетов не учитывает современные направления изменения экономики, нового понятийного аппарата, терминологии и других важных для бизнеса аспектов. Например, Малицкой В. Б. отмечено, что в действующем плане счетов «не представлены финансовые активы как объект бухгалтерского учета, а отдельные их составные части отражены в разделе «V» «Денежные средства» и «VI» «Расчеты» [2, c.117].
Второй вариант плана счетов для малого бизнеса — это типовой, представленный в приказе Минфина РФ от 21.12.1998. N 64 н. «О типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства». Но стоит сразу отметить, что этот план счетов сегодня на практике применяется только в адаптированном виде в соответствии с рекомендациями Минфина РФ.
Однако, как показывает практика, и этот вариант имеет свои недостатки. Во-первых, все те же коды счетов, обязательные к применению, основанные на стандартном плане счетов. Во-вторых, количество применяемых счетов бухгалтерского учета зависит не от величины предприятия, а от разнообразия видов хозяйственной деятельности и сложности хозяйственных операций, требуемой в отчетности детализации объектов хозяйственной деятельности. Предложенный Минфином России рабочий план счетов бухгалтерского учета для малых предприятий, по мнению многих специалистов-практиков, нуждается в ряде уточнений и дополнений.
Как известно, основной задачей государства в области бухгалтерского учета на ближайшее будущее является гармонизация российской системы бухгалтерского учета с международной практикой и международными стандартами финансовой отчетности. Международные стандарты финансовой отчетности официально признаны на территории Российской Федерации. Совет по международным стандартам разработал также специальный комплект стандартов для субъектов малого и среднего предпринимательства, которые предусматривают упрощенный порядок составления финансовой отчетности по сравнению с основным комплектом. Мы придерживаемся точки зрения, что «страны, чьи законодательные юрисдикции обязали все или некоторые группы компаний составлять отчетность в формате МСФО также должны дать возможность предприятиям, попадающим под категорию малого и среднего бизнеса составлять отчетность в формате IFRS for SMEs» [3, c. 19]. Конечно же признание международных стандартов связано в основном с унификацией отчетности компаний разных стран. Однако не менее важным плюсом такой отчетности должна быть свобода, гибкость и простота в использовании. Итак, рассмотрим, как может выглядеть примерный план счетов по МСФО.
Во всем мире при ведении бухгалтерского учета используется система двойной записи. Согласно ей, каждая проводка отражается как минимум в двух счета, т. е. изменение актива или обязательства сопровождается указанием источника средств, за счет которого оно происходит. По мнению В. В. Качалина «счет также делится на дебет и кредит, однако эти названия не несут никакую смысловую нагрузку» [4, с. 69]. Для поддержания равенства, принята следующая система увеличения или уменьшения остатков по счетам:
Система увеличения и уменьшения остатков по счетам
Активы |
Обязательства |
Капитал |
||||
Записи по дебету означают увеличение активов |
Записи по кредиту означают уменьшение активов |
Записи по дебету означают уменьшение обязательств |
Записи по кредиту означают увеличение обязательств |
Записи по дебету означают уменьшение собственного капитала |
Записи по кредиту означают увеличение собственного капитала |
|
Счета могут иметь численное обозначение, содержащее несколько знаков в коде, характерное для их обозначения. Например, первая цифра в коде может обозначать классы счетов: 1 — Долгосрочные активы; 2 — Краткосрочные активы; 3 — Капитал и резервы; 4 — Долгосрочные обязательства; 5 — Краткосрочные обязательства; 6 — Доходы; 7 — Расходы; 8 — Счета управленческого учета; 9 — Забалансовые счета. Кодировка счетов по группам представлена в Таблице 1.
Таблица 1
Кодировка счетов по группам
Код группы Счетов по элементам |
Код группы синтетических счетов (1-го порядка) |
Код группы субсчетов (счетов 2-го порядка) |
Наименования классов, групп счетов и субсчетов |
Код счета |
КЛАСС 2. КРАТКОСРОЧНЫЕ АКТИВЫ |
||||
2 |
ЗАПАСЫ |
|||
10 |
Материалы |
210 |
||
1 |
Сырье |
2101 |
||
41 |
Товары |
241 |
Таким образом, индивидуальный план счетов может быть ориентирован на составление бухгалтерской (финансовой) отчетности на основе элементов, к которым относятся активы, обязательства, капитал, доходы и расходы. Для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности кодировка счетов, учитывающая элементы будет логичной и рациональной.
Фрагмент возможного плана счетов, сгруппированного по элементам, представлен в Таблице 2.
Таблица 2
План счетов, основанный на элементах финансовой отчетности
Раздел |
Наименование счета |
Номер счета |
Активы |
Основные средства |
101 |
Капитальные вложения |
108 |
|
Материалы |
210 |
|
Касса |
250 |
|
Расчетный счет |
251 |
|
Дебиторская задолженность |
262 |
|
Капитал |
Уставный капитал |
380 |
Добавочный капитал |
383 |
|
Нераспределенная прибыль, непокрытый убыток |
384 |
|
Обязательства |
Расчеты по долгосрочным кредитам и займам |
467 |
Расчеты с поставщиками |
560 |
|
Расчеты по краткосрочным кредитам и займам |
566 |
|
Расчеты с бюджетом |
568 |
|
Расчеты по страхованию |
569 |
|
Расчеты по оплате труда |
570 |
По нашему мнению, подход к составлению индивидуального плана счетов в зависимости от элементов финансовой отчетности имеет перспективы в применении в Российской Федерации. Предложенный вариант отвечает требованиям к формированию плана счетов текущим законодательством по бухгалтерскому учету. Он содержит систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета. В нем сохранены названия и коды синтетических счетов, обязательных к применению. Кроме этого план счетов содержит систематизированную информацию на основании которой составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность по элементам.
Литература:
1. Морозова Т. В. Правовое регулирование субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации // Вестник Аксор.- 2012. — № 4 (24). — С. 47–52.
2. Малицкая В. Б. Правовая база регулирования порядка ведения бухгалтерского учета и раскрытия в финансовой отчетности операций с финансовыми активами // Вестник Воронежского государственного аграрного университета -2010. — № 4 (27). С. 113–118.
3. Морозова Т. В. Перспективы применения международных стандартов финансовой отчетности для малого и среднего бизнеса // Новый университет. Серия экономика и право. — 2014 — № 1 (35). — С.17–20.
4. Качалин В. В. Финансовый учет и отчетность в соответствии со стандартами GAAP. 2-е изд., испр., перераб. — М.:Дело, 1998. — 432 с.