Обзор рынка интернет-рекламы: итоги 2013 года и прогноз на 2014 год | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №6 (65) май-1 2014 г.

Дата публикации: 29.04.2014

Статья просмотрена: 2999 раз

Библиографическое описание:

Дедов, А. В. Обзор рынка интернет-рекламы: итоги 2013 года и прогноз на 2014 год / А. В. Дедов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 6 (65). — С. 406-411. — URL: https://moluch.ru/archive/65/10642/ (дата обращения: 18.12.2024).

1. Основные тенденции развития российского рынка интернет-рекламы в 2013 году

По данным Комиссии экспертов Ассоциации Коммуникационных Агентств России, интернет-реклама как отдельное направление глобального рекламного рынка РФ в 2013 году показала устойчивую динамику роста, увеличившись с 26,8 млрд. руб. в 2010 до 48,8 млрд. руб. в 2013 (таблица 1) [1].

Таблица 1

Уровень развития рекламного рынка в РФ в 2013 году по данным Комиссии экспертов Ассоциации Коммуникационных Агентств России, млрд. руб.

2010

2011

2012

2013

Динамика роста (2010–2013), %

Телевидение (в т. ч. кабельно-спутниковое)

110,800

131,500

143,260

108.2

-2,35

Печатные СМИ (газеты, журналы, рекламные издания)

38,000

40,400

41,200

26.7

-29,74

Радио

10,300

11,845

14,617

11.1

7,77

Наружная реклама

29,700

34,300

37,700

31.8

7,07

Интернет (в т. ч. контекстная реклама)

26,800

41,800

56,388

48.8

82,09

Прочие носители (в т. ч. indoor и кинотеатры)

3,100

4,092

4,816

2.9

-6,45

ИТОГО

218,700

263,937

297,981

229.5

4,94

Источник: Данные Комиссии экспертов Ассоциации Коммуникационных Агентств России [1]

Исходя из показателя динамики роста, по сравнению с другими секторами рынка рекламы, интернет-реклама показала наибольший рост — 82,09 процента.

Важно отметить, что на втором месте по темпу роста — радио как сектор рынка рекламы, расходы на рекламу в рамках которого увеличились с 10,3 млрд. руб. в 2010 году до 11,1 млрд. руб. в 2013 году — динамика роста при этом составила 7,77 процента.

На третьем месте по темпу роста — наружная реклама, расходы на которую увеличились с 29,7 млрд. руб. в 2010 году до 37,7 млрд. руб. в 2013 году — динамика роста при этом составила 7,07 процента.

Таким образом, анализируя тройку сегментов-лидеров рекламного рынка можно утверждать, что динамика роста сектора интернет-рекламы наибольшая, в течении периода 2010–2013 года расходы на данный канал рекламы увеличились практически вдвое [8].

Рис. 1. Уровень развития рекламного рынка в РФ в 2013 году по данным Комиссии экспертов Ассоциации Коммуникационных Агентств России, млрд. руб.

Источник: Собственная разработка на основе данных Комиссии экспертов Ассоциации Коммуникационных Агентств России [1]

Из таблицы 1 и рисунка 1 очевидно, что наименьшая динамика в 2013 году была зафиксирована по печатным СМИ как по сектору рекламного рынка, расходы на который снизились с 38 млрд. руб. в 2010 году до 26,7 млрд. руб. в 2013 году — динамика снижения при этом составила 29,74 процента. Можно предположить, что подобная тенденция тесно связана с активным развитием интернет-рекламы, постепенным переходом СМИ в онлайн, развитием мобильных приложений и сайтов ведущих СМИ. Кроме того, управление рекламной кампанией в сети интернет с точки зрения СМИ гораздо эффективнее и рациональнее, нежели в случае традиционного оффлайнового варианта.

Таким образом, выделив общий вектор развития рынка интернет-рекламы, рассмотрим его структуру в 2013 году. Для целей данного анализа были использованы данные Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) «Экономика Рунета 2012–2013» (таблица 2). Согласно методологии данной компании, современный рынок интернет-рекламы включает следующие секторы [6]:

-        размещение рекламы в интернете

-        видеорекламу

-        контекстную рекламу

-        медийную рекламу

-        веб-разработку (имеется в виду техническая оптимизация сайтов под продвижение в поисковых системах и SEO)

-        маркетинг в социальных сетях

Таблица 2

Показатели динамики секторов интернет-рекламы согласно отчету Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) «Экономика Рунета 2012–2013»

2012, млрд. руб.

2013, млрд. руб.

Динамика роста (2012–2013), %

Видеореклама

1,74

2,99

72

Контекстная реклама

37,55

48,06

28

Медийная реклама

19,2

22,27

16

Веб-разработка, SEO

12,27

15,09

23

Маркетинг в социальных сетях

4,67

6,16

32

Источник: Отчет Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) «Экономика Рунета 2012–2013» [5].

 Рис. 2. Показатели динамики секторов рынка интернет-рекламы согласно отчету Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) «Экономика Рунета 2012–2013»

Источник: Собственная разработка на основе данных Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) «Экономика Рунета 2012–2013» [5]

Исходя из данных таблицы 2 и диаграммы на рисунке 2, можно констатировать, что наибольший рост в структуре рынка интернет-рекламы продемонстрировала контекстная реклама, которая увеличилась с 4,67 млрд. руб. в 2012 году до 6,16 млрд. руб. в 2013 году — динамика роста при этом составила 72 процента.

На втором месте из всех секторов рынка интернет-рекламы находится маркетинг в социальный сетях, который увеличился с 37,55 млрд. руб. в 2012 году до 48,06 млрд. руб. в 2013 году — динамика роста при этом составила 32 процента.

На третьем месте по динамике рост находится сектор медийной рекламы, расходы на которую увеличились с 19,2 млрд. руб. в 2012 году до 22,27 млрд. руб. в 2013 году — динамика роста при этом составила 28 процентов.

Исходя из анализа тройки лидеров рынка интернет-рекламы по темпам роста, можно утверждать, что контекстная реклама показывает наибольший прирост за период 2012–2013 года. Это связано с тем, что данный вид интернет-рекламы существует достаточно давно и зарекомендовал себя как надежный, достоверно контролируемый и эффективный метод. В то же время, зафиксирован достаточно небольшой рост сектора маркетинга в социальных сетях. Это может быть обусловлено тем, что данный метод интернет-рекламы сравнительно молод, его средства только начинают развиваться, система мониторинга и контроля эффективности еще не совершенна [3].

На основании таблицы 2, рационально проследить изменение доли того или иного сектора интернет-рекламы, в период 2012–2013 года.

Таблица 3

Показатели структуры рынка интернет-рекламы согласно отчету Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) «Экономика Рунета 2012–2013»

2012 год, %

2013 год, %

Динамика прироста (2012–2013), %

Видеореклама

2,31

3,16

0,86

Контекстная реклама

49,78

50,82

1,03

Медийная реклама

25,45

23,55

-1,91

Веб-разработка, SEO

16,27

15,96

-0,31

Маркетинг в социальных сетях

6,19

6,52

0,33

Источник: Собственная разработка на основе данных Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) «Экономика Рунета 2012–2013» [5]

Исходя из данных таблицы 3 и диаграмм 3 и 4 можно констатировать, что значительных изменений в структуре рынка интернет-рекламы за период 2012–2013 годов не произошло.

Рис. 3. Показатели структуры рынка интернет-рекламы в 2012 году

Источник: Собственная разработка на основе данных Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) «Экономика Рунета 2012–2013» [5]

По доле в структуре рынка интернет-рекламы наибольший прирост показал сектор контекстной рекламы, который увеличился с 49,78 до 50,82 процентов, то есть на 1,03 процента.

На втором месте по приросту доли в структуре рынка интернет-рекламы находится сектор видеорекламы, который увеличился с 2,31 до 3,16 процентов, то есть на 0,86 процента.

На третьем месте по показателю прироста доли в структуре рынка интернет-рекламы находится сектор маркетинга в социальных сетях, который увеличился с 6,19 до 6,52 процентов, то есть на 0,33 процента.

 Рис. 4. Показатели структуры рынка интернет-рекламы в 2013 году

Источник: Собственная разработка на основе данных Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) «Экономика Рунета 2012–2013» [5]

Важно отметить, что наибольшее снижение доли в структуре рынка интернет-рекламы показал сектор медийной рекламы, который уменьшился с 25,45 до 23,55 процентов, то есть на 1,91 процента. Это свидетельствует о низкой эффективности данного вида интернет-рекламы по сравнению с другими средствами, а также довольно высокой цене на такую рекламу [5].

2. Основные векторы развития рынка интернет-рекламы в 2014 году

Анализируя основные тенденции развития рынка интернет-рекламы в 2014 году необходимо учесть, что в настоящее время финансовые агентства и аналитики оценивают инвестиционный климат РФ как неблагоприятный. Это связано со множеством причин: нестабильностью экономической и политической ситуации, недостаточной развитостью законодательства, влиянием глобальных дестабилизирующих явлений. Однако, несмотря на это, рынок интернет-рекламы является, пожалуй, одной из немногочисленных сфер российской экономики, который не получил отрицательной оценки прогноза. Современный рынок интернет-рекламы развивается не только за счет финансовых вливаний, но и в процессе привлечения новых технологий, разработчиков, маркетинговых компаний и инвесторов [4].

По прогнозу информационно-аналитического IT-портала Digit.ru, российский рынок интернет — рекламы будет расти примерно на 20 % в год на протяжении ближайших пяти лет. Эта тенденция связана со следующими факторами [7]:

-        Стабильный рост доступности интернет-доступа и как следствие значительный ежегодный прирост числа пользователей сети интернет.

-        Постепенный переход СМИ, представительств компаний в сеть интернет.

-        Развитие SEO, копирайтинга, юзабилити и адаптивного дизайна как важнейших факторов конкурентоспособности современных российских компаний.

По данным российского представительства интернет-маркетинговой компания Infatex, на 2014 года можно выделить следующие 4 вектора развития рынка интернет-рекламы [7]:

1. Дальнейшая реализация тенденции вытеснения телевидения интернетом.

Специалисты интернет-маркетинговой компания Infatex прогнозируют, что в течении 2014 года инвестирование в интернет-рекламу станут более выгодным, нежели вложения в телевидение как канал рекламы. В настоящее время данная тенденция уже актуальна для малых и средних компаний, которые стремятся привлечь как можно больше новых клиентов путем рационального расходования средств на покупку 1 контакта. Однако в 2014 году это будет справедливо и для крупных предприятий. То есть, можно утверждать, что в 2014 году интернет-реклама станет самым простым и рациональным средством инвестирования для увеличения дохода компаний, вне зависимости от направления деятельности.

2. Развитие инструментов SEO и интернет-рекламы

В рамках данной тенденции утверждается, что в 2014 году особенно сильно актуализируется потребность пользователей глобальной сети интернет в онлайн-сервисах, которые направлены на решение повседневных задач общественной и трудовой жизни человека. Исходя из этого, традиционное «манипулятивное» SEO, которое заключается в основном в автоматическом покупке ссылок, станет неэффективным и устаревшим методом интернет-рекламы.

Можно прогнозировать, что SEO в 2014 году будет развиваться как единый комплекс, включающий контент-маркетинг, управление репутацией в сети, проведение разнообразных PR-мероприятий и многое другое.

Кроме того, постоянно меняющиеся алгоритмы поисковых систем Яндекс и Google, будут способствовать активному развитию методологии анализа поведения пользователей на сайтах.

Также в рамках повышения значимости контента, в 2014 году однозначно укрепится тенденция использования SEO-копирайтинга как центрального элемента обеспечения пользовательской полезности, информативности и уникальности ресурсов. То есть, можно предположить возникновение в структуре интернет-маркетинга нового направления — контент-маркетинга. Данный сектор рынка будет способствовать решению проблемы негативного отношения к продукту интернет-рекламы, реализации продуманной стратегии общения с потенциальным потребителем [7].

Что касается контента как такового, в 2014 году можно прогнозировать его трансформацию с традиционных уникальных SEO-оптимизированных текстов (так называемых продающих) для повышения конверсии до экспертных материалов, направленных на реализацию долгосрочной стратегии удержания пользователей и клиентов.

3. Актуализация юзабилити как важнейшего направления развития интернет-рекламы.

Развитие качественной интернет-рекламы, формирование сектора контент-маркетинга в 2014 году будет способствовать актуализации проблемы юзабилити.

Используя потенциал интернет-рекламы для привлечения новых клиентов, компании должны будут обеспечить качественный интерфейс, простоту его использования. Все это будет способствовать росту доверия потенциальных клиентов, уменьшению длительности процедуры оформления заказа, повышения общей лояльности пользователей.

4. Активное развитие мобильной рекламы как сектора интернет-рекламы

Учитывая тенденции роста пользователей мобильного интернета, аудитория которого еще в 2012 году составляла около 40 млн. человек, а к концу 2013 года составила уже 70 млн. пользователей, вполне можно предположить в 2014 году произойдет оформление мобильной рекламы как отдельного сектора интернет-рекламы [7].

В настоящее время реализация данного вектора рынка интернет-рекламы затруднено неполной развитостью мобильных версий популярных ресурсов и сервисов, либо их представленность для отдельных моделей телефонов и смартфонов. Кроме того, разработка мобильных приложений не является одним из этапов разработки интернет-представительства компании, а реализуется только в случае решения отдельных маркетинговых задач.

Выводы

Проведенное исследование в рамках данной статьи позволяет сформулировать следующие выводы:

В процессе анализа основных тенденций развития российского рынка интернет-рекламы в 2013 году было выявлено:

Исходя из показателя динамика роста, по сравнению с другими секторами рынка рекламы, интернет-реклама показала наибольший рост — 82,09 процента.

Анализируя тройку сегментов-лидеров рекламного рынка можно утверждать, что динамика роста сектора интернет-рекламы наибольшая, в течение периода 2010–2013 года расходы на данный канал рекламы увеличились практически вдвое.

Было показано, что контекстная реклама показывает наибольший прирост за период 2012–2013 года. Это связано с тем, что данный вид интернет-рекламы существует достаточно давно и зарекомендовал себя как надежный, достоверно контролируемый и эффективный метод. В тоже время, достаточно небольшой рост сектора маркетинга в социальных сетях. Это может быть обусловлено тем, что данный метод интернет-рекламы сравнительно молод, его средства только начинают развиваться, система мониторинга и контроля эффективности еще не совершенна.

Выявление векторов развития рынка интернет-рекламы в 2014 году позволяет констатировать, что рационально выделить следующие 4 вектора развития рынка интернет-рекламы:

1.    Дальнейшая реализация тенденции вытеснения телевидения интернетом.

2.    Развитие инструментов SEO и интернет-рекламы

3.    Актуализация юзабилити как важнейшего направления развития интернет-рекламы

4.    Активное развитие мобильной рекламы как сектора интернет-рекламы

Таким образом, анализ текущего состояния и прогноз дальнейшего развития рынка интернет-рекламы позволяет утверждать о повышении значимости данного инструмента среди других рекламных средств, активном развитии методологии и практики применения интернет-рекламы, росте инвестиционной привлекательности данного сектора.

Литература:

1.      Данные Комиссии экспертов Ассоциации Коммуникационных Агентств России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.akarussia.ru/knowledge/market_size/id3746

2.      Зуев, М. Б. Продвижение сайтов в поисковых системах. Спасательный круг для малого бизнеса. — М.: Бином. Лаборатория знаний, — 2011. — 299 с.

3.      Интернет в России. Аналитический бюллетень [Электронный ресурс]. — Москва, 2014. — Режим доступа: http://fom.ru/SMI-i-internet/11288

4.      Интернет в России. Консолидированные данные [Электронный ресурс]. — Москва, 2013. — Режим доступа: runet.fom.ru/posts/download/11067

5.      Исследование экономики Рунета 2012–2013 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://экономикарунета.рф/upload/2013/out_book_research-economics-2012–2013.pdf

6.      Итоги исследования экономики Рунета [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://экономикарунета.рф/#release

7.      Каким будет Рунет в 2014? Главные тенденции развития рынка интернет-рекламы в России. Infatex РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.b2blogger.com/pressroom/168729.pdf

8.      Объем рекламы в средствах ее распространения в январе-июне 2013 года. Ассоциация Коммуникационных Агентств России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.akarussia.ru/knowledge/market_size/id3526

9.      Поисковая оптимизация. Практическое руководство по продвижению сайта в Интернете: Иван Севостьянов — Санкт-Петербург, Питер, 2010- 240 с.

10.  Раскрутка веб-сайта. Практическое руководство: Николай Евдокимов, Игорь Лебединский — Санкт-Петербург, Вильямс, 2011- 288 с.

Основные термины (генерируются автоматически): SEO, контекстная реклама, Российская ассоциация, Экономика Рунета, динамик роста, Коммуникационное Агентство России, млрд, процент, рекламный рынок, структура рынка интернет-рекламы.


Задать вопрос