За последние десятилетия в мире активизировались интеграционные процессы, протекающие в разных регионах и охватывающие различные сферы отношений государств. Важную роль в развитии этих процессов играют международные организации, которые содействуют сотрудничеству государств в сфере осуществления ими суверенных прав. Одной из таких международных, региональных организаций является Европейский Союз.
Интерес к Центральной Азии и к проблемам этого региона со стороны ведущих государств мира и мировых центров силы повышался с появлением новых военных, экологических и других серьезных угроз безопасности стран региона, таких как терроризм, наркотраффик и религиозный экстремизм [6, c.6].
Сегодня одной из основных задач ЕС является активизация Общей внешней политики и политики безопасности [5, c.71]. Европейский Союз придает важное значение региону Центральной Азии в целом, о чем свидетельствуют многочисленные программы сотрудничества, а также ряд многочисленных европейских стратегий. ЕС считает необходимым как по политическим, так и по экономическим причинам выработку общей политики в отношении государств региона.
Отношения между ЕС и странами Центральной Азии начали активно развиваться с 1991 года. ЕС вступил в регулярный политический диалог со странами региона с тем, чтобы совместно работать над Соглашениями о Партнерстве и Сотрудничестве (СПС) [1]. Однако, прежде чем подписать первые соглашения о партнерстве, было необходимо, чтобы страны СНГ начали проводить всестороннюю реформу правового механизма. Эти соглашения должны быть основаны на общих принципах и задачах: правовое государство, становление рыночной экономики и развитие политических свобод граждан. Большинство государств ЦА ратифицировали Соглашения о Партнерстве и Сотрудничестве к 1997 году.
Таджикистан в тот период не мог заключить подобное соглашение в связи с гражданской войной в стране. Подписание Соглашения о Партнерстве и Сотрудничестве между Таджикистаном и государствами Евросоюза произошло 11 октября 2004 года. Соглашение охватывало широкий круг вопросов: политический диалог, торговля товарами, бизнес и инвестиции (условия труда, создание и управление компаниями, трансграничная поставка услуг, текущие платежи и капитал, защита интеллектуальной, промышленной и коммерческой собственности), законодательное и экономическое сотрудничество, демократия и права человека, предотвращение незаконной деятельности, культурное и финансовое сотрудничество. Соглашение, заключенное между ЕС и Таджикистаном — одно из первых соглашений, включающих статьи по новым важным сферам, представляющим общий интерес, включая оружие массового уничтожения, миграцию и терроризм. Подписание Соглашения о Партнерстве и Сотрудничестве между ЕС и Таджикистаном являлось знаменательным событием, так как оно свидетельствовало о том, что Таджикистан достиг прогресса в преодолении своих внутренних проблем и отражает признание Евросоюза в стремлении республики сотрудничать в вопросах борьбы против терроризма и незаконного оборота наркотиков, а также международной гуманитарной помощи в поддержку Афганистана.
Европейский Союз ставил своей целью установление мира в Таджикистане. В связи с этим ЕС реализовывал свои программы, направленные на восстановление экономики страны. До 1997 года было организовано и реализовано три крупных проекта в области сельского хозяйства, энергетики, два проекта в области образования. [2, c. 81] Число программ, проводимых ЕС стало расти с каждым годом, и они охватывали многие отрасли и сферы. Со своей стороны Таджикистан делал дипломатические шаги по развитию отношений с государствами Европейского Союза.
Важным шагом в развитии отношений с Евросоюзом стали аккредитация Постоянного Представителя Республики Таджикистан в Европейском Союзе, который способствует укреплению и углублению сотрудничества республики, как в рамках ЕС, так и с государствами-членами ЕС на двусторонней основе. [4, c. 22] В договоре стран Евросоюза одной из целей является стремление к дальнейшему содействию стабильности и безопасности как внутри государств-партнеров, так и в рамках межгосударственных отношений во время кризисов или в мирное время посредством чрезвычайных или превентивных действий, если они затрагивают гражданские или военные вопросы. Важным международным институтом, непосредственным входящим в круг европейских интересов, является Организация по Безопасности и Сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Существенным пунктом важнейших документов этой организации в Парижской хартии 1990 года является упоминание о том, что Центральная Азия (в том числе и Таджикистан) представляют собой неотъемлемую часть системы европейской безопасности. Будучи членом ОБСЕ и являясь ее южным рубежом, Таджикистан нуждается в реальных гарантиях безопасности. [3, c. 158] Без создания необходимых предпосылок для стабилизации экономического роста, без эффективных решений сложных экономических и социальных проблем, возникших в Таджикистане в период переходной экономики, трудно рассчитывать на реальное укрепление безопасности в регионе. Эти трудности в стране могут быстро стать источниками социальной напряженности, особенно в условиях мирового финансового кризиса, который усугубил существующие проблемы. В этой связи важна активизация деятельности ОБСЕ в решении проблем, связанных с экономическими и экологическими измерениями, без решения которых будет весьма трудно достичь устойчивой политической стабильности не только в Таджикистане, но и в регионе в целом. Сотрудничество Евросоюза и Таджикистана по обеспечению национальной и региональной безопасности охватывает широкий спектр направлений: наркотраффик, религиозный экстремизм, терроризм, организованная преступность. Неоднократно аналитиками отмечалось, что территория соседнего Афганистана и государств Центральной Азии давно превратилась в транзитный коридор экспорта вышеуказанных угроз безопасности. По данным экспертов Евросоюза, около 65 % наркотиков, проникающих в Европу, проходит по новому «северному» коридору, маршруту наркотраффика, включающему себя государства Центральной Азии и СНГ. Учитывая, что угрозы исходят для всех евразийских государств, ЕС, начиная с 2003 года, осуществляет для укрепления региональной безопасности ряд проектов в рамках двух программ: «Программа содействия управлению границами Центральной Азии» (БОМКА) и «Программа по предотвращению наркотиков в Центральной Азии» (CADAP). Официально эти программы начали работать только с 2004 года, и основной акцент в своей деятельности сделали на укрепление таджикско-афганской границы. Задачей БОМКА является содействие в укреплении потенциала центрально-азиатских государств в управлении своих границ в соответствии с передовым европейским опытом. Целью же этих двух программ является обеспечение безопасности стран Центральной Азии и упрощение перемещения людей и товаров через границы данных государств. В частности, основная цель программы CADAP состоит в снижении потока незаконного оборота наркотиков в странах региона. В рамках программы БОМКА укрепляются КПП в трех пилотных зонах от Шуробада до китайской границы: в Калайхумбе, Хороге, Ишкашиме, т. е. оснащение необходимым оборудованием и соответствующим обучением пограничного и таможенного персонала. С учетом общего бюджета в 35 млн. евро, программы БОМКА-CADAP являются самыми большими программами технической помощи Европейского Союза Центральной Азии. [3, c.156]
Сотрудничество с ЕС является для Таджикистана важным условием ее интеграции в мировое сообщество, одним из важных аспектов успеха демократических преобразований и перехода к полноценным рыночным отношениям, особенно теперь, когда ЕС стал крупнейшим центром экономического и политического развития Европы, примером совершенно новых отношений между современными государствами. Европейский Союз и Республика Таджикистан уже накопили достаточный опыт сотрудничества, которое строилось на основе партнерства, доверия и взаимоуважения. Дальнейшее сотрудничество Европейского Союза и Республики Таджикистан будет основываться на стратегических целях сообщества по обеспечению безопасности — блокирование наркотраффика, который проходит из Афганистана через таджикско-афганскую границу, а также путей распространения организованной преступности, международного терроризма, неконтролируемой миграции. Анализ и противодействие существующим вызовам и угрозам безопасности могут быть в будущем одними из основных содержаний сотрудничества ЕС и Таджикистана. От укрепления национальной безопасности Республики Таджикистан во многом зависит стабильность в регионе и на евразийском пространстве, так как существующие экономические, социальные и экологические проблемы могут явиться дестабилизирующим фактором. Для этого ЕС может внести свой ощутимый вклад в укрепление национальной безопасности Таджикистана через поддержку укрепления и регулирования границ, решения гуманитарных, социальных и экологических проблем, снятия этнических напряжений, содействуя модернизации страны.
Литература:
1. Байзакова К. И. «Политико-правовые основы сотрудничества Европейского Союза с Центральной Азией» www.krugosvet.ru.search/security/ca/7654.html, 2003 год.
2. Джамалова М. К. «Участие Европейского Союза в сохранении мира в постконфликтном Таджикистане», сборник «Европейский Союз и Таджикистан — состояние и перспективы», Душанбе, 2003 г.
3. Майтдинова Г. М. «Сотрудничество Таджикистана и Евросоюза по обеспечению центрально-азиатской безопасности», Материалы Международной научной конференции: «Национальные интересы и политика безопасности государств ЦА в условиях глобализации (евразийские модели как альтернатива мондиализму)», Душанбе, 2005 г.
4. Майтдинова Г. М. «Состояние и перспективы сотрудничества Евросоюза и Республики Таджикистан», Материалы научной конференции: «Европейский Союз и Таджикистан — состояние и перспективы сотрудничества» — Душанбе,2003 г.
5. Мовкебаева Г. А. «Согласование позиций между ЕС и НАТО по вопросам создания структуры безопасности и обороны в мире», «НАТО и Центральная Азия: региональная и национальная безопасность и стратегическое партнерство», Алматы, 2003 г.
6. Рахматов И. «Европейский Союз и страны Центральной Азии: состояние и перспективы сотрудничества», «Европейский Союз и Таджикистан: состояние и перспективы сотрудничества», Душанбе, 2003 г.