Тенденция к сохранению исторического наследия укрепилась не только в Европе, но и реализуется в России, которая до недавнего времени была охвачена погоней за современностью, диктуемой вездесущей глобализацией. Пробудить интерес общественности к такого рода местам, можно лишь дав им вторую жизнь с актуальным внутреннем наполнением.
Следует рассмотреть формообразующий язык, дающий возможность сохранить не только исторический облик, но и совместить его с новым назначением объекта. Убедительным в этом контексте станет стиль лофт в формирование интерьера и экстерьера, а также создании благоприятного пространства для общения и релаксации. [7]
Лофт — слово английского происхождения и в переводе означает «чердак». В то время как на американском континенте, под этим словом понимают верхний этаж промышленного или складского помещения. В результате такой небольшой путаницы лофтом могут назвать и второй этаж загородного коттеджа, где все пространство соединено единым целым или формирует отдельную квартиру. Комнаты объединены при этом, а стиль отделки помещений ближе всего к индустриальному. В Европе, как и в США, лофтами называют только промышленные здания, ныне не функционирующие, вроде фабрик, заводов, складов, цехов и других нежилых помещений. Такие объекты, как правило, переделаны под офисы, жилые комплексы или арт-объекты. То есть лофтами в данном случае являются отнюдь не мансарды.
Подводя итог и выводя некоторое определение, можно заключить, что лофт представляет собой апартаменты, занимающие значительное пространство, которые располагаются в бывшем промышленного назначения здании, причем в интерьере сохранены та-кие элементы, как трубы и балки, металлические конструкции и бетонные стены, кирпичная кладка и необработанная древесина. [5]
Лофт типичен, главным образом, для Америки. Это связано с тем, что в 20-е годы прошлого века индустриальные здания в таких районах, как Манхэттен, Сохо и Восточный Квинс (Нью-Йорк), стали приобретать другое значение и использоваться совсем в иных целях. Существовало несколько предпосылок к возникновению такого оригинального явления в США. Изначально индустриальные объекты в городе строились как таунхаусы для экономии на приобретении дорогих земельных участков. Впоследствии, город значительно разросся, и эти предприятия и заводы оказались в самом его центре, при этом земельные участки выросли в цене в несколько десятков раз. Кроме того, к 20-м годам США настигла Великая депрессия, в результате чего большинство фабрик стали банкротами и закрылись. Пустующие помещения, которые занимали столь выгодное центральное положение в престижных районах города, не могли долгое время оставаться ни в какой степени не задействованными. И, наконец, стоимость аренды этой брошенной и пустующей недвижимости значительно отличалась относительно низкими расценками. Это было дешевле, чем проживание в стандартной квартире, расположенной в том же районе Нью-Йорка. Разумеется, интерес к такому жилью очень быстро возрос, заняв свое достойное положение на рынке недвижимости. На тот момент было очень большое количество жителей Нью-Йорка, которые желали сделать такое выгодное вложение своих денежных сбережений. Арендаторами лофтов в то время, как правило, были представители богемы: архитекторы, музыканты, художники, писатели и поэты, скульпторы и кинорежиссеры. Впоследствии всю привлекательность и оригинальность этого жилья оценили и другие жители города, вроде адвокатов, бизнесменов, банкиров и брокеров, почувствовав особый лоск и стиль лофтов. [8]
Вся прелесть лофта состоит в том, чтобы, изменяя функцию, не изменять внешних и внутренних архитектурных решений. Способность к эклектизму данного стиля, сделала его язык универсальным для создания новых объектов в уже существующих зданиях. Так например на рубеже 21 века в России начинают появляться собственные лофт пространства в Санкт-Петербурге (Лофт «Этажи», «Новая Голландия», «Ткачи») и Москве (лофт «Флакон», «Винзавод», «Красный Октябрь» и др)
Исследованиями лофта в России пользуется большим вниманием (А.Куликов -преподаватель Московского архитектурного института, Юрий Аистов — Генеральный директор галереи «Интерьеры Махараджей». Организатор и создатель многих креативных проектов в сфере оформительского бизнеса.) [8]
Интерес к такого рода зданиям не случаен, последние тенденции, связанные с массовым выводом предприятий из центров городов в целом предполагают вариант переоборудования промышленных предприятий под жильё. Но, как показывает практика, отечественным строительным компаниям проще снести старое здание и построить на его месте куда более рентабельный современный жилой или торговый комплекс, но многие промышленные здания являются памятниками архитектуры.
Посредством этого стиля, возможно нахождение нового материала в старом ключе и тем самым сохранение не только эстетической связи между поколениями, но и энергетики самого места, так как этот объект культурно укоренен в нашем регионе и имеет форму и материал, отвечающий данному месту. [5]
Тенденция развития лофта есть, но пока это является подражанием стилю. От памятников архитектуры, каковыми они все являются, не остается почти ничего. Ведь где-то была кондитерская, где-то текстильное производство — все это должно носить отголосок и определенное настроение.
Объектом проектировочных исследований автора является мельница Висмонта — объект культурного наследия Российской Федерации, уникальный памятник промышленной архитектуры 1890–1896 года постройки, расположенной на пересечении улиц Се-верной и Чкалова в городе Краснодаре.
Расположение здания очень выгодно для создания такого центра: оно находится недалеко от главных исторических и архитектурных памятников, развлекательных центров и путей сообщения. Пресечение с одной из ведущих улиц города делает транспортные услуги для туристов более доступными. Весь участок состоит из главного здания, башни-мельницы и прилежащих ангаров. Главное здание является памятником архитектуры, внешние стены отлично сохранились. Мельница Висмонта — отличное место с большим потенциалом, которое пока к сожалению занято складами с отделочными м-териалами. [7]
Комплекс будет состоять из фабричного здания и прилежащего к нему пространства, ангарных построек и с башней. Там будет базироваться образовательный творческий кластер. Чтобы сохранить дух независимого творчества в проект заложена возможность создания на территории культурного комплекса создание временных павильонов и проведения выставок и фестивалей.
Ключевыми задачами проекта станут: восстановление памятника индустриальной архитектуры и создание многофункционального комплекса, который станет значимым объектом для города и его жителей. Проект предусматривает превращение «Мельницы» в микрокосмос большого города, культурный «город в городе», который поддерживает целый ряд программ и открывает возможность для реализация творческих амбиций.
Неотъемлемой частью каждого объекта, тем более общественного назначения является графический блок. Так, создавая рекламу лофт-комплекса «Мельница» в Краснодаре, необходимо получить удачное сочетание различных цветов, образов, текстур, подчеркнуть, что пространство открыто для широкой публики.
Визуальных коммуникаций можно условно подразделить на следующие виды:
1. Визуальные коммуникации в городской среде;
2. Визуальные коммуникации в рекламе;
3. Визуальные коммуникации, отвечающие за безопасность;
4. Маркировка объектов. Здесь можно рассматривать цвет, как средство визуальной коммуникации, например, световые информационные табло.
Современная жизнь становится зависима от количества и качества информации. Знаки визуальной коммуникации помогают людям легко ориентироваться в пространстве. Мы можем найти нужный адрес, определить, как войти в здание, установить его функциональное назначение, получить информацию об услугах. Знаки визуальной коммуникации должны быть понятными и хорошо видимыми. Так правильно спланированный комплекс коммуникаций обеспечит хороший имидж и узнаваемость данного комплекса.
Литература:
1. Ларченко Д., Келле-Пелле А. Интерьер. Дизайн и компьютерное моделирование.
2. Лисициан М. В., Пашковский В. Л., Петунина З. В. и др. Интерьер общественных и жилых зданий. М.: Архитектура-С, 2006.
3. Михайлов С. М. Основы дизайна. — М.: Союз Дизайнеров России, 2000.
4. Панеро Д., Зелник М. Основы эргономики. Человек, пространство, интерьер: справочник по проектным нормам. — М.: Астрель-АСТ, 2006.
5. Сапрыкина Н. Д. Основы динамического формообразования в архитектуре. — М.: Архитектура-С, 2005.
6. Соломахо В. Л. Основы стандартизации, допуски, посадки и технические измерения. — Мн.: ДизайнПро, 2004.
7. Шимко В. Т. Основы дизайна и средовое проектирование. М.: Архитектура — С, 2004.
8. http://www.gazeta.ru/lifestyle/style/2011/08/a_3735997.shtml