Значимость налогового планирования изначально определена современным налоговым законодательством, предусматривающее разнообразные налоговые режимы, в зависимости от налогоплательщика, направлений его деятельности, места регистрации и организационной структуры управления.
Сущность налогового планирования заключается в разработке и внедрении разнообразных, а главное законных схем уменьшения налоговых отчислений, за счет внедрения методов стратегического планирования в деятельность предприятия. В условиях современной жестокой фискальной политики государства, а также на фоне продолжающего экономического кризиса и, как следствие, сокращения материального производства налоговое планирование дает возможность предприятию выжить.
Налоговое планирование дает возможность выбора между различными вариантами осуществления деятельности и размещения активов и как правило направленный на достижение по возможности низкого уровня налогового бремени. Конечно, что в идеале такое планирование должно быть перспективным, так как многие решения, принимаемые в процессе хозяйственной деятельности любого предприятия, весьма затратные, и их реализация может повлечь за собой значительные финансовые потери. Поэтому налоговое планирование должно основываться не на изучении текстов действующих законов и инструкций, а на принципиальной позиции, которую занимают налоговые органы по различным вопросам, а также на анализе направлений по совершенствованию налоговой политики, проводимой правительством. Информацию по этим вопросам можно получить из материалов, публикуемых в прессе, электронных правовых информационных систем и т. д.
Таблица 1
Данные для выявления уровня необходимости налогового планирования
Налоговое бремя |
Уровень налогового планирования |
Необходимость налогового планирования |
10–15 % |
четкое ведение бухгалтерского учета, внутреннего документооборота, использование прямых льгот, уровень профессионального бухгалтера разовыми консультациями внешнего налогового консультанта |
минимальна, разовые мероприятия |
20–40 % |
налоговое планирование становится частью системы финансового управления и контроля, специальная подготовка (планирование) контрактных схем типовых, крупных и долгосрочных контрактов требуется наличие специально подготовленного персонала, контроль и руководство со стороны финансового директора абонентское обслуживание в специализированной компании |
необходимо, регулярные мероприятия |
45–60 % |
важнейший элемент создания и стратегического планирования деятельности организации и ее текущей ежедневной деятельности по всем внешним и внутренним направлениям требуется наличие специально подготовленного персонала и организация тесного взаимодействия со всеми службами с организацией и контролем со стороны члена Совета Директоров постоянная работа с внешним налоговым консультантом и наличие налогового адвоката специальная программа развития, обязательных налоговый анализ и экспертиза любых организационных, юридических или финансовых мероприятий и инноваций налоговыми консультантами |
необходимо, ежедневные мероприятия |
более 60 % |
смена сферы деятельности и/или налоговой юрисдикции |
Эффективность налогового планирования надо сравнивать с затратами на его проведение. Необходимость и объем налогового планирования напрямую связаны с тяжестью налогового бремени.
Налоговое бремя рассчитывается по формуле:
НБ=НН/ОРП*100 %,
НБ — налоговое бремя,
НН — налоги, начисленные за отчетный период,
ОРП — объем реализованной продукции.
Пример. Рассчитаем налоговое бремя для ООО «Волга»:
1) НБ 2010 г = 474/2604*100 % = 18,2 %;
2) НБ2011 г = 647/3502*100 % = 18,5 %;
3) НБ 2012 г = 820/4400*100 = 18,6 %;
Исходя из таблицы 1 видно, что в ООО «Волга» необходимость налогового планирования минимальна, но необходимы разовые мероприятия по налоговому планированию, т. к. налоговое бремя за все три года превышает 15 %.
Мероприятия при текущем внутреннем налоговом контроле:
- постоянный анализ нормативно-правовой базы;
- составление прогнозов налоговых обязательств для организации;
- постоянный контроль за своевременностью и точностью исполнения налоговых обязательств;
- анализ причин значительных отклонений показателей деятельности организации от среднестатистических.
Для этого используются следующие инструменты:
- правовые базы данных;
- получение разъяснений налоговой инспекции;
- обзор специальной литературы;
- разъяснения аудитора (юриста).
Мероприятия при текущем налоговом планировании:
- анализ нормативно-правовой информации и комментариев специалистов;
- прогнозирование налоговых обязательств и последствий планируемых сделок;
- составление графика соответствия исполнения налоговых обязательств и изменения финансовых ресурсов организации;
- прогнозирование и исследование вероятных причин существенных отклонений показателей деятельности предприятия от среднестатистических.
При текущем налоговом планировании используются такие инструменты как:
- правовые системы, базы данных по налоговой тематике;
- запросы в налоговые инспекции; ГНС РФ, Министерство финансов и иные государственные органы;
- спецлитература;
- материалы судебной практики;
- консультации специализированных консалтинговых компаний.
Этапы налогового планирования и их характеристика
Внешнее планирование.
1. Выбор места регистрации (территории и юрисдикции)
При определении налоговой юрисдикции и режима налогообложения не следует ориентироваться только на размер налоговых ставок. В ряде случаев при небольших 10–15 % налоговых ставках законодательство устанавливает расширенную налоговую базу, что приводит к высокому налоговому бремени.
2. Выбор организационно-правовой формы.
Влияет на порядок использования прибыли и возможность получения различных льгот.
3. Определение состава учредителей и долей акционерного капитала.
Согласно налоговому и гражданскому кодексу при наличии доли одного из участников в размере более 25 % возможно привлечение его к солидарной ответственности по налоговым обязательствам.
4. Выбор основных направлений деятельности и особенности подготовки учредительных документов.
Первоначальные направления деятельности определяются кодами ОКПО и ОКОНХ по направлениям деятельности, прямо указанными в учредительных документах.
5. Определение стратегии развития предприятия (количество работников, внутренней структуры организации, филиалов).
Используется для максимального использования налоговых льгот (например, малых предприятий, предприятий с участием инвалидов и пр.) и преференций.
6. Выбор порядка формирования уставного капитала.
Внесение имущества в уставной капитал формирует первые налоговые обязательства в виде налога на имущество
Внутреннее планирование
1. Выбор учетной политики организации (один раз в финансовый год).
Организации, руководствуясь Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 02.11.2013) «О бухгалтерском учете», самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.
2. Контрактные схемы.
Дают возможность выбрать оптимальный налоговый режим для осуществления конкретной сделки с учетом графика поступления и расхода финансовых средств.
3. Льготы.
Льготы по налогам занимают важное место в налоговом планировании. Это один из способов со стороны государства стимулировать те направления деятельности и сферы экономики, которые нужны государству из-за их социальной значимости или невозможности финансирования со стороны государства.
Большинство российских предприятий в основном использует льготы в чистом виде, но более разумным подходом в рамках осуществления налогового планирования будет использование льгот в сочетании с организационными приемами.
В Налоговом кодексе РФ предусмотрены различные виды льгот: необлагаемый минимум объекта; изъятия из налогообложения элементов объекта; освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков; снижение налоговых ставок; целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (так называемые «налоговые каникулы»), другие налоговые льготы.
4. Порядок использования и распределения прибыли организации.
В основном определяется наличием льгот, предоставляемых налоговой юрисдикции по месту нахождения головного офиса организации.
Одним из путей улучшения экономических результатов может стать снижение ставки НДС на 2 %. Возможное снижения НДС с 18 % до 16 %, т. е. на 2 % является одним из способов увеличения чистой прибыли предприятия.
На сегодняшний день НДС составляет 18 %, предположим что он снизится на 2 % и рассмотрим как это изменение повлияет на финансовые результаты ООО «Волга».
Исходные данные для проведения анализа по снижению налога на добавленную стоимость приведены в таблице 2.
Таблица 2
Исходные данные для проведения анализа по снижению налога на добавленную стоимость ООО «Волга»
Показатель |
2004 год |
Выручка (нетто) от продажи товаров, услуг |
4400 |
Себестоимость проданных товаров, услуг |
2550 |
Валовая прибыль |
1850 |
Чистая прибыль (убыток) |
103 |
Выручка от продажи товаров, услуг — сумма из которой уже вычли НДС.
Рассчитаем полную выручку, включающую НДС.
В1 = Полн В -18 % НДС,
где В1 — выручка от продажи товаров, услуг ООО «Волга» в 2012 г.
НДС = = тыс. руб.
Полн В = 966 тыс. руб. + 4400 тыс. руб. = 5366 тыс. руб.
Таким образом, полная выручка от продажи товаров, услуг ООО «Волга» включающая НДС составляет 5366 тыс. руб.
Если НДС снизится на 2 % и составит 16 %, то выручка составит:
В2 = Полн В — 16 % НДС = 4507 тыс. руб.
Полная выручка = 5366 тыс. руб., то 16 % от полной выручки составит 859 тыс. руб., следовательно НДС = 859 тыс. руб.
В2 = 5366 тыс. руб. — 859 тыс. руб. = 4507 тыс. руб.
В2 > В1(4507 > 4400), следовательно, снизив НДС на 2 %, ООО «Волга» сможет увеличить выручку от продаж на 107 тыс. руб.
Таким образом, снижение ставки НДС на 2 % даст положительный результат в улучшении экономических результатов деятельности предприятий.
Литература:
1. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 02.11.2013) «О бухгалтерском учете»
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 02.11.2013) (с изм. и доп., вступившими в силу с 03.12.2013); (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 02.11.2013)
3. Донцова О. Н. Роль налогового планирования на уровне хозяйствующего субъекта в современных условиях // Аудит и финансовый анализ. 2013. — № 4
4. Дроздов Н. Г. Теоретические основы налогообложения прибыли организаций // Экономические науки. 2013. — № 2
5. Завьялова Ю. И. Оптимизация налогового бремени // Современные наукоемкие технологии. — 2013. — № 5 — С. 43–46
6. Клименко В. К. Основные мероприятия по совершенствованию налогового планирования // Налоговая политика и практика. 2013. — № 9
7. Кожемякина О. Л. Некоторые аспекты совершенствования налога на добавленную стоимость — М.: ООО «А-ДМпринт». 2013.