Особенности социально-педагогической деятельности в реабилитационном центре | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (65) май-1 2014 г.

Дата публикации: 30.04.2014

Статья просмотрена: 3031 раз

Библиографическое описание:

Кулясова, Ю. А. Особенности социально-педагогической деятельности в реабилитационном центре / Ю. А. Кулясова, Т. К. Мухина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 6 (65). — С. 737-740. — URL: https://moluch.ru/archive/65/10673/ (дата обращения: 15.11.2024).

Семья занимает одно из ведущих мест среди институтов социализации. Главная роль семьи — это полноценное и благоприятное формирование психики ребенка. Однако не все семьи справляются со своими функциональными обязанностями. Иногда возникают такие ситуации, когда семья не может самостоятельно справиться с трудностями в процессе воспитания ребенка. Тогда требуется помощь грамотных специалистов из специализированных учреждений социальной защиты, например помощь реабилитационного центра [4,с.107].

Для решения проблем неблагополучных семей в г. Гороховце Владимирской области в 2001 году создан «Гороховецкий реабилитационный центр «Семья».

В состав Гороховецкого реабилитационного центра «Семья» входит:

-          стационарное отделение;

-          отделение реабилитации детей с ограниченными возможностями;

-          отделение профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

-          отделение медико-социальной реабилитации;

-          отделение дневного пребывания.

Стационарное отделение предназначено для круглосуточного пребывания детей и подростков до 18 лет, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Стационарное отделение подразделяется на три группы: старшая, средняя и младшая. Количество детей в каждой группе не более 7 человек. Деятельность стационарного отделения осуществляется по групповым и индивидуальным программам.

Отделение психолого-педагогической помощи, работа отделения заключается в реализации программы реабилитации средствами образования. В функции социального педагога входит:

-          координировать деятельность специалистов по определению форм обучения на основе индивидуального дифференцированного подхода к проблемам ребенка и его семьи;

-          оказать практическую помощь в организации обучения;

-          участвовать в консультативных мероприятиях по психолого- педагогическим вопросам семейного воспитания и социализации детей;

-          участвовать в организации досуга и летнего отдыха детей и подростков;

-          обучать детей и подростков социально значимым навыкам: поведения в общественных местах и быту, самообслуживания, навыкам общения и самоконтроля.

Отделение медико-социальной реабилитации, работа заключается в организации поэтапного выполнения индивидуальных реабилитационных программ детей и подростков в медико-социальных и медико-консультационных мероприятий. Функциями социального педагога являются:

-          организовать медико-социальный патронаж детей и семей, находящихся на пролонгированном наблюдении;

-          организовать краткосрочные формы работы с семьями в соответствии со сроками пребывания ребенка в реабилитационном центре;

-          обеспечить взаимодействия специалистов отделения с родителями для достижения непрерывности реабилитационных мероприятий в условиях семьи;

-          содействовать в обеспечении детей необходимыми вспомогательными техническими средствами.

Наиболее эффективной формой работы с неблагополучной семьей является социальный патронаж. Патронаж осуществляется приблизительно в 50-ти семьях в месяц. В этих случаях все виды услуг, предлагаемые центром, выполняются бесплатно и комплексно.

Кроме того, семьям оказавшихся в трудной жизненной ситуации, семьям с низким прожиточным минимумом, многодетным семьям выделяется материальная помощь. Если это требуется, предлагается добровольно пройти лечение от алкогольной зависимости. Патронажная помощь может быть продолжительностью от одного до трех месяцев, реже полгода. Главной задачей центра является поддержать семьи, оказавшейся в трудном положении, вытащить из «ямы», дать новый шанс в жизни, развиваться полноценно и самостоятельно. Но бесконечной помощь быть не может; дети в отличии от взрослых не ограничены временными рамками. Сотрудники центра осуществляют различные варианты поддержки, с учетом индивидуальной ситуации и интересами ребенка, вплоть до оформления в детский дом, школу-интернат, где они будут находиться на полном государственном обеспечении [3,135].

На базе данного реабилитационного центра нами было проведено исследование, целью которого являлось выявить детей с трудностями в взаимоотношениях с родными и близкими, выявить детей с агрессивным и конфликтным поведением, затем апробировать комплекс воспитательных мероприятий и проанализировать полученные результаты.

Мы использовали следующие методики:

1.         Тест межличностного отношения Рене Жиля.

2.         Тест личностной предрасположенности к конфликтному поведению К. Томаса.

3.         Тест «Рука» — выявление агрессивного поведения;

Анализ полученных результатов показал, что в отношении ребенка к окружающим доминируют отношения к матери (58,7 %), отношение к сестрам и братьям (34 %), а затем к отцу (30,8 %). Менее выражено отношение к дедушке и бабушке (28.2 %). В характеристике самих детей преобладает социальная адекватность поведения (33,9 %) и более выражена закрытость (54,1 %).

Рис.1. Результаты методики Рене Жиля

По данным тестирования можно сказать, что у детей в неблагополучных семьях высокий уровень соперничества (53,7 %) и приспособления (29,1 %). А вот на компромисс (22,7 %),сотрудничество (19,6 %) как выявилось дети из неблагополучных семей идут с трудом.

Рис.2. Результаты методики К.Томасса

По результатам методики видно, что у детей преобладает высокий уровень агрессии. Это показывает то, что большая часть детей представили руку как атакующую, повреждающую, наносящую вред, обиду, агрессивно доминирующую, активно хватающую человека или какой-либо предмет.

Рис. 3. Результаты теста «Рука»

Обобщая показатели диагностического исследования следует отметить, что у детей в неблагополучных семьях наблюдается высокий уровень тревожности, агрессивности, низкий уровень приспособленности к окружающим; низкий уровень сотрудничества.

На основе полученных результатов была разработана и апробирована социально-педагогическая программа. Программа рассчитана на 7 занятий по 50 мину. После чего было проведено повторное тестирование детей по тем же методикам.

Сравнительный анализ результатов методики Рене Жиля.

На основании методики Рене Жиля мы получили положительные изменения. У детей заметно повысилось положительное отношение к родным и друзьям, появилась заинтересованность в общение с родными и товарищами, ребята стали проявлять уважение и терпимость по отношению к близким, повысился уровень любознательности и общительности.

Рис. 4. Результаты методики Рене Жиля

Сравнительный анализ результатов методики К.Томаса.

После вторичного проведения методики мы получили положительную динамику. Дети заметно повысили свой результат, стали более общительны, менее конфликтны, проявляли раскрепощенность и дружелюбие по отношению к товарищам и близким. Научились правильно выходить из конфликтных ситуаций и помогать товарищам не оказаться в них.

Рис. 5. Результаты методики К.Томаса

Сравнительный анализ результатов диагностики теста «Рука»

После вторичного проведения методики мы получили положительную динамику. Дети заметно снизился уровень агрессивного поведения, стали более сдержаными и терпеливыми по отношения к себе и друг к другу, стали доверчивыми и открытыми.

Рис. 6. Результаты теста «Рука»

Сравнительный анализ показывает положительные результаты после проведенных занятий: ребята научились находить компромисс в конфликтных ситуациях идти на уступки, научились сотрудничать в детском коллективе, понизился уровень соперничества; исследования также показали положительный результат в пониженной тревожности: стали уравновешенны, научились преодолевать чувство тревоги и волнения. По результатам исследования следует отметить, что разработанная нами социально-педагогическая программа является успешной.

Литература:

1.         Глуханюк Н. С. Практикум по психодиагностике: учеб. пособие / Н. С. Глуханюк. — М.; Воронеж: МПСИ: МОДЭК, 2005. — 204 с. ISBN 5–9770001–9–7.

2.         Голоухова Г. Н. Методика и технология работы социального педагога./ Учебное пособие. — Архангельск: ПГУ, 2010. — 152 с. ISBN 5–93134–354–9

3.         Никитина Н. И., Глухова М. Ф. Методика и технология работы социального педагога. — М., «Гуманитарный издательский центр Владос», 2007 г., 399 с. ISBN: 978–5–691–01382–9

4.         Шакурова М. В., Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений// М. В. Шакурова. — 4-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 272 с. ISBN 978–5–7695–3818–6

Основные термины (генерируются автоматически): результат методики, семья, ребенок, стационарное отделение, реабилитационный центр, агрессивное поведение, Гороховецкий реабилитационный центр, конфликтное поведение, медико-социальная реабилитация, положительная динамика.


Похожие статьи

Особенности организации воспитательной работы в Центре дистанционного образования детей-инвалидов

Особенности формирования навыков исследовательской деятельности старшеклассников школы-интерната

Условия проявления социально-психологической адаптации учащихся образовательной среды в условиях платного обучения

Особенности развития творческой активности учащихся в психолого-педагогическом аспекте

Особенности формирования эмоционально-психологического климата в коллективе учащихся сельской школы

Способы профилактики эмоционального выгорания в профессиональной деятельности специалистов организаций социального обслуживания населения

Особенности взаимодействия педагогических работников с детьми в детском оздоровительном лагере социального обслуживания

Психолого-педагогическая помощь родителям на этапе подготовки ребенка к обучению в школе

Деятельность социального педагога по социально-психологической профилактике агрессивного поведения подростков

Педагогические условия развития игровой деятельности младших дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Похожие статьи

Особенности организации воспитательной работы в Центре дистанционного образования детей-инвалидов

Особенности формирования навыков исследовательской деятельности старшеклассников школы-интерната

Условия проявления социально-психологической адаптации учащихся образовательной среды в условиях платного обучения

Особенности развития творческой активности учащихся в психолого-педагогическом аспекте

Особенности формирования эмоционально-психологического климата в коллективе учащихся сельской школы

Способы профилактики эмоционального выгорания в профессиональной деятельности специалистов организаций социального обслуживания населения

Особенности взаимодействия педагогических работников с детьми в детском оздоровительном лагере социального обслуживания

Психолого-педагогическая помощь родителям на этапе подготовки ребенка к обучению в школе

Деятельность социального педагога по социально-психологической профилактике агрессивного поведения подростков

Педагогические условия развития игровой деятельности младших дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Задать вопрос