Quality of education and its provision in pedagogical educational institutions
The author of the article pays attention to the questions of education and its provision in pedagogical educational institutions. As well as there are analyzed realization of social programs in the sphere of becoming new educational system in this article.
В настоящее время существенно повышается роль образования, идет постепенный процесс его глобализации. В социально-политических, экономических и во всех других сферах общественной жизни и видах деятельности возрастают требования к профессиональной подготовке, к фундаментальной подготовки среднего и высшего образования. Теоретики и практики педагогики отмечают то, что основное внимание мирового педагогического сообщества смещается с проблем «массовости» образования к проблемам «полноценного качественного образования».
Важной проблемой для нашего исследования является проблема определения структуры качества образования и его обеспечения в педагогическом образовательном учреждении. Ведь только высокий приоритет образования в государственной политике способен обеспечить необходимый уровень управления сферой образования в современном мире. При этом приоритетность образования должна быть не только провозглашена, но и последовательно реализовываться в педагогической практике.
Глобальный характер формирующейся образовательной системы требует эффективного управления процессами ее развития на межгосударственном и международном уровне. При этом необходима реализация крупных общественных и глобальных программ в области становления новой образовательной системы.
Существенные особенности управления новой образовательной системой определяются и тем, что она имеет сложную структуру (Рис. 1.1).
Рис. 1.1. Структура современной системы образования
Данные категории находятся в сложном взаимодействии между собой и с другими сферами общественной жизни. И поэтому важнейшим принципом управления образованием на всех уровнях, будь то межгосударственный, общегосударственный, региональный или уровень образовательного учреждения, — должен присутствовать принцип системности. Ведь проблемы совершенствования образовательного процесса, механизмов его финансирования, развития организационных форм не могут решаться изолированно. Эти проблемы должны рассматриваться и решаться как компоненты единого процесса формирования целостной образовательной системы.
Системность, целостность управления образованием во многом обеспечиваются развитием теоретических и методологических оснований сферы образования в современном мире.
Без развития новых оснований невозможно становление новой системы образования. Важным принципом управления и наблюдения за образованием в современном мире является совершенствование теоретико-методологических основ управления и контроля образования и построение практики на этих основах.
Управление и контроль образования в современных условиях ориентированы главным образом на решение следующих проблем:
1. Организацию доступа к образованию, который бы удовлетворял образовательные потребности людей в современный период. Образование должно быть доступным с раннего детства и оставаться таким в течение всей жизни человека.
2. Обеспечение равенства доступа к образованию для всех людей на всех уровнях образования.
3. Повышение качества образования и достижения более полного его соответствия запросам общества.
4. Резкое повышение эффективности, производительности образовательной системы.
Становится более значительной роль обучаемого в организации его образования, поскольку современный учебный процесс все в большей степени превращается в процесс самообучения, когда обучаемый сам выбирает свою образовательную траекторию в детально разработанной учебной среде.
Роль семьи в организации и финансировании образования ее членов также немаловажна и усиливается постольку, поскольку семья участвует в оплате образования, часто — в выборе учебного заведения, тем самым в какой-то мере влияя на содержание образования.
Еще одной характерной особенностью управления и контроля современной образовательной системой должно быть и дальнейшее развитие принципа автономности учебных заведений, возможностей самостоятельно определять основные характеристики образовательного процесса, в частности, используемые методы и технологии, структуру кадрового потенциала, источники финансирования, контингент обучающихся и многое другое.
Государственные органы управления образованием разрабатывают стратегии развития образовательной системы и регулирования процессов реализации этой стратегии. По отношению к образовательным учреждениям государство из непосредственного руководителя активно превращается в заказчика и потребителя образовательных услуг.
Государственные органы управления образованием на сегодняшний день отчасти выступают в роли покупателей услуг образовательных учреждений. А функции этих органов все больше перемещаются из сферы производства образовательных услуг в область защиты интересов потребителей услуг.
В новой образовательной системе в основе отношений между органами управления образованием и учебными заведениями лежит система заключения договоров на выполнение образовательными учреждениями заказов на подготовку кадров. Для эффективного функционирования этой системы государство способствует развитию в сфере образования полнокровной рыночной ситуации, конкуренции и на стороне производителей, и на стороне потребителей образовательных услуг.
Принцип развития конкурентной образовательной среды, создания насыщенного рынка образовательных услуг является важнейшим принципом управления и мониторинга современного образования. Реализация этого принципа предполагает развитие новых экономических механизмов в сфере образования.
Мониторинг в современной управленческой и образовательной деятельности является самостоятельным направлением, где происходит интеграция измерений, исследований, эксперимента, информатизации и управления. Мониторинговая система приобрела комплексный, целостный характер. Она обеспечивает универсальные возможности маркетинговой деятельности в сфере образования.
Само понятие мониторинг представляет интерес с точки зрения его теоретико-методологического анализа, так как не имеет однозначного толкования, ибо изучается и используется в рамках различных сфер научно-практической деятельности. Сложность формулировки определения понятия мониторинг связана также с принадлежностью его как сфере науки, так и сфере практики. Он может рассматриваться и как способ исследования реальности, используемый в различных науках, и как способ обеспечения сферы управления различными видами деятельности посредством представления своевременной и качественной информации.
Изначально мониторинг был использован в почвоведении, затем в экологии и других смежных науках. В настоящее время он изучается как в технических, социальных и педагогических науках, а также в различных сферах практической деятельности. Сегодня мало осталось областей деятельности, где в той или иной мере не использовался бы мониторинг.
Основные сферы применения мониторинга как способа научного исследования — это педагогика, психология, социология, экология, биология, экономика, теория управления. Главная сфера практического применения мониторинга — это управление, а точнее, информационное обслуживание управления в различных областях деятельности.
Мониторинг представляет собой достаточно сложное и неоднозначное явление. В различных сферах он используется с различными целями, но при этом обладает общими характеристиками и свойствами. Однако разные системы мониторинга, обладая общими чертами, существуют и развиваются достаточно изолированно в рамках той или иной науки или области управления.
Степень изученности и интенсивность использования его в различных сферах деятельности неравнозначны. Успешно решаются проблемы мониторинга, как на прикладном, так и на теоретическом уровнях. Здесь понятие мониторинга определено и принимается большинством научного сообщества. Достаточно глубоко проработан его методологический аппарат, созданы средства измерения, адекватные поставленным задачам, существует отлаженная система реализации мониторинга, включающая в себя сбор, хранение, обработку и распространение получаемой информации, статус его закреплен на законодательном уровне.
В некоторых сферах научно-практической деятельности, мониторинг только осваивается, в других его освоение находится на завершающем этапе. Такое положение дает нам достаточно уникальную возможность: исследовав теорию и практику освоения мониторинга в различных научных и практических областях, его современное состояние в системе образования Республики Узбекистан, определить пути повышения эффективности использования мониторинга для реализации поставленных нами целей.
Традиционно социологические исследования проводятся по разным темам, в разное время, в разных регионах и в рамках различных социальных групп, при помощи разнообразных социологических инструментов и методов.
Недостатком их является то, что получаемая в результате информация, как правило, трудно сопоставима. Кроме того, большая часть социологической информации поступает к пользователям, уже успев устареть. Использование мониторинга позволяет разрешить эти проблемы в обеспечении пользователей необходимой социологической информацией. По мнению разработчиков этой системы, эффективность мониторинга обеспечивается соблюдением следующих условий:
1. Наличие четкой и слаженной организации всех звеньев сбора, обработки и анализа информации.
2. Использование мощной технической базы.
3. Привлечение высококвалифицированных кадров.
4. Наличие компетентного методического контроля реализации проекта.
5. Достаточное финансирование.
Мониторинг дает более качественную информацию, базируется на конечном количестве системно отобранных индикаторов. В качестве объекта мониторинга выступают социологические объекты. Особое условие проведения мониторинга — это методический контроль реализации проекта и слаженность процессов сбора, обработки и анализа полученной информации. Социально-политический мониторинг является постоянным и систематическим сбором информации средствами массовой коммуникации в целях наблюдения, контроля хода развития какого-либо социально-политического явления или процесса и его прогнозирование, представляет ценность тем, что достаточно точно описывает основные характеристики мониторинга — систематичность, динамичность, нацеленность на прогноз.
Г. А. Шабанов отмечает, что на вузовском уровне конструирование системы обеспечения качества образования предполагает «создание внутривузовского механизма, гарантирующего качество образования, определение вариативного содержания образовательных программ, реализацию личностно-ориентированного подхода в подготовке специалистов, введение образовательного мониторинга, разработку и создание современного учебно-методического обеспечения образовательного процесса и т. д». При этом наиболее общую структуру системы качества образования в вузе исследователь видит следующим образом:
- педагогическое;
- информационное;
- материально-техническое и финансовое обеспечение качества образования.
Такое структурирование системы качества имеет функционально-деятельностное значение.
Система педагогического обеспечения качества развития вуза предполагает:
- формирование и применение опережающих стандартов качества образования;
- управление инновациями и нововведениями во всех сферах деятельности вуза;
- разработку и внедрение систем улучшения качества в обучении и воспитании;
- научно-исследовательской деятельности и др.
Развитие осуществляется постепенно, где каждая ступень обозначает появление нового качества как в деятельности всех субъектов учебно-воспитательного процесса, так и в обеспечении качества образования и образованности студентов.
Система обеспечения качества образования в вузе проявляется в четырех качественных состояниях:
- как социально-педагогическое явление;
- как система;
- как процесс;
- как деятельность.
Первое состояние системы обеспечения качества образования связанно с его статусной ролью как социально-педагогического явления. Эта роль обусловлена конкретно-историческим характером развития системы образования в стране. Формой реализации данного качественного состояния является социальный заказ на качество подготовки специалистов, отвечающих всем современным требованиям. Социальный заказ реализуется посредством таких механизмов, как государственная политика в области образования, государственные образовательные стандарты, модель качества подготовки специалиста, идеал образованного человека, отражающийся в различных концепциях и программах, профессиограммах различных специалистов.
Система обеспечения качества образования как социально-педагогическое явление связана с созданием социальных условий для качественной подготовки специалистов на различных уровнях системы образования (на уровне страны, отрасли, региона, вуза) и заключается в использовании педагогически оправданных средств, технологий, действий, а также педагогизации управленческих технологий, средств достижения требуемой эффективности и качества учебно-воспитательного процесса.
Второе состояние системы обеспечения качества обусловлено ее статусом как системы. Вэтом случае речь идет о реализации системы педагогического обеспечения качества образования как подсистемы систем качества образования наряду с другими обеспечивающими системами: системой менеджмента, финансового, правового, информационного, технического кадрового и другого обеспечения. Системный характер обеспечения качества образования проявляется и в том, что, являясь разновидностью обеспечивающих систем в вузе, она включает в себя множество различных подсистем, которые взаимосвязаны друг с другом и образуют определенную структуру. Прежде всего, это — цель, содержание, результат образования, обучение, воспитание, методики и технологии педагогического взаимодействия между преподавателями и студентами, развивающая среда учебного занятия и вуза в целом, процессы, связи и отношения, складывающиеся в системе образования вуза и др.
Третье состояние системы обеспечения качества образования обусловлено его статусной ролью как процесса, предполагающего использование таких общенаучных категорий, как «состояние», «цикл», «этап», «период», «стадия» и других, которые являются механизмами развития, изменения его качественно-количественных характеристик. В основе понимания этого статусного состояния педагогического обеспечения качества образования лежат такие философские категории, как «пространство» и «время». Применительно к педагогическому обеспечению качества образования они отражают его как процесс функционирования и развития, как изменение и продолжительность. Обеспечение качества образования как процесс выступает в виде упорядоченной взаимосвязи и последовательности смены этапов изменения и достижения нового состояния каждого из ее элементов и всей системы в целом, что отражается в качественно-количественных характеристиках и, следовательно, критериях измерения этих изменений.
Четвертое состояние системы обеспечения качества образования обусловлено его статусной ролью как деятельности. Вэтом своем состоянии обеспечение качества образования реализуется в разнообразных видах деятельности в вузе: педагогической деятельности профессорско-преподавательского состава, учебно-познавательной деятельности студентов, управленческой деятельности административного персонала и обслуживающей деятельности вспомогательного и технического персонала.
Однако остаются неразрешенными вопросы о сведении целей мониторинга только к наблюдению за ходом процесса, не предусматривая активного вмешательства, управления им, о возможности описания социально-политического явления или процесса только на основе информации, имеющейся в средствах массовой коммуникации.
Различия в толковании сущности мониторинга, в целеполагании и средствах его осуществления отражают специфику и уровень разработанности проблем мониторинга в каждой из областей его применения.
Сферы использования мониторинга чрезвычайно разнообразны. Основная сфера практического применения мониторинга — это управление, а точнее информационное обслуживание управления в различных областях деятельности.
Многочисленные системы мониторинга обладают некоторыми общими характеристиками, что дает возможность говорить о мониторинге как целостном самостоятельном научно-практическом феномене.
Литература:
1. Беспалько В. П. Стандартизация развития; основные идеи и понятия // Педагогика. 1993.
2. Беляева A.JL Перспективы развития профессиональной школы // Педагогика. 1994. — № 4.
3. Орлов A. A. Мониторинг инновационных процессов в образовании // Педагогика. 1996. — № 3.
4. Поташник М. М., Моисеев A. M. Диссертации по управлению образованием. Состояние, проблемы, современные требования. М.:1. Новая школа, 1998.
5. Управление современным образованием, социальные и экономические аспекты / Тихонов А.Н., Абрамешин А.Е., Воронина Т.П., Иванников А.Д., Молчанова О.П.
6. Назмутдинов В.Я., Яруллин И.Ф. Управленческая деятельность и менеджмент в системе образования личности. – Казань: ТРИ «Школа», 2013.–360с.