Статья 46 Конституция РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.
В суде первой инстанции выделяют следующие виды производств: а) исковое; б) по делам, возникающим из публичных правоотношений; в) особое; г) приказное. Каждый из них имеет свои особенности.
В публичных правоотношениях органы государственной власти или органы местного самоуправления, должностные лица, государственные и муниципальные служащие обладают властными полномочиями и принимают те или иные решения, порождающие права или обязанности для физических лиц и организаций. О самостоятельности каждой из сторон в своих действиях речь не идет. Так, если орган государственной власти субъекта РФ выступает в качестве ответчика по делу о возмещении ущерба, то это будет исковое производство. В том случае, когда в суде оспаривается решение, действия (бездействие) или нормативный правовой акт данного органа государственной власти субъекта, производство является возникшим из публичных правоотношений. [12]
Названные виды производств различаются и по предмету исследования. По делам, возникающим из публичных правоотношений, проверяется законность актов или действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. В исковом же производстве исследуется право гражданское (право собственности, обязательство сторон, исполнение госконтрактов и т. п.). Вместе с тем имущественные отношения не всегда защищаются в исковом производстве. [13]
Особенности производства по делам, возникающим из публично-правовых отношений.
- все споры носят публично-правовой характер и возникают из властеотношений, т. е. отношений «по вертикали»;
- формой обращения в суд является заявление;
- обязательным субъектом спора является орган публичной власти или его должностное лицо, облеченное властными полномочиями;
- предмет судебного разбирательства — проверка законности оспариваемых правовых актов, решений, действия (бездействия) органов публичной власти и их должностных лиц;
- предмет судебной защиты: непосредственно-юридический интерес, опосредовано возможна защита частного правового интереса либо субъективного права;
- в этих делах доказывание и доказательства имеют ту специфику, что бремя доказывания законности оспариваемых актов, решений, действий (бездействия) возложено законом на органы публичной власти их должностных лиц, издавших эти акты, принявших решения, совершивших действие (бездействие);
- в производстве по этим категориям дел отмечается специфическое проявление принципов диспозитивности, состязательности, судейского руководства процессом.
Изложенные признаки позволяют определить, что производство по делам из публичных правоотношений — это деятельность суда, осуществляемая в порядке гражданского судопроизводства по общим и специальным правилам гражданского процессуального законодательства, направленная на разрешение требования заинтересованного лица о защите юридических интересов, прав, свобод путем проверки законности нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов публичной власти и их должностных лиц, с целью восстановления нарушенных юридических интересов, прав, свобод граждан и других субъектов правоотношений в полном объеме.
Гражданский процессуальный кодекс приводит примерный перечень категорий дел, возникающих из публичных правоотношений. К ним относятся: [14]
- дела по заявлениям физических лиц — граждан, юридических лиц — организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов;
- дела по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц, а также государственных и муниципальных служащих;
- дела по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме;
- по заявлениям о временном размещении иностранного гражданина или лица без гражданства;
- по заявлениям в сфере административных правоотношений;
- иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенных федеральным законом к ведению суда (ст. 245 ГПК).
Отметим, что по делам, возникающим из публичных правоотношений, не допускается заочное производство. При рассмотрении данных дел суд может признать обязательной явку представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица.
В порядке, предусмотренном гл. 25 ГПК, рассматриваются и разрешаются также иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральными законами к компетенции судов общей юрисдикции, в частности об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, которые не являются органами государственной власти и органами местного самоуправления, но наделены властными полномочиями в области государственного управления или распорядительными полномочиями в сфере местного самоуправления и принимают решения, носящие обязательный характер для лиц, в отношении которых они вынесены (например, дела об оспаривании решений квалификационных коллегий судей (ст. 26 ФЗ от 14.03.2002 N 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»), «О воинской обязанности и военной службе», ст. 15 ФЗ от 25.07.2002 N 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе»); дела об оспаривании решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, связанных с согласованием и разрешением на размещение, проектирование, строительство, реконструкцию, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию, консервацию и ликвидацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, по мотиву нарушения прав и свобод заявителя, создания препятствия к их осуществлению; дела об оспаривании решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, нарушающих право граждан и организаций на доступ к информации (п. 6 ст. 8 ФЗ от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (в ред. от 28.07.2012).
По правилам, предусмотренным гл. 25 ГПК, рассматриваются также дела об оспаривании решений, действий (бездействия) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, принятых, совершенных при осуществлении ими переданных в установленном порядке конкретных государственно-властных полномочий. [15]
К действию органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу гл. 25 ГПК относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль.
К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
С подобной жалобой в суд могут обратиться граждане и организации, которые считают, что указанные субъекты нарушили их права и свободы. При этом ст. 255 ГПК в соответствии с определением Конституционного Суда РФ от 22 апреля 2004 г. N 213-О [9] по своему конституционно-правовому смыслу предоставляет объединениям граждан (юридическим лицам) право на подачу в суд заявлений об оспаривании решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, государственных или муниципальных служащих и предполагают обязанность суда рассмотреть такое заявление по существу.
В качестве заявителей по данной категории дел могут выступать граждане и должностные лица, а в качестве заявителей-организаций не только коммерческие и некоммерческие организации, но и органы государственной власти, органы местного самоуправления, оспаривающие обязательные для исполнения ими решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, не связанные с осуществлением заявителями властных полномочий (например, оспаривание органом местного самоуправления отказа регистрирующего органа в государственной регистрации устава муниципального образования или нарушения срока такой регистрации).
Конечно, к 25 главе ГПК можно написать не одну научную работу, так как диапазон ее действия очень широк, тем более с развитием права личности на свободу действий. Хотелось бы обратить особое внимание на главу 23 Гражданско-процессуального Кодекса РФ, так как она закрепляет и более подробно раскрывает нормы Конституции РФ, и указывает как на непосредственное нарушение прав и свобод именно личности — гражданина, которое получает выражение в фактическом умалении таких прав и свобод, так и на создание препятствий к осуществлению человеком, личностью, гражданином его прав и свобод, а также незаконное возложение на них какой-либо обязанности или незаконное привлечение его к ответственности. Таким образом, реализуются нормы Конституции РФ, в которой говорится о том, что все равны перед законом и судом, то есть, в том числе и должностные лица, перечень которых приводится в комментариях ученых и несколько затронут в данной статье.
Литература:
1. Афанасьев, С.Ф., Зайцев, А. И. Гражданский процесс: [Текст] / учебно-методический комплекс. — М.: ООО «ТК Велби», 2004. — 611 с.
2. Баулин, О. В. Бремя доказывания при разбирательстве гражданских дел: [Текст] / О. В. Баулин. — М.: Профобразование, 2004. — 480 с.
3. Бородин, И. А. О праве граждан на обращения в защиту своих прав и свобод: [Текст] / И. А. Бородин // Военно-юридический журнал. — 2007. — № 8. — С. 18–24.
4. Бородкин, В. И. Порядок исполнения судебных актов: [Текст] / В. И. Бородкин // Бухгалтер и закон. — 2008. — № 11. — С. 24–32.
5. Глазкова, М. Е. Пределы активности суда в состязательном процессе: [Текст] / М. Е. Глазкова // Журнал российского права. — 2008. — № 2. — С. 45–49.
6. Гражданский процесс: Учебник: [Текст] / под ред. М. К. Треушникова. — М.: Юристъ, 2003.
7. Гражданский процесс: Учебник: [Текст] / под ред. В. В. Яркова. — М.: Юристъ, 2004.
8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» // ВВС РФ. 2009 N 4.
9. Вестник Конституционного Суда РФ. 2004. N 6.
10. БВС РФ. 2009. N 4.
11. Ведомости ВС РСФСР. 1964. N 24. Ст. 407.
12. Черных, И. И. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации: [Текст] / С. А. Алехина, А. Т. Бойнер, В. В. Блажеев и др.; Отв. ред. М. С. Шакарян. — М.: БЕК, 2007. — 578 с.
13. Настольная книга прокурора (под общ. ред. С. Г. Кехлерова и О. С. Капинус). — Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, «Юрайт», 2012 г.
14. Тоненкова, О. А. Обжалование действий судебного пристава-исполнителя — новая категория публично-правовых споров: [Текст] / О. А. Тоненкова // Исполнительное право. — 2008. — № 1. — С. 40–41.
15. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации (под ред. М. А. Викут). — «Издательство Юрайт», 2013 г.