В статье проводится сравнительный анализ ключевых особенностей правосознания предпринимателей России и Японии, проводится исследование условий, необходимых для формирования высокого уровня правовой культуры лиц, осуществляющих экономическую деятельность.
Ключевые слова:предпринимательская деятельность, правосознание, правовая культура, экономика, право, юридическая грамотность.
В современной России достаточно большое внимание уделяется проблемам малого, крупного и среднего бизнеса. Детальному изучению подвергаются все нюансы предпринимательской деятельности. Серьезное внимание уделяется особенностям правосознания современных российских предпринимателей, юридическая грамотность, уровень правовой культуры имеет первостепенное значение в аспекте успешности того или иного бизнеса. По словам русского философа и социолога Ф. Степуна, во главе больших предприятий стоят специалисты по широкому кругозору жизни, знатоки людей с хорошим глазомером и жизненным опытом, то есть личности [1, с.63–72]. Исключительно такие управленцы могут вести бизнес вперед, соотносить каждое свое действие на бизнес — арене с законом, справедливостью, именно такие руководители являются «естественными лидерами экономической жизни и промышленного мира» [2]. Безусловно, для формирования высокого уровня правовой культуры предпринимателей необходимо создать все необходимые условия. Одним из базовых является установление стабильной государственной политики в самых разных направлениях, будь то судебная реформа, или реформа ЖКХ. В целях реализации направлений государственной поддержки предпринимательской деятельности совершаются различные мероприятия, среди которых: принятие соответствующих целевых программ, льготное кредитования ряда бизнес — проектов, развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров субъектов бизнеса, установление надлежащих процедур исчисления и порядка уплаты налогов в соответствии с общеустановленной системой налогообложения, и др. Вся подобная деятельность государства направлена не на установление каких — либо препятствий, рамок для предпринимателей, наоборот, своей целью она имеет упорядочение отношений в сфере бизнес — контактов, придание предпринимательской деятельности законного характера. Все это, безусловно, способствует «оживлению» законов и иных нормативно-правовых актов, действующих на территории России, ведь будучи информированным о том, каким является образец осуществления предпринимательской деятельности, бизнесмен будет стремиться к идеалу, при этом он должен четко осознавать, что именно следование букве закона позволит ему наибольшим образом приблизиться к успеху. Таким образом, верное законотворчество как одна их функций государства оказывает серьезное влияние на состояние правосознания и уровень правовой культуры предпринимателей. Сильный лидер в своей предпринимательской деятельности желает опираться на стабильную правовую систему, которая призвана защитить и направить деятельность в ряде аспектов. Поэтому процесс принятия законов и иных нормативно — правовых актов, безусловно, непосредственно коррелирует с уровнем законопослушности предпринимателя, со степенью его веры в необходимость установления законности и правопорядка.
Данные направленного на выявление «профиля предпринимателя» исследования, предпринятого фирмой «Макбер энд компани» при поддержке национального научного фонда США и Американского агентства по международному развитию, среди качеств, непременным образом надлежащих быть обнаруженными в образе успешного предпринимателя, определило следующие: инициативность, упорство, ориентация на эффективность и качество, независимость, систематическое наблюдение и планирование, вовлеченность в деловые контакты, стремление быть достаточно информированным в необходимых областях, целеустремленность. Данная методика активно применяется Американской ассоциацией управления в различных странах для определения и выявления предпринимательского потенциала. Несомненно, что все данные качества непременно должны быть присущи лидеру, тому предпринимателю, который стремится к достижению определенных высот и нацелен исключительно на успех. В целом, анализ портрета предпринимателя должен проводиться по следующим направлениям:
- социальные характеристики (организаторские качества, инициативность, готовность к обоснованному риску, и т. п.);
- экономические характеристики (активность по развитию бизнеса, умение анализировать рынок, открытость для новаций, талант к преумножению богатства, и т. п.);
- психологические характеристики (умение действовать самостоятельно, высокая эрудированность, творческое начало, и т. п.).
Следует особо отметить, что межкультурный анализ психологических характеристик предпринимателей из различных стран позволил выявить ряд особенностей, присущих представителям бизнеса ряда государств. Хотелось бы акцентировать внимание на сравнительных характеристиках предпринимателей из двух ведущих по экономическим показателям стран — Японии и России.
Так, система государственной поддержки бизнеса, особенно малого, в Японии крайне хорошо развита, в частности, стимулирование осуществляется центральными органами власти, местным правительством, крупными бизнесменами. Также эффективно выполняют свои обязанности профсоюзные организации различных категорий. Крайне поощряется становление и развитие малого, среднего и даже крупного бизнеса, так как власть взяла курс на формирование сильной и стабильной экономики. По данным экономического обозревателя Японии Такао Накадзава, роль среднего и малого бизнеса Японии составляет по числу предприятий 99,1 %, а по численности рабочих — 78 % [4]. Схема развития предпринимательства в Японии проста: культ труда, уважительные отношения между начальником и подчиненным, стремление принимать коллективно важные решения, высокая прибыльность, новации и забота о работниках. Подобного рода достойное отношение к труду, безусловно, повлияло на качество законодательства: например, законодательно выделен статус предприятий малого бизнеса и определен размер льгот для них, учитывая направление деятельности. Подобные условия непременно будут способствовать повышению уровня правовой культуры предпринимателей, развитию правовой грамотности и чувства ощущения закона. К особенностям правосознания следует отнести:
- четко сформировавшееся групповое правосознание, что подразумевает возможный анализ именно коллективной формы, а не правосознания сугубо отдельной представительской группы;
- уважительное отношение и доверие к законодательным новациям, так как государство осуществляет все возможное по всем направлениям, чтобы создать благоприятные условия для развития бизнеса;
- приятное и спокойное «соседство» малого и крупного бизнеса позволяет не терять прогрессивного настроя индивидуальным предпринимателям и дает им возможность убедиться в том, что при правильно избранном пути с поддержкой государства они могут добиться значительных успехов.
Если даже в этих малых аспектах сравнивать особенности правосознания российских и японских предпринимателей, то можно обнаружить ряд сходств и различий:
1. Отношение к законодательству.
Российские бизнесмены, в отличие от японских, склонны к более скрупулезному анализу новых законодательных актов, так как после нестабильности, пришедшей после распада СССР, доверие к законодателю все еще не вышло на ожидаемый уровень.
2. Так называемое «коллективное» правосознание также не сформировано в среде российских бизнесменов. Все еще превалирует индивидуалистический подход к анализу политико-правовой действительности, не сформирована как таковая правовая культура предпринимателей. Все это обусловлено слишком неоднозначным положением тех или иных представителей бизнеса в ретроспективе правового регулирования в прошлом. Только в последние годы законодатель пошел по пути унифицирования законодательных требований, предъявляемых к представителям будь то среднего, крупного или малого бизнеса, безусловно, с учетом соответствующих особенностей.
3. Уровень одобрения государственной политики со стороны японских и российских предпринимателей находится на примерно одинаковом высоком уровне, так как и Россия и Япония — страны, где государство выступает в роли помощника, а не диктатора.
4. Важно понимать, что в представлении японца компания — это группа людей, где каждый является партнером, а не наемным работником [5], в то время как российские бизнесмены, а в особенности лидеры среднего и крупного бизнеса рассматривают своих сотрудников, прежде всего как рабочую силу. В связи с этим на первый план для российских предпринимателей выходит выгода материальная, а забота о благополучии сотрудников выступает навязанной необходимостью в определенной степени. Все это приводит в ряде случаев к недобросовестному соблюдению норм трудового кодекса, особенно в аспекте применения новаций трудового законодательства. В Японии же большинство генеральных директоров работают практически на тех же условиях найма, что и «обычные» сотрудники, коллективное начало труда японцев находит себя и в приверженности к демократичным формам взаимодействия в рамках трудовой деятельности. Подобное демократичное начало трудовой деятельности, в свою очередь, непременным образом обнаруживает себя в качестве предпосылки формирования грамотного правосознания, которое сможет достойно «реагировать» на достойные законы, адекватно относиться к правовым новациям. В отличие от японских бизнесменов в российской бизнес-среде с сожалением приходится констатировать приверженность к в определенной степени тоталитарной схеме управления, которая, безусловно, влечет за собой искажение достойных граней высокого уровня правосознания предпринимателей.
5. Тогда как японские бизнесмены готовы к новациям, российские предприниматели с осторожностью относятся ко всяким попыткам модернизации законодательства, при этом, недовольство существующими законами все же присутствует. При этом предприниматели России ратуют за эволюционный путь оптимизации законодательства, так как осознание необходимости обновления ряда аспектов правовых реалий все же присутствует. Как показывает исследование, проведенное национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства, в целом около 70 % опрошенных респондентов — предпринимателей полагают, что модернизация законодательства должна осуществляться за счет средств госбюджета, предназначенных для поддержки предпринимательства [6]. Следовательно, несмотря на определенный уровень недоверия к государственным властям предприниматели России все же возлагают ответственность за улучшение условий ведения своего бизнеса на государственных чиновников. Таким образом, для правосознания большинства российских предпринимателей характерны более неоднозначные первичные отношения и оценки законодательства, действий государственных властей, нежели это присуще правосознанию японских бизнесменов.
6. Особенно следует отметить, что японские предприниматели с радостью готовы постоянно совершенствовать свое духовное развитие. В свободное время они с энтузиазмом занимаются каким-либо видом творчества, изучают предметы гуманитарного цикла. Это свидетельствует о непременно важном аспекте правосознания японских предпринимателей — правовая культура и правосознание здесь основываются на базе высоких морально-нравственных установок, богатство духовного мира определяет верное направление развитию составляющих элементов правосознания. Хотелось бы верить, что те же самые характеристике можно смело дать и российским бизнесменам, которые также с энтузиазмом подошли к освоению новых горизонтов знания, однако им свойственно делать акцент преимущественно на усилении своей информированности, пополнении запасов знаний в конкретных специализированных областях. Все это необходимо на пути к успеху и напоминает больше «американский образец предпринимателя», когда творчество и новации приветствуются исключительно в рамках бизнес-деятельности, в то время как духовное развитие все больше рассматривается как исключительно дополнительный и необязательный вид деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод, что правосознание российских и японских бизнесменов обладает рядом схожих черт, однако различий гораздо больше. Это объясняется различной исторической ретроспективой развития предпринимательства, отличной государственной политикой, ментальными особенностями, особыми правилами ведения бизнеса. Однако в любом случае правосознание российских и японских бизнесменов формируется в условиях прогрессирующих экономик, а это придает особые схожие черты правовой культуре и правосознанию деятелей на бизнес-арене обоих государств.
Литература:
1. Степун Ф. А. Еще о человеке «Нового Града»// Новый Град. — 1932. — № 4. — С.96.
2. И. А. Егоров. Роль предпринимателей в современной России// [электронный ресурс]. URL: www.cfe.ru/resource -ctnter/magazine/issu613/609/htm
3. Предпринимательская деятельность в Японии. [электронный ресурс]. URL: www.strategplann.ru/stati-po-ekonomike/pdvjaponii.html
4. Омае К. Особенности ведения бизнеса в Японии/. [электронный ресурс].URL: sweetbusiness.ru/index/htm/бизнес — 2/yaponskij- biznes
5. Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства «Исследование потребностей субъектов малого бизнеса»// [электронный ресурс]. URL: www.nisse.ru/business/article/article_1502.html