Статья рассматривает особенности формирования навыков управленческой культуры с использованием методов активного, модульного и проблемного обучения. Проанализированы данные, используемые в опытно-экспериментальной работе.
Прогнозирование потребности в специалистах того или иного профиля в условиях возрастающей конкуренции среди образовательных учреждений, занимающихся профессиональной подготовкой, одна из важнейших функции ВУЗа.
В последние десятилетия идет осознание управленческой деятельности как особого вида деятельности, необходимого в условиях рыночной экономики.
Концептуальной парадигмой становления и развития системы подготовки управленческих кадров должна стать идея о подготовке высокопрофессионального специалиста, который был бы способен найти адекватные формы реагирования, соответствующие изменяющейся среде.
Анализ Федерального Государственного стандарта высшего профессионального образования позволяет сделать вывод, что среди дисциплин базовой и вариативной нет практически, ни одной профессиональной дисциплины, в которой четко были бы определены навыки, знания и умения, необходимые менеджеру — бакалавру в области управленческой культуры.
И именно здесь управленческая культура становится педагогической проблемой.
Изучение программ профессиональной подготовки показало, что существенный спектр навыков, знаний и умений управленческой культуры менеджера- бакалавра не формируется. В нашем исследовании мы реализовали систему формирования навыков управленческой культуры средствами дисциплин профессионального цикла управленческого блока.
Для достижения целей и реализации своих функции в профессиональной деятельности менеджер должен обладать навыками управленческой культуры. В своем исследовании мы определяем управленческую культуру как свойство личности, характеризующее способность решать проблемы и задачи, возникающие в процессе управления и в ситуациях, требующих управленческого воздействия с использованием знаний и учебного опыта, ценностей, способностей и наклонностей. При этом мы рассматриваем управленческую культуру как целостный феномен, который описывается как особое состояние человека, профессиональным занятием которого является управление в процессе организации помощи сотруднику в трудной профессиональной ситуации, в более широком понимании как специфическая область работы с человеком.
Педагогическое содержание становления управленческой культуры в вузовском образовании обусловлено целями и задачами современного этапа развития общества и определяется нами как становление и развитие адаптивной личности, способной к активной преобразующей профессиональной деятельности.
Процесс становления управленческой культуры бакалавра менеджмента в вузовском образовании мы наделяем следующим смыслом: оказание личности студента содействия в получении знании о системе управленческой культуры, закрепление навыков культурно-управленческой деятельности как профессиональной личностной ценности, её важности и актуализации потребности в ней, при полной адекватной оценке собственной управленческой культуры с точки зрения потенциала профессии и планировании собственного профессионального успеха.
В процессе реализации системы навыков формирования управленческой культуры мы использовали методы активного обучения, которые представляют собой организацию учебного процесса таким образом, чтобы активизировать учебно-познавательную деятельность посредствам комплексного использования педагогических средств.
Для организации учебного процесса, направленного на формирование навыков управленческой культуры можно использовать такие методы, как деловая игра, проектные задания, решение управленческих ситуационных задач. Активное обучение предполагает использование комплекса интерактивных учебных материалов по дисциплинам, которые обеспечат становление управленческой культуры студента- будущего менеджера в вузовском образовании особенно в отношении дисциплин профессионального цикла («Теория менеджмента (история управленческой мысли)», «Теория менеджмента (теория организации)», «Теория менеджмента (организационное поведение)», «Маркетинг»).
При этом предполагается использование интерактивных учебных материалов, таких как учебники, тесты, учебно-методические пособия, в которых содержатся вопросы, задания, тесты и ситуационные задачи.
Все это нацеливает студента на систематизацию и переосмысление собственного социального и практического опыта, установление соотношения между опытом и изучаемым материалом, самопроверку усвоения образовательных программ, осознание взаимосвязи между различными элементами курса и выстраивание их в единую картину.
Формирование управленческой культуры личности имеет управляемый, контролируемый характер, где мы руководствовались сознательными намерениями, по заранее намеченному плану в соответствии с поставленными задачами проводимого исследования.
В процессе реализации системы навыков формирования управленческой культуры студентов — будущих менеджеров мы использовали модульное обучение, которое подразумевает способ организации учебного процесса на основе блочно-модульного представления учебной информации.
Сущность модульного обучения в процессе формирования навыков управленческой культуры состоит в том, что содержание обучения по дисциплинам, затрагивающим проблемы управления организацией, структурируются в автономные организационно-методические блоки, по-другому называемые модулями.
Модуль-это учебная единица, функционирующая в едином многоуровневом и многогранном образовательном пространстве [4, с. 47].
Нами модуль рассматривается как основная организационно — содержательная единица системы образования, которая охватывает учебный материал, но при этом имеет относительно самостоятельное значение и включает в себя близкие по содержанию темы или курсы.
Нужно отметить, что основным элементом модульного обучения должна выступать рейтинговая система оценки знаний, которая предполагает балльную оценку успеваемости студента по результатам каждого модуля [3, с.123].
Так же для формирования навыков управленческой культуры могут быть использованы методы проблемного обучения. Сущность, которых сводится к тому, что в процессе обучения в корне меняется характер и структура познавательной деятельности студентов, приводящие к развитию креативного потенциала личности.
Само же проблемное обучение заключается в психолого-педагогических приемах организации и управлении познавательной деятельностью студента в процессе реализации получаемой учебной информации [4, с. 43].
В ходе обучения конструируются проблемы и выдаются студентам в разных формах учебных занятий с учетом их участия в решении этих проблем.
Данный вид обучения требует самостоятельного поиска решения, внедрения партисипативных методов работы студентов, создания рабочих материалов, которые смогут обеспечить сопровождение учебного процесса студента и усвоение им дисциплин профессионального цикла.
Комплексное использование методов активного обучения, модульного обучения и методов проблемного обучения в учебном процессе высшего учебного заведения способно обеспечить процесс эффективного формирования и дальнейшего становления навыков управленческой культуры будущего менеджера.
Изучение уровня сформированности навыков управленческой культуры осуществлялось методами анкетирования, тестирования и наблюдения.
Основной базой исследования послужил ЧОУ ВПО «Южно — Уральский институт управления и экономики» (г. Челябинск), в исследовании приняли участие 143 студента 1–3 курсов экономического факультета направления «Менеджмент».
Студенты 1–3 курс были выбраны не случайно, так как дисциплины профессионального цикла, формирующие навыки управленческой культуры затрагивают в основном учебные дисциплины первых трех курсов.
В нашем исследовании мы реализовали систему формирования навыков управленческой культуры средствами дисциплин профессионального цикла.
Результаты опытно-экспериментальной работы показали, что большинство студентов не имеют целостного представления о понятии «управленческая культура», так же не могут назвать и охарактеризовать её основные компоненты.
По результатам опроса студентов приходится констатировать, что только 11 % регулярно читают литературу по управленческой проблематике, 54 % и вовсе отрицательно ответили на вопрос чтения специализированной литературы.
При этом 72, 3 % оценили свой уровень управленческой культуры как низкий, 26,5 % — как средний и лишь 1,2 % считают, что имеют высокий уровень управленческой культуры.
Однако следует отметить, что 93 % опрошенных считают необходимым формирование навыков управленческой культуры у будущего руководителя.
При ранжировании по степени значимости важных качеств менеджера, предпочтение было отдано постоянному развитию и самообразованию (31 %) и креативным способностям(21 %).
Фактически только 6 % студентов поставили на первое место управленческие знания и особого рода мышление, что свидетельствует о непонимании студентами — будущими менеджерами того факта, что только человек, обладающий навыками управленческой культуры, обладает познавательными способностями, адаптивностью к условиям внешней среды, гибкостью, мобильностью, умение работать в неординарных условиях, возможностью реализации своих творческих способностей и богатый личностный потенциал.
Обладание навыками управленческой культуры позволит студенту творчески выбрать оптимальный путь решения возникших проблем, при этом используя современные технологии; самостоятельно, критично, системно и творчески мыслить; сформировать навыки самоанализа, совершенствования в личном и профессиональном плане; самостоятельно работать над развитием интеллекта и культурного уровня.
Анализ полученных в ходе исследования данных показал:
- студенты не имею четкого понимания сущности и структуры управленческой культуры, не могут охарактеризовать её основные компоненты;
- студенты имеют недостаточный уровень сформированности навыков управленческой культуры;
- на уровень сформированности оказывают влияние следующие недостатки в профессиональной подготовке:
- недостаточно развитое управленческое мышление; отсутствие навыков исследовательской работы;
- недостаточное владение организацией и планированием своей деятельности и планированием своей деятельности, умением прогнозировать и предвидеть нё результаты; низкий уровень сформированности управленческих качеств.
Таким образом, анализ результатов исследования привели нас к необходимости разработки системы формирования навыков управленческой культуры.
Литература:
1. Багирова, З. К. Сущность управленческой культуры будущего руководителя в образовании: [Текст] / З. К. Багирова, Г. М. Гаджиев // Омский науч. вестник.- Омск, 2007. — № 4.- С. 23–26.
2. Белкин, А. С. Диссертационный совет по педагогике(опыт/ проблемы, перспективы) [Текст]// А. С. Белкин, Е. В. Ткаченко.- Екатеринбург, УрГПУ, 2005.
3. Жихаревич, М. Е. Современный менеджмент и государственное управление [Текст] / М. Е. Жихаревич.// Тр. Псковского политех. ин-та. — СПб — Псков, 2001. — № 5.- С. 123–124.
4. Коваленко, А. В. Автореферат по педагогике «Формирование технологической культуры будущего учителя иностранного языка» [Текст]/ А. В. Коваленко.// Сургут, 2007- с. 43–47.