Оптимизация подготовки футболистов высокой квалификации в годичном цикле | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №6 (65) май-1 2014 г.

Дата публикации: 02.05.2014

Статья просмотрена: 2372 раза

Библиографическое описание:

Атаев, О. Р. Оптимизация подготовки футболистов высокой квалификации в годичном цикле / О. Р. Атаев, З. Р. Нуримов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 6 (65). — С. 837-840. — URL: https://moluch.ru/archive/65/10733/ (дата обращения: 18.12.2024).

Статья посвящена вопросам оптимизации тренировочных нагрузок футболистов высокой квалификации в годичном цикле.

Ключевые слова: футболисты высокой квалификации, годичный цикл, специальные упражнения, нагрузка.

Известно, что высококвалифицированные футболисты используют в тренировке преимущественно специализированные упражнения. При их выполнении одновременно совершенствуют технические приёмы, тактические действия и качества. В таких условиях оценить, сколько времени затрачено на ту или иную сторону подготовки, практически невозможно. Поэтому М. А. Годик [3] предлагает в качестве информативных для всех видов спорта следующие критерии оценки нагрузок:

-       количество тренировочных дней на этапах разной продолжительности;

-       количество тренировочных занятий;

-       количество тренировочных часов;

-       частный объем специализированных упражнений в объёме тренировочной работы.

Проблема оценки специализированности нагрузки, как отражение сходства любого тренировочного средства с соревновательным по биохимическим, биомеханическим, физиологическим показателям, практике контроля за тренировочным процессом в системе подготовки футболистов можно разделить на три группы:

1)                 упражнения, наиболее полно совпадающие с соревновательной деятельностью (двухсторонние игры с достаточным количеством участвующих, большие квадраты, игры на ограниченном пространстве);

2)                 упражнения, существенно приближенные к первым (упражнения с мячом в тройках, парах, индивидуальные);

3)                 упражнения, существенно отличающиеся от первых (практически все упражнения из неигровых видов спорта).

В наших исследованиях первые две группы упражнений рассматривались как специализораванные или специально-подготовительные, а нагрузки третьей группы как неспециализированные или общеподготовительные.

Другой из важнейших характеристик нагрузки является её преимущественная направленность по отношению к воздействию на развитие того или иного физического качества, обусловленная значениями компонентов упражнений и методами их вы- полнения [2, 3].

В спортивных играх, включая и футбол, помимо вышеперечисленных компонентов нагрузки, принято регистрировать такие специфические факторы, как количество спортсменов выполняющих упражнение, размер поля, координационная сложность [1, 3].

Следует сказать, что регистрация основных параметров нагрузки с учетом интенсивности выполнения упражнения (по ЧСС, концентрации молочной кислоты, потреблению кислорода и т. д.) является основой для распределения тренировочных воздействий по их преимущественной направленности.

В частности, принято выделять нагрузки преимущественно аэробной, аэробно-анаэробной, анаэробно — гликолитической и анаэробно — алактатной направленности. В данном случае в основу классификации нагрузок положена степень мобилизация путей энергообеспечения мышечной деятельности.

Распределение нагрузок по их преимущественной физиологической направленности нашло широкое примечание в системе контроля за тренировочным процессом в футболе, что позволяет сопоставить результаты исследований полученных разными авторами на разном континенте спортсменов.

Более четкой систематизации нагрузок способствует их разделение на тренировочные и соревновательные. При оценке соревновательных нагрузок рекомендуется учитывать количество соревнований на этапах подготовки, с учетом ответственности этих соревнований.

При анализе построения процесса футболистов соревновательная нагрузка классифицировалась нами как самостоятельный вид нагрузки, так как многообразие ее влияния на организм и отсутствие устойчивых количественных характеристик соотношения работы и отдыха в игре не позволяют рассматривать ее в рамках определенной преимущественной направленности. Вдобавок ко всему, соревновательная деятельность в футболе по всему психоэмоциональному напряжению существенно превосходит тренировочную работу и близка к экстремальным условиям деятельности. Экспериментально доказано, что психологический фактор соревновательных нагрузок в официальных играх является главным фактором утомления игроков и во многом обуславливает стратегию планирования тренировочных воздействий.

Как правило, при анализе структуры и содержания процесса подготовленности футболистов в соревновательном периоде выделяют 4–5 этапов, суммируя показатели нагрузок за 2–3 месяца. Такой подход, на наш взгляд, не совсем оправдан, поскольку доказано, что состояние игроков подвержено колебаниям в пределах месячного мезоцикла.

В связи с этим, мы проанализировали педагогические наблюдения за тренировочным процессом футболистов высокой квалификации команды высшей лиги «Пахтакор» в соревновательном периоде по месяцам, начиная с марта по ноябрь включительно. В частности, при изучении содержания учебно-тренировачного процесса регистрировались основные параметры выполняемых упражнений, методы организации нагрузки, а также количество занимающихся и размеры поля. На основе полученных данных рассчитывались объем и направленность выполняемой работы.

Наряду с анализом тренировочного процесса оценивалась динамика уровня и структура физической подготовленности спортсменов, а также эффективность технико-тактической деятельности команды в официальных играх чемпионата Узбекистана 2011–2012 годов.

Количество тренировочных дней на протяжении ежемесячных мезоциклов колебалось от 21 до 25, при превалировании одноразовых тренировочных занятий. Игры проводились в конце каждой недели. Объем нагрузки изменялся волнообразно с наличием двух пиков в начале (конец февраля) и ближе к концу (сентябрь) соревновательного периода. Самый низкий объем работы был выполнен в апреле-июне (рис.1).

На рис.2 отражено соотношение тренировочных и соревновательных нагрузок в годичном цикле. Обращает на себя внимание достаточно стабильная динамика соревновательных нагрузок на протяжении игрового сезона, за исключением седьмого месяца, когда рост тренировочной работы сочетался со снижением объема игровой деятельности.

Рис. 1. Распределение суммарного объема нагрузки в годичном цикле подготовки (-х-подготовительный период, -0- соревновательный период)

Рис. 2. Распределение объема тренировачных и соревновательных нагрузок на этапах годичного цикла (-х- тренировачные нагрузки, -0- соревновательные нагрузки)

По преимущественной направленности нагрузки распределялись следующим образом (рис.3). Наибольший объем занимала работа, направленная на развитие общей выносливости (аэробный и смешанный режимы энергообеспечения). Объем работы, способствующий развитию скоростно-силовых качеств в среднем составил 11 %. Учитывая тот факт, что двигательным действиям футболистов в игре свойственны ациклические скоростные перемещения, необходимо отметить явно недостаточный объем скоростно-силовой работы в соревновательном периоде. Здесь же отметим очень низкий объем нагрузок аэробно-гликолитической направленности (4–5 %), что связано с крайне редким использованием неспециализированных упражнений в подготовке футболистов. Моделирование специализированных упражнений в гликолитическом режиме крайне затруднено.

Педагогические наблюдения за учебно-тренировачными занятиями показали, что структура нагрузок в значительной степени обусловлена методами ее организации. Так, переменный метод является основной формой тренировочной работы футболистов. Крайне мало применялся равномерный метод и практически не применялся интервально-серийный. На этапах соревновательного периода отсутствовала вариантность применяемых методов тренировки. Таким образом, проведенный анализ позволяет говорить о равномерном распределении средств и методов подготовки футболистов высокой квалификации, на этапах соревновательного периода и об устойчивости структуры распределения частных объемов нагрузок различной преимущественной направленности в динамике подготовки.

Анализ переносимости тренировочных нагрузок показал, что одни и те же по величине и направленности нагрузки воздействуют на организм футболистов по-разному. Величина ответных реакций со стороны организма спортсменов зависит от нескольких факторов:

-          уровня функциональной и физической подготовленности футболистов;

-          состояния организма после предшествующей нагрузки;

-          количества тренировочных дней с большой нагрузкой;

-          количества дней отдыха и средств восстановления;

-          рационального соотношения нагрузок и их чередования в межигровых циклах разной длительности;

-          индивидуальных особенностей организма футболистов и т. д.

Рис.3 Динамика частных объемов (в процентах от общего) нагрузок различной приемущественной направленности в годичном цикле. (-х- аэробная, -0- аэробно-анаэробная (смешанная), -∆- анаэробно-алактатная, -- анаэробно-гликолитическая (общая)

Установлено, что у футболистов с низкой физической подготовленностью нагрузки вызывают более существенные сдвиги в гемодинамике. У них замедленное протекание процессов восстановления, отмечено нарушение адаптационных процессов, у многих имелась неадекватная реакция на стандартную нагрузку. У спортсменов с высоким уровнем физической и функциональной подготовленности наблюдалась адекватная реакция на стандартную нагрузку. У них отмечалось своевременное восстановление, повышение адаптационных возможностей.

Анализ структуры нагрузок соревновательного периода позволил установить равномерное распределение тренировочных нагрузок.

Интересно отметить, что дискуссия о целесообразности относительно равномерного или волнообразного варианта построения тренировочного процесса идет уже на протяжении многих лет и мнения специалистов о преимуществе того или иного подхода неоднозначны. Большинство из них указывают на высокую эффективность волнообразного варианта, что нашло отражение в одном из основных принципов тренировки-волнообразности и вариантности нагрузок [5]. В то же время, есть мнение о высокой эффективности относительно равномерного распределения нагрузок в годичном цикле [4].

Основные аргументы против волнообразности нагрузок сводятся к тому, что волнообразному распределению тренировочной нагрузки, особенно с выраженной амплитудой перепадов, соответствует столь же волнообразное состояние работоспособности спортсмена. Кроме того, показатели тренированности значительно отставлены по времени от выполняемых нагрузок, что обуславливает очень сложную гетехронную динамику изменений тренированности в циклах тренировочного процесса с большой амплитудной волнообразности нагрузки. Соответствующие сложности во многом нивелируются, либо укрощаются при использовании относительно равномерной тренировки, управлять которой проще, чем сложной волнообразной системой подготовки.

В наблюдаемой нами команде нагрузки носили преимущественно аэробную и смешанную направленность и равномерно распределялись на протяжении всего годичного цикла. В соревновательном периоде к маю месяцу наблюдалось «насыщение» функционального потенциала игроков, сменившиеся его постоянным снижением во втором круге соревнований, где, как правило, решается судьба турнирного положения команды. Эти данные позволяют предположить, что волнообразное построение тренировки на предсоревновательном этапе и относительно равномерное распределение нагрузки в первые месяцы соревнований (март-май) относятся к наиболее рациональным способам построения подготовки футболистов. В дельнейшем, принцип равномерного использования нагрузки сопровождаются возникновением «адаптационного барьера», который можно охарактеризовать как относительное невосприятие организмом футболистов однонаправленных, преимущественно специализированных тренировочных воздействий. Постоянное соотношение распределения общей, специальной подготовки в сторону глобального превалирования последней (до 90 %) в структуре нагрузок соревновательного периода подготовки футболистов, повторяющегося из года в год, приводит к закреплению сложившегося двигательного стереотипа, что по нашим данным обуславливает закрепление и его вегетативного компонента, а это в конечном итоге является тормозом дальнейшего роста работоспособности.

Выводы:

1.                  Анализ структуры нагрузок по направленности позволил установить, что в соревновательном периоде подготовки футболистов 85 % тренировочного времени отводилось развитию и совершенствованию аэробных способностей в смешанном режиме. Развитию анаэробно-гликолитических способностей (скоростной выносливости) отводилось всего 4–5 % времени, на развитие скорстных и скоростно-силовых качеств отводилось 11 % времени. Такое распределение нагрузок, на наш взгляд, является не совсем эффективным. Учитывая тот факт, что игра в футбол является ациклическим видом спорта, такое соотношение средств скоростно-силовой направленности в соревновательном этапе является явно недостаточным.

2.                  Анализ величины нагрузки выявил, что в подготовке футболистов 72,3 % времени отводилось на средние и малые нагрузки. Большие по величине воздействия нагрузки занимали только 27,7 % от общего объема; специфических было 35,6 % и не специфических 64,4 %. Такое соотношение величины нагрузок также является не совсем рациональным.

3.                  Можно предположить, что решение проблемы сложившегося стереотипа, выхода за пределы соревновательных нагрузок, связано с тем, чтобы придать им новые качественно-количественные параметры, гарантирующие рост спортивных результатов, должно основываться на разработке тренировочных программ, в которых разумно используется принцип рационального сочетания специализированности и направленности упражнений в зависимости от уровня подготовленности игроков в годичном цикле.

Литература:

1.       Адаптация спортсменов к тренировочным и соревновательным нагрузкам / Под ред. В. В. Петровского –К.:, 1984. -104с.

2.       Волков Н. И. Биохимические факторы спортивной работоспособности. //В. кн: Биохимия.- М: ФиС, 1986. С.320–330

3.       Годик М. А. Физическая подготовка футболистов. — М.:, Терра-Спорт Олимпия Пресс, 2006 -272с.

4.       Матвеев Л. П. Основы спортивной тренировки. –М: ФиС, 1977 -279 с.

5.       Платонов В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и её практическое применение. К: Олимпийская литература. 2004. -808 с.

Основные термины (генерируются автоматически): соревновательный период, годичный цикл, нагрузка, тренировочный процесс, высокая квалификация, объем, преимущественная направленность, тренировочная работа, высокая эффективность, стандартная нагрузка.


Похожие статьи

Факторная структура подготовленности спортсменок высокой квалификации по мини-футболу

В статье рассматривается факторная структура как базис проектирования целенаправленной индивидуальной и специальной подготовки спортсменок высокой квалификации по мини-футболу.

Конструирование годичного цикла подготовки студентов отделения спортивного совершенствования по футболу

В статье приводится годичный план подготовки студентов отделения спортивного совершенствования по футболу.

Разработка программы оздоровительной аэробики в образовательном процессе по физическому воспитанию студенток

Статья посвящена разработке программы поэтапного применения средств оздоровительной аэробики в годичном образовательном цикле для студенток высших образовательных учреждений.

Исследование интегральной подготовленности студентов, занимающихся мини-футболом в техническом вузе

В статье приведено исследование интегральной подготовленности студентов, занимающихся мини-футболом в техническом вузе.

Тренировка студентов отделения спортивного совершенствования по футболу на общеподготовительном этапе подготовительного периода

В статье приводятся методы, средства подготовки студентов отделения спортивного совершенствования по футболу в подготовительном периоде.

Построение тренировочного процесса спортсменок высокой квалификации специализирующихся по мини-футболу

В статье рассматривается построение спортивной тренировки в годичном цикле, учитывая возрастно-квалификационную категорию спортсменок и их уровень подготовленности.

Программа формирования спортивного коллектива в группе волейболистов начальной подготовки

Данная статья посвящена проблеме формирования спортивного коллектива на основе психолого-педагогических рекомендаций и упражнений.

Изменение параметров интегральной подготовленности студентов в процессе занятий спортивно-ориентированным физическим воспитанием по мини-футболу

В статье приводятся параметры и анализируются результаты сравнительного педагогического эксперимента по использованию технологии спортивно-организованного физического совершенствования студентов на основе мини-футбола с участием в соревнованиях любит...

Особенности тактики игры и подготовки футболистов отделения спортивного совершенствования в соревновательном периоде

В статье приведены методы подготовки и построения игроков при игре в три полузащитника в соревновательном периоде.

Гимнастика цигун как средство восстановления работоспособности гимнасток высокой квалификации

Данная статья посвящена исследованию влияния нетрадиционного средства восстановления — гимнастики цигун на психическое состояние и работоспособность гимнасток высокой квалификации.

Похожие статьи

Факторная структура подготовленности спортсменок высокой квалификации по мини-футболу

В статье рассматривается факторная структура как базис проектирования целенаправленной индивидуальной и специальной подготовки спортсменок высокой квалификации по мини-футболу.

Конструирование годичного цикла подготовки студентов отделения спортивного совершенствования по футболу

В статье приводится годичный план подготовки студентов отделения спортивного совершенствования по футболу.

Разработка программы оздоровительной аэробики в образовательном процессе по физическому воспитанию студенток

Статья посвящена разработке программы поэтапного применения средств оздоровительной аэробики в годичном образовательном цикле для студенток высших образовательных учреждений.

Исследование интегральной подготовленности студентов, занимающихся мини-футболом в техническом вузе

В статье приведено исследование интегральной подготовленности студентов, занимающихся мини-футболом в техническом вузе.

Тренировка студентов отделения спортивного совершенствования по футболу на общеподготовительном этапе подготовительного периода

В статье приводятся методы, средства подготовки студентов отделения спортивного совершенствования по футболу в подготовительном периоде.

Построение тренировочного процесса спортсменок высокой квалификации специализирующихся по мини-футболу

В статье рассматривается построение спортивной тренировки в годичном цикле, учитывая возрастно-квалификационную категорию спортсменок и их уровень подготовленности.

Программа формирования спортивного коллектива в группе волейболистов начальной подготовки

Данная статья посвящена проблеме формирования спортивного коллектива на основе психолого-педагогических рекомендаций и упражнений.

Изменение параметров интегральной подготовленности студентов в процессе занятий спортивно-ориентированным физическим воспитанием по мини-футболу

В статье приводятся параметры и анализируются результаты сравнительного педагогического эксперимента по использованию технологии спортивно-организованного физического совершенствования студентов на основе мини-футбола с участием в соревнованиях любит...

Особенности тактики игры и подготовки футболистов отделения спортивного совершенствования в соревновательном периоде

В статье приведены методы подготовки и построения игроков при игре в три полузащитника в соревновательном периоде.

Гимнастика цигун как средство восстановления работоспособности гимнасток высокой квалификации

Данная статья посвящена исследованию влияния нетрадиционного средства восстановления — гимнастики цигун на психическое состояние и работоспособность гимнасток высокой квалификации.

Задать вопрос