Социальная реклама оказывает положительное воздействие на состояние общества, и призвана доводить до сознания людей наиболее важные факты и сведения о существующих в обществе проблемах.
Сущность социальной рекламы во многих источниках определяется как идея, которая должна обладать определенной социальной ценностью. Цель данного типа рекламы — изменить отношение публики к какой-либо проблеме, а в перспективе создать новые социальные ценности.
Актуальность темы исследования заключается в том, что реклама воспринимается как нормативный элемент культуры в контексте массовой культуры, приобретая значение привычного элемента окружающей среды. С этой точки зрения она интерпретируется как естественная часть культуры. Для современного женщины социальная реклама о женском здоровье становится, своего рода, демонстрационным материалом, миром идей и ценностей, поскольку выставляет типичные ситуации социального взаимодействия. Реклама адаптирует человека к новым социальным ролям и ценностям, способам регуляции поведения в разнообразной обстановке.
По средствам социальной рекламы мы можем распространить среди в частности подрастающего поколения те нормы, морали и нравственности, которые приняты в обществе.
Изучение проблем становления норм и морали и нравственности имеет и важное практическое значение для разработки рекомендаций, направленных на организацию успешного воспитательного процесса женщин. Значимость рекламно-просветительской деятельности о женском здоровье не вызывает сомнений.
Социальный плакат — это плакат, пропагандирующий базовые социальные ценности. В социальном плакате отражены социальные проявления личности, специфика социальных взаимоотношений в обществе, значимые социальные проблемы, угрозы и бедствия. Это же понятие носит также название — социальная реклама.
Социальный плакат — не только интересная картинка, прикрывающая стену, но и мощный инструмент, действующий на психику людей. [2]
Цель социальной рекламы — изменить отношение публики к какой-либо проблеме, привлечь внимание людей к конкретным социальным проблемам или сообщить о социальных инициативах властей, а в долгосрочной перспективе — выработать новые социальные ценности.
Основные качества плаката — лаконичность и ёмкость, при разработке нежелательно использовать много мелких элементов. [3]
Специфика художественного языка плаката: ясность образа, броскость, декоративность. Должен восприниматься на большом расстоянии, привлекать внимание, быть понятным и хорошо восприниматься зрителем
При создании плаката необходимо учитывать несколько составляющих: визуальный образ, слоган, цвет, композиционное решение.
При выполнении плаката необходимо продумать весь ход работы от начала и до конца, следует стремиться найти оригинальное решение каждого задания. Все этапы должны быть проработаны точно и аккуратно.
При создании плаката необходимо учитывать, на какой контингент (детей определённого возраста, взрослых, родителей, учителей) рассчитана данная работа.
Создание жесткого социального плаката в отношении женского здоровья
Идея плаката — Снижение количества абортов, повышение показателей рождаемости.
Цель плаката — Привлечь внимание к масштабам абортов в России, к статистике осложнений после абортов и негативных последствий, к девальвации семейных ценностей
Плакат адресован женщинам от 14 до 25 лет
Слоган рекламного сообщения:
«Аборт нельзя, помиловать»
«Сохрани мне жизнь»
Фирменный набор цветов. Цвет является визуальной доминантой, служит для характеристики рекламируемых товаров, помогает привлечь внимание и удержать его в течение длительного времени.
Цвета, отвечающие целям и задачам жесткой социальной рекламы в отношении женского здоровья должны совмещать в себе и яркие тона и более спокойные, таких как красный цвет (он ассоциируется с запретом), синий цвет (ответственность, порядочность и надежность) и зеленым цветом, что ассоциируется с началом новой жизни. Так же можно использовать оранжевые оттенки в создании плаката (ассоциации — тепло, радость и счастье).
Для реализации графического оформления социального плаката автором выбраны три основных фирменных цвета: зелёный, красный и синий светлых тонов.
Рекламный персонаж. Реклама должна быть персонифицирована, поскольку это влияет на восприятие ее потребителем. Учитывая, что реклама посвящена женскому здоровью, при выборе рекламного персонажа автор остановился на образе женщины с новорожденным ребенком (объединение женского начала и невинности) и на ребенке 3-х лет, поскольку именно этот возраст вызывает наибольшую симпатию у основной аудитории и обеспечивает психологический комфорт при контакте с рекламным сообщением.
Рекламный персонаж — ребенок отражает эмоциональную составляющую рекламного сообщения. Живая мимика ребенка позволяет придавать рекламному сообщению различные эмоциональные оттенки.
Рис.1. Социальный плакат «Аборт нельзя, помиловать»
Рис. 2 Социальный плакат «Сохрани мне жизнь»
Автор считает, что в ходе проведённых исследований по изучению понятия социальный плакат и проанализировав его этапы создания — достигнута основная цель данной работы. Автор получил целостную систему визуальной идентификации, которая будет являться основой для дальнейшей разработки рекламной деятельности
Социальная реклама является частью взаимоотношений между людьми. По определению французского учёного Арманда Дейяна: «Реклама — это платное, однонаправленное и неличное обращение, осуществляемое через средства массовой информации и другие виды связи, агитирующее в пользу какого-либо товара, марки, фирмы». [4]
Социальная реклама может существенно помочь человеку в сложной жизненной ситуации, когда необходимо принять важное решение, а помощи ждать не от кого. Например, в принятии решения о рождении ребенка при незапланированной беременности. Нередко такое решение принимают женщины, оставшиеся без поддержки своего партнера — отца будущего ребенка. Статистика неумолимо свидетельствует, что решение часто принимается не в пользу будущей жизни. Обычно на решение о рождении ребенка или прерывании беременности влияет большое количество факторов — социально-экономических и социально-психологических, в их число входит и социальная реклама.
В борьбе же за сокращение печальной статистики абортов ведущую роль должно играть просвещение молодежи в вопросах репродуктивного здоровья. Через социальную рекламу, молодежные журналы и другие каналы необходимо формировать негативное отношение к аборту, чтобы прерывание уже начавшейся человеческой жизни не приравнивалось в сознании юношей и девушек к одному из видов контрацепции. Также не следует стесняться доносить до молодых людей масштаб проблемы бесплодия, усугубляющейся с каждым годом.
Автор считает, что нужно расширять социальную и психологическую помощь будущим матерям, находящимся в тяжелой жизненной ситуации. Так же необходимо развивать систему поиска усыновителей уже на стадии беременности, чтобы создать альтернативу аборту даже для тех женщин, которые ни при каких условиях не собираются самостоятельно растить ребенка.
Автор считает, чтобы повлиять на изменение норм морали и нравственности девушек, необходимо:
1. Производится анкетирование студентов определенного факультета по степени их осведомленности о последствиях аборта и их отношению к этой проблеме;
2. Размещаются в зоне их доступа различные рекламные материалы по данной теме;
3. Через определенный промежуток (полгода, год) — происходит повторное анкетирование с целью изучения влияния этих материалов на ценностную сферу молодежи
Литература:
1. Дмитриева. Л. М. Социальная реклама / Л. М. Дмитриевой.– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.– 270 с.;
2. Ученова В. В. Социальная реклама. Вчера, сегодня, завтра./ В. В. Ученова,. –М.: ИндексМедиа, 2006–303 с.
3. Социальная реклама. Что делать?. Рекламодатель: теория и практика (Круглый стол) (N 11. 2011 С. 14–29)
4. Ромат, Е.В. Реклама; СПб: Питер, 2010. - 176 c.