В данной статье приведено исследование показателей физического развития и физической подготовленности школьников 9 класса общеобразовательных школ г. Ташкента.
Ключевые слова: физическая культура, физическое развитие, нагрузка, физическая подготовленность, фитнес-программа.
В современной педагогической науке физическая культура рассматривается как часть общей культуры общества и личности, одна из сфер социальной практики, направленная на укрепление здоровья и повышение его уровня, всестороннее развитие физических способностей личности и использование их в учебной, созидательно-творческой деятельности, в повседневной жизни. Именно школа является тем единственным учреждением, где возможно проведение работы по формированию навыков здорового образа жизни и динамическое наблюдение за функциональным состоянием здоровья детей [3].
Однако в практике подобной работы наблюдается традиционный, подчас научно-необоснованный подход к использованию средств и методов физического воспитания, что, естественно, затрудняет результативность их практической деятельности и приводит к снижению интереса учащихся к урокам физической культуры, особенно старших классов. Наблюдаемые недостатки в содержании урока, стандартный набор упражнений, проводимых по шаблону, порой без учёта возрастных особенностей школьников и специфики разделов школьной программы, недостаточно высокий методический уровень организации и проведения уроков, нехватка спортивного инвентаря и оборудования в зале прежде всего выражается в неудовлетворенности учащихся занятиями, преждевременной усталости и ослаблении внимания, нежелании активно заниматься. Все это приводит к снижению общего уровня физической подготовленности учащихся, невыполнению учебных нормативов, снижению количества объема и качества выполняемой работы на уроке, падению интереса к занятиям и, как следствие, к плохой посещаемости уроков физической культуры [4].
Полноценное физическое развитие предполагает процесс физической подготовки, результатом которой является физическая подготовленность, достигнутая при выполнении двигательных действий, необходимых для освоения, или выполнения человеком профессиональной или спортивной деятельности. Физическая подготовленность характеризуется уровнем функциональных возможностей различных систем организма и развития основных физических качеств. Оценка уровня физической подготовленности осуществляется по результатам, показанным в специальных контрольных упражнениях на силу и выносливость [1].
Целью нашего исследования явилось выявление особенностей физического развития и физической подготовленности учащихся 9 классов общеобразовательных школ г. Ташкента.
Для достижения поставленной цели было организовано исследование с участием юношей 9 классов школы № 100 и № 26 г. Ташкента. Учащиеся школы № 100 занимались по экспериментальной методике, с использованием фитнес-программы, в то время как учащиеся школы № 26 занимались по традиционной методике. Общее количество испытуемых составило 34 человека. При проведении комплексных исследований использовали следующие методы: антропометрию (измерение окружности грудной клетки, длины и массы тела); кистевую динамометрию; пульсометрию. Кроме этого, регистрировали результаты в беге на 60м, 1000м, прыжках в длину с места, подтягивании на перекладине и сгибании и разгибании рук в упоре лежа. Для оценки степени соответствия массы испытуемых и их роста, вычисляли индекс массы тела (ИМТ). Полученные данные подвергались математической обработке для определения влияния различных факторов на физическое развитие учащихся. Вычисляли среднюю арифметическую величину, среднее квадратическое отклонение, ошибку средних арифметических, t-критерий достоверности Стьюдента, вероятность ошибки по таблице коэффициента Стьюдента [2].
Проанализируем показатели физической подготовленности и физического развития учащихся 9 классов по окончании педагогического эксперимента, представленные в таблице и на рисунке.
Средние показатели длины и массы тела у учащихся не имеют статистического различия (х=173,8±4,1 см и х=175,9±4,1 см при Р>0,05), это говорит об однородности контрольной и экспериментальной групп. Частота сердечных сокращений в покое у юношей школы № 100 в среднем составила (х=73,5±2,6 уд/мин). Этот показатель достоверно ниже, чем у учащихся школы № 26 (х=77,3±4,3 уд/мин) при Р<0,05. Данный фактор говорит о более экономичной работе сердца учащихся экспериментальной группы и как следствие более развитой сердечно-сосудистой системе организма. Об этом так же говорят достоверные различия показателей в беге на 60 и 1000 м (х=9,3±0,5 с, х=8,7±0,3 с и х=4:15±15.0 мин.с, х=4:00±16.5 мин.с соответственно, при Р<0,05).
Следует так же выделить статистическую достоверность различий средних показателей окружности грудной клетки на вдохе, выдохе и во время паузы. Вероятность ошибки достоверности этих различий не велика и составляет не более 1 %. Это говорит о том, что у юношей экспериментальной группы происходит активное развитие аппарата внешнего дыхания, увеличивается жизненная ёмкость лёгких и как следствие это приводит к увеличению окружности грудной клетки.
В силовых нормативах (подтягивание на перекладине и кистевая динамометрия) статистических различий не обнаружено (х=7±1,5 раз и х=8±1,4 раз при Р>0,05 в подтягивании) и (х=33,2±2,6 кг и х=34,6±3,0 кг при Р>0,05 в динамометрии кисти).
В скоростно-силовом показателе (прыжок в длину с места), достоверность различий между контрольной и экспериментальной группой очень высокая, с вероятностью ошибки не более 1 % (х=200,0±6,9 см и х=206,6±9,2 см при Р<0,01). В совокупности с показателем в беге на 60 м, можно с уверенностью утверждать, что скоростно-силовые качества учащихся экспериментальной группы выше, чем учащихся контрольной группы.
Проведенное исследование показателей физического развития и физической подготовленности учащихся старших классов позволяет педагогу рационально использовать и грамотно подбирать упражнения по признаку наибольшей эффективности для решения задач урока.
Позитивные изменения в показателях физической подготовленности и функционирования сердечно-сосудистой системы свидетельствуют о положительном влиянии внедренной комплексной фитнес-программы для учащихся 9 классов в процессе уроков по физическому воспитанию.
Экспериментальная методика проведения занятий с использованием фитнес-программы, содействует повышению эмоционального состояния, удовлетворенности от урока, желанию активно заниматься, улучшает настроение, самочувствие, тем самым способствует повышению интереса к уроку и посещаемости занятий.
Рис. График средних показателей физического развития и физической подготовленности учащихся школ № 26 и № 100 г. Ташкента по окончании педагогического эксперимента.
Таблица
Достоверность различий параметров физического развития и двигательной подготовленности учащихся 9 классов школ № 26 и № 100
Показатели |
Школа № 26 (n=17) |
Школа № 100 (n=17) |
m |
t |
P |
||||
x |
S |
x |
S |
||||||
Длина тела, см |
173,8 |
4,1 |
175,9 |
4,1 |
1,417 |
1,536 |
>0,05 |
||
Масса тела, кг |
67,8 |
5,0 |
65,4 |
5,8 |
1,865 |
1,325 |
>0,05 |
||
ЧСС в покое, уд\мин |
77,3 |
4,3 |
73,5 |
2,6 |
1,221 |
3,082 |
<0,05 |
||
Бег 60м, с |
9,3 |
0,5 |
8,7 |
0,3 |
0,133 |
4,24 |
<0,05 |
||
Бег 1000м, мин, с |
4:15 |
15.0 |
4:00 |
16.5 |
5,48 |
2,813 |
<0,05 |
||
Подтягивание, раз |
7 |
1,5 |
8 |
1,4 |
0,509 |
1,618 |
>0,05 |
||
Динамометрия кисти, кг |
правая |
33,2 |
2,6 |
34,6 |
3,0 |
0,953 |
1,419 |
>0,05 |
|
левая |
33,3 |
2,4 |
33,1 |
2,3 |
0,81 |
0,29 |
>0,05 |
||
Прыжок в длину с места, см |
200,0 |
6,9 |
206,6 |
9,2 |
2,791 |
2,361 |
<0,01 |
||
Отжимания, раз |
18,4 |
2,2 |
21,9 |
2,7 |
0,842 |
4,265 |
<0,05 |
||
Индекс массы тела, кг/м² |
22,5 |
1,5 |
21,1 |
1,4 |
0,489 |
2,809 |
<0,05 |
||
Окружность грудной клетки, см |
вдох |
81,3 |
4,2 |
84,6 |
2,3 |
1,172 |
2,811 |
<0,05 |
|
выдох |
75,5 |
4,0 |
78,2 |
2,6 |
1,152 |
2,299 |
<0,01 |
||
пауза |
78,2 |
4,1 |
81,3 |
2,4 |
1,141 |
2,733 |
<0,01 |
||
Примечание: n — количество учащихся;
x — средняя арифметическая величина;
S — среднее квадратическое отклонение;
m — средняя ошибка средних арифметических;
t — критерий достоверности Стьюдента;
P– вероятность ошибки по таблице коэффициента Стьюдента
Литература:
1. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 305–306
2. Денисова Л. В., Хмельницкая И. В., Харченко Л. А. Измерения и методы математической статистики в физическом воспитании и спорте: Учебное пособие для вузов. — К.: Олимп. л-ра, 2008. — 127 с.
3. Чудаева О. И. Спортивно-оздоровительная деятельность учащихся в структуре современной школы. Всероссийская научно-практическая конференция «Современные направления развития физической культуры, спорта и туризма», 29–30 нояб. 2011 г. Саранск, — 2012. — С. 243–245
4. Шиндина И. В., Пискунов А. В. Методические основы применения средств оздоровительной аэробики на уроках физической культуры у старшеклассниц. Всероссийская научно-практическая конференция «Современные направления развития физической культуры, спорта и туризма», 29–30 нояб. 2011 г. Саранск, — 2012. — С. 248–249