В статье рассматривается построение спортивной тренировки в годичном цикле, учитывая возрастно-квалификационную категорию спортсменок и их уровень подготовленности.
Ключевые слова: этап многолетней подготовки, периодизации, построение спортивной тренировки.
Постоянная эволюция методологии, теории и методики спортивной подготовки, приведшая к значительному росту спортивных результатов и ведущих параметров тренировочных программ, обеспечивающих их повышение, расширение и интенсификацию соревновательной практики, потребовала серьёзного совершенствования форм и принципов построения тренировочного процесса, выдвинула в качестве целевого ориентира для научного поиска идею оптимизации спортивной подготовки [5].
Обоснование и построение программ подготовки должно предполагать не только и не столько направленные на максимум задаваемые нагрузки, сколько получение запрограммированных двигательных действий и тренировочных эффектов срочного, отставленного и кумулятивного (устойчивого и долговременного) характера [1].
Последнее требует выявления ключевых факторов обеспечения высоких и стабильных спортивных результатов, с одной стороны, и наличия системы комплексного контроля за эффективной реализацией данных факторов в процессе спортивной подготовки — с другой.
Всё это имеет важное значение в спортивных играх, характеризующихся широчайшим диапазоном соревновательных состязаний-игр, определяющих необходимость специализации, в условиях включения в программу международных соревнований, предъявляющих высочайшие требования к проявлению специальной выносливости и её основным компонентам, специфической гармонии в развитии и реализации исполнительных, обеспечивающих и регулирующих звеньев в организме спортсменов.
Современный уровень спортивных достижений ставит перед специалистами проблему построения тренировки. Исходя из логики построения тренировочного процесса, основной её единицей в настоящее время выступают не малые циклы тренировки (микроциклы), а более длительные этапы подготовки. Рациональное построение таких этапов возможно при условии обоснования закономерностей долговременной адаптации организма спортсменок к тренировочным воздействиям.
Построение спортивной тренировки в годичном цикле учитывает возрастно-квалификационную категорию спортсменок и их уровень подготовленности. Специфика подготовки квалифицированных спортсменок по мини-футболу заключается как в общепедагогических, так и в специальных положениях, среди которых наиболее важные: этапность многолетней подготовки, ориентированной на взаимосвязь возрастной динамики нагрузок и результатов с перспективной целью и предполагающей преемственность тренирующих воздействий в этапах многолетней подготовки; специализированность тренировочных воздействий, определяющих подбор тренировочных средств, единство и соразмерность требований тренировочных и соревновательных нагрузок в сочетании с процессами восстановления, предполагающих целесообразную динамику тренирующих воздействий; индивидуализация тренировочного процесса, предполагающая построение тренировочных программ с ориентацией на максимальную реализацию индивидуальных способностей; реализация двигательного потенциала спортсменок с ориентацией на оптимальное соотношение уровней развития качеств и способностей на различных этапах многолетней подготовки [2].
Современная система подготовки спортсменок по мини-футболу является сложным, многофакторным явлением, включающим цели, задачи, средства, методы, организационные формы, материально-технические условия, обеспечивающие достижение спортсменками направленных спортивных показателей, а также организационно-педагогический процесс подготовки спортсменок к соревнованиям. Спортивная тренировка является составной частью системы подготовки спортсменок, которая представляет собой специализированный педагогический процесс, основанный на использовании физических упражнений с целью совершенствования качеств, способностей, сторон подготовленности, обеспечивающих спортсменкам достижение наивысших показателей в мини-футболе [4].
При построении спортивной тренировки различают комплексную и параллельную её форму.
В пользу комплексной организации тренировки свидетельствуют многочисленные экспериментальные данные прошлых лет, показавшие, что в этом случае достигается гармоничное и разностороннее развитие спортсменки, что реализация одних двигательных способностей благоприятно влияет на другие, что разносторонняя нагрузка улучшает силу, скорость и выносливость в большей степени, чем однонаправленное упражнение [3,4].
Применительно к спортсменкам высокого класса преимущества комплексной подготовки выглядят не столь убедительно, так как спортсменки экстра-класса обладают очень высоким уровнем специальной физической подготовленности. Существенно повысить этот уровень можно только за счёт сильных и относительно продолжительных тренировочных воздействий соответствующей направленности. Комплексная подготовка этого не обеспечивает. Она предлагает распределение объёма специальных нагрузок, которые не способны вызвать в организме глубокие адаптационные перестройки в необходимой направленности.
Для спортсменок высокого класса характерна ярко выраженная специфичность физической подготовленности. Комплексная тренировка в связи с её разносторонним воздействием на организм не может обеспечить условий, необходимых для её формирования. Кроме того при комплексной тренировке создаются предпосылки для возникновения отношений между процессом совершенствования отдельных систем организма, а также между тренировочным эффектом нагрузок различной направленности.
Спортсменкам высокой квалификации присуща тонкая и своевременная регуляция усилий при выполнении соревновательного упражнения. Объёмные компоненты нагрузки предусматривают одновременное совершенствование спортивной техники и специальной физической полготовленности, неизбежно приводят к общему функциональному утомлению организма и негативно влияют на качество этой регуляции [5].
В структуре круглогодичной подготовки спортсменов разной квалификации по периодизации выделяют 3 периода: подготовительный, соревновательный и переходный. Значительное увеличение тренировочных нагрузок привело сначала к уменьшению сроков переходного периода, а затем и его полной ликвидации у квалифицированных спортсменов. Совершенство методики тренировки в дальнейшем потребовало детализации и конкретизации этапов и периодов годичного цикла подготовки спортсменок специализирующихся по мини-футболу, в котором специалисты стали выделять мезоциклы, способствующие решению отдельных задач.
Современная структура годичного тренировочного цикла представляется так: подготовительный период при одинаковом годовом планировании подразделяется на два этапа: общеподготовительный и специально подготовительный [3,6].
Основная задача этого периода — создание фундамента для специальной подготовки спортсменок зимой. В этот период необходимо повышать уровень функциональных возможностей организма, развивать специальные физические качества с учётом особенностей вида спорта и совершенствовать длительные навыки и умения.
Соревновательный период начинается весной и заканчивается осенью последним соревнованием сезона. Он насыщен соревнованиями и контрольными тренировками. В зависимости от квалификации и стажа подготовки спортсмены могут участвовать в 20–40 соревнованиях.
Основная задача этого периода — повышение уровня специальной работоспособности, совершенствование технического и тактического мастерства.
В переходный период необходимо постепенно снижать тренировочные нагрузки. Обычно этот период начинается в июне и заканчивается в июле. Переходный период используется так же для лечения травм.
Спортивная тренировка — это подготовка к спортивным состязаниям, построенная в виде системы упражнений и представляющая собой, по сути педагогически организационный процесс управления развитием спортсмена (его спортивным совершенствованием) [6].
В содержание спортивной тренировки входят, хотя и не полностью, все основные стороны подготовки спортсмена: физическая, техническая, тактическая и специальная техническая.
В самом общем виде спортивную тренировку можно определить как основной компонент и основную форму подготовки спортсмена.
Таким образом, формирование уровня специальной подготовленности зависит от построения тренировочного процесса, единицей которого являются длительные этапы подготовки. Специфика подготовки квалифицированных спортсменок специализирующиеся по мини-футболу учитывает как общепедагогические, так и специальные положения: этапность, специализированность тренировочных воздействий. Индивидуальность тренировочного процесса, единство и соразмерность требований тренировочных и соревновательных нагрузок в сочетании с процессом восстановления.
Литература:
1. Айрапетьянц Л. Р., Годик М. А. Спортивные игры. -Т.: Ибн Сино, 1991.-156с.
2. Абрамова Т. Ф., Калинцев В. Н. Особенности адаптации высококвалифицированных спортсменов, специализирующихся в мини-футболе, на этапах годичного цикла подготовки // Моделирование спортивной деятельности в искусственно созданной среде: (материалы конф.). — М.: 1999. -С.246–250.
3. Волков Л. В. Теория и методика детского и юношеского спорта. -К: Олимпийская литература, 2002.-293с.
4. Крайнов А. Н. Теоретические аспекты моделирования учебно-тренировочного процесса девочек 11–12 лет в игре мини-футбол// Моделирование спортивной деятельности в искусственно созданной среде: (материалы конф.). — М.: 1999. — С.302–306.
5. Матвеев Л. П. К теории построения спортивной тренировки //Теория и практика физической культуры.-1991.-№ 12.-С.11–21.
6. Платонов В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. -К: Олимпийская литература, 1997.-583с.