Построение тренировочного процесса спортсменок высокой квалификации специализирующихся по мини-футболу | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №6 (65) май-1 2014 г.

Дата публикации: 02.05.2014

Статья просмотрена: 1080 раз

Библиографическое описание:

Эрдонов, О. Л. Построение тренировочного процесса спортсменок высокой квалификации специализирующихся по мини-футболу / О. Л. Эрдонов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 6 (65). — С. 855-857. — URL: https://moluch.ru/archive/65/10743/ (дата обращения: 15.11.2024).

В статье рассматривается построение спортивной тренировки в годичном цикле, учитывая возрастно-квалификационную категорию спортсменок и их уровень подготовленности.

Ключевые слова: этап многолетней подготовки, периодизации, построение спортивной тренировки.

Постоянная эволюция методологии, теории и методики спортивной подготовки, приведшая к значительному росту спортивных результатов и ведущих параметров тренировочных программ, обеспечивающих их повышение, расширение и интенсификацию соревновательной практики, потребовала серьёзного совершенствования форм и принципов построения тренировочного процесса, выдвинула в качестве целевого ориентира для научного поиска идею оптимизации спортивной подготовки [5].

Обоснование и построение программ подготовки должно предполагать не только и не столько направленные на максимум задаваемые нагрузки, сколько получение запрограммированных двигательных действий и тренировочных эффектов срочного, отставленного и кумулятивного (устойчивого и долговременного) характера [1].

Последнее требует выявления ключевых факторов обеспечения высоких и стабильных спортивных результатов, с одной стороны, и наличия системы комплексного контроля за эффективной реализацией данных факторов в процессе спортивной подготовки — с другой.

Всё это имеет важное значение в спортивных играх, характеризующихся широчайшим диапазоном соревновательных состязаний-игр, определяющих необходимость специализации, в условиях включения в программу международных соревнований, предъявляющих высочайшие требования к проявлению специальной выносливости и её основным компонентам, специфической гармонии в развитии и реализации исполнительных, обеспечивающих и регулирующих звеньев в организме спортсменов.

Современный уровень спортивных достижений ставит перед специалистами проблему построения тренировки. Исходя из логики построения тренировочного процесса, основной её единицей в настоящее время выступают не малые циклы тренировки (микроциклы), а более длительные этапы подготовки. Рациональное построение таких этапов возможно при условии обоснования закономерностей долговременной адаптации организма спортсменок к тренировочным воздействиям.

Построение спортивной тренировки в годичном цикле учитывает возрастно-квалификационную категорию спортсменок и их уровень подготовленности. Специфика подготовки квалифицированных спортсменок по мини-футболу заключается как в общепедагогических, так и в специальных положениях, среди которых наиболее важные: этапность многолетней подготовки, ориентированной на взаимосвязь возрастной динамики нагрузок и результатов с перспективной целью и предполагающей преемственность тренирующих воздействий в этапах многолетней подготовки; специализированность тренировочных воздействий, определяющих подбор тренировочных средств, единство и соразмерность требований тренировочных и соревновательных нагрузок в сочетании с процессами восстановления, предполагающих целесообразную динамику тренирующих воздействий; индивидуализация тренировочного процесса, предполагающая построение тренировочных программ с ориентацией на максимальную реализацию индивидуальных способностей; реализация двигательного потенциала спортсменок с ориентацией на оптимальное соотношение уровней развития качеств и способностей на различных этапах многолетней подготовки [2].

Современная система подготовки спортсменок по мини-футболу является сложным, многофакторным явлением, включающим цели, задачи, средства, методы, организационные формы, материально-технические условия, обеспечивающие достижение спортсменками направленных спортивных показателей, а также организационно-педагогический процесс подготовки спортсменок к соревнованиям. Спортивная тренировка является составной частью системы подготовки спортсменок, которая представляет собой специализированный педагогический процесс, основанный на использовании физических упражнений с целью совершенствования качеств, способностей, сторон подготовленности, обеспечивающих спортсменкам достижение наивысших показателей в мини-футболе [4].

При построении спортивной тренировки различают комплексную и параллельную её форму.

В пользу комплексной организации тренировки свидетельствуют многочисленные экспериментальные данные прошлых лет, показавшие, что в этом случае достигается гармоничное и разностороннее развитие спортсменки, что реализация одних двигательных способностей благоприятно влияет на другие, что разносторонняя нагрузка улучшает силу, скорость и выносливость в большей степени, чем однонаправленное упражнение [3,4].

Применительно к спортсменкам высокого класса преимущества комплексной подготовки выглядят не столь убедительно, так как спортсменки экстра-класса обладают очень высоким уровнем специальной физической подготовленности. Существенно повысить этот уровень можно только за счёт сильных и относительно продолжительных тренировочных воздействий соответствующей направленности. Комплексная подготовка этого не обеспечивает. Она предлагает распределение объёма специальных нагрузок, которые не способны вызвать в организме глубокие адаптационные перестройки в необходимой направленности.

Для спортсменок высокого класса характерна ярко выраженная специфичность физической подготовленности. Комплексная тренировка в связи с её разносторонним воздействием на организм не может обеспечить условий, необходимых для её формирования. Кроме того при комплексной тренировке создаются предпосылки для возникновения отношений между процессом совершенствования отдельных систем организма, а также между тренировочным эффектом нагрузок различной направленности.

Спортсменкам высокой квалификации присуща тонкая и своевременная регуляция усилий при выполнении соревновательного упражнения. Объёмные компоненты нагрузки предусматривают одновременное совершенствование спортивной техники и специальной физической полготовленности, неизбежно приводят к общему функциональному утомлению организма и негативно влияют на качество этой регуляции [5].

В структуре круглогодичной подготовки спортсменов разной квалификации по периодизации выделяют 3 периода: подготовительный, соревновательный и переходный. Значительное увеличение тренировочных нагрузок привело сначала к уменьшению сроков переходного периода, а затем и его полной ликвидации у квалифицированных спортсменов. Совершенство методики тренировки в дальнейшем потребовало детализации и конкретизации этапов и периодов годичного цикла подготовки спортсменок специализирующихся по мини-футболу, в котором специалисты стали выделять мезоциклы, способствующие решению отдельных задач.

Современная структура годичного тренировочного цикла представляется так: подготовительный период при одинаковом годовом планировании подразделяется на два этапа: общеподготовительный и специально подготовительный [3,6].

Основная задача этого периода — создание фундамента для специальной подготовки спортсменок зимой. В этот период необходимо повышать уровень функциональных возможностей организма, развивать специальные физические качества с учётом особенностей вида спорта и совершенствовать длительные навыки и умения.

Соревновательный период начинается весной и заканчивается осенью последним соревнованием сезона. Он насыщен соревнованиями и контрольными тренировками. В зависимости от квалификации и стажа подготовки спортсмены могут участвовать в 20–40 соревнованиях.

Основная задача этого периода — повышение уровня специальной работоспособности, совершенствование технического и тактического мастерства.

В переходный период необходимо постепенно снижать тренировочные нагрузки. Обычно этот период начинается в июне и заканчивается в июле. Переходный период используется так же для лечения травм.

Спортивная тренировка — это подготовка к спортивным состязаниям, построенная в виде системы упражнений и представляющая собой, по сути педагогически организационный процесс управления развитием спортсмена (его спортивным совершенствованием) [6].

В содержание спортивной тренировки входят, хотя и не полностью, все основные стороны подготовки спортсмена: физическая, техническая, тактическая и специальная техническая.

В самом общем виде спортивную тренировку можно определить как основной компонент и основную форму подготовки спортсмена.

Таким образом, формирование уровня специальной подготовленности зависит от построения тренировочного процесса, единицей которого являются длительные этапы подготовки. Специфика подготовки квалифицированных спортсменок специализирующиеся по мини-футболу учитывает как общепедагогические, так и специальные положения: этапность, специализированность тренировочных воздействий. Индивидуальность тренировочного процесса, единство и соразмерность требований тренировочных и соревновательных нагрузок в сочетании с процессом восстановления.

Литература:

1.      Айрапетьянц Л. Р., Годик М. А. Спортивные игры. -Т.: Ибн Сино, 1991.-156с.

2.      Абрамова Т. Ф., Калинцев В. Н. Особенности адаптации высококвалифицированных спортсменов, специализирующихся в мини-футболе, на этапах годичного цикла подготовки // Моделирование спортивной деятельности в искусственно созданной среде: (материалы конф.). — М.: 1999. -С.246–250.

3.      Волков Л. В. Теория и методика детского и юношеского спорта. -К: Олимпийская литература, 2002.-293с.

4.      Крайнов А. Н. Теоретические аспекты моделирования учебно-тренировочного процесса девочек 11–12 лет в игре мини-футбол// Моделирование спортивной деятельности в искусственно созданной среде: (материалы конф.). — М.: 1999. — С.302–306.

5.      Матвеев Л. П. К теории построения спортивной тренировки //Теория и практика физической культуры.-1991.-№ 12.-С.11–21.

6.      Платонов В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. -К: Олимпийская литература, 1997.-583с.

Основные термины (генерируются автоматически): спортивная тренировка, тренировочный процесс, спортивная подготовка, возрастно-квалификационная категория спортсменок, годичный цикл, длительный этап подготовки, комплексная подготовка, комплексная тренировка, основная задача, переходный период.


Ключевые слова

этап многолетней подготовки, периодизации, построение спортивной тренировки., построение спортивной тренировки

Похожие статьи

Факторная структура подготовленности спортсменок высокой квалификации по мини-футболу

В статье рассматривается факторная структура как базис проектирования целенаправленной индивидуальной и специальной подготовки спортсменок высокой квалификации по мини-футболу.

Использование моделированных тренировочных средств в системе подготов-ки спринтеров

В данной статье рассматривается проведение тренировок у спринтеров в моделированных соревновательных условиях, охарактеризованы преимущества и отрицательные аспекты моделирования тренировочных средств. Особый акцент сделан на приучение спринтера к ус...

Воспитание силовых качеств у дискоболов юношей на этапе начальной специализации

В данной статье рассматриваются варианты развития силовых способностей дискоболов юношей, направленные на оптимизацию результатов в соревновательном периоде подготовки. Приведены результаты исследования, подтверждающие эффективность предлагаемых спос...

Определение научно-обоснованных средств для занятий футболом студентов отделения спортивного совершенствования

В статье рассматриваются зависимости между параметрами физического развития, специальной, физической подготовленности студентов занимающихся футболом в отделении спортивного совершенствования.

Силовая подготовка юношей, специализирующихся в метании диска

В данной статье рассматриваются различные методики развития силы у дискоболов юношей на этапе начальной специализации. Приводится комплекс упражнений для развития силы.

Оценка уровня двигательной подготовленности в восточных единоборствах

В представленной статье описана методика тестирования и оценки отдельных компонентов двигательной подготовленности спортсменов. Рассмотрена направленность видов подготовки: общей физической подготовки, специальной физической подготовки и специально-д...

Изменение параметров интегральной подготовленности студентов в процессе занятий спортивно-ориентированным физическим воспитанием по мини-футболу

В статье приводятся параметры и анализируются результаты сравнительного педагогического эксперимента по использованию технологии спортивно-организованного физического совершенствования студентов на основе мини-футбола с участием в соревнованиях любит...

Специализированный программно-аппаратный комплекс «Омега-С» как средство информационно-коммуникационной технологии подготовки футболистов высокой квалификации

В статье анализируются исследования физического состояния футболистов высокой квалификации.

Основы планирования физической нагрузки на занятиях по мини-футболу

В статье рассмотрены теоретические основы планирования физической нагрузки тренером. В частности, в статье рассмотрено понятие планирования, виды планирования, периоды, которые принято выделять в годичном цикле; информация предоставлена с учетом спец...

Воспитание гибкости у спортсменов, занимающихся мини-футболом, на этапе начальной подготовки

В статье рассматривается значимость и актуальность воспитания гибкости у спортсменов, занимающихся мини-футболом, на этапе начальной подготовки, приводятся результаты исследования включения в тренировочный процесс упражнений, направленных на воспитан...

Похожие статьи

Факторная структура подготовленности спортсменок высокой квалификации по мини-футболу

В статье рассматривается факторная структура как базис проектирования целенаправленной индивидуальной и специальной подготовки спортсменок высокой квалификации по мини-футболу.

Использование моделированных тренировочных средств в системе подготов-ки спринтеров

В данной статье рассматривается проведение тренировок у спринтеров в моделированных соревновательных условиях, охарактеризованы преимущества и отрицательные аспекты моделирования тренировочных средств. Особый акцент сделан на приучение спринтера к ус...

Воспитание силовых качеств у дискоболов юношей на этапе начальной специализации

В данной статье рассматриваются варианты развития силовых способностей дискоболов юношей, направленные на оптимизацию результатов в соревновательном периоде подготовки. Приведены результаты исследования, подтверждающие эффективность предлагаемых спос...

Определение научно-обоснованных средств для занятий футболом студентов отделения спортивного совершенствования

В статье рассматриваются зависимости между параметрами физического развития, специальной, физической подготовленности студентов занимающихся футболом в отделении спортивного совершенствования.

Силовая подготовка юношей, специализирующихся в метании диска

В данной статье рассматриваются различные методики развития силы у дискоболов юношей на этапе начальной специализации. Приводится комплекс упражнений для развития силы.

Оценка уровня двигательной подготовленности в восточных единоборствах

В представленной статье описана методика тестирования и оценки отдельных компонентов двигательной подготовленности спортсменов. Рассмотрена направленность видов подготовки: общей физической подготовки, специальной физической подготовки и специально-д...

Изменение параметров интегральной подготовленности студентов в процессе занятий спортивно-ориентированным физическим воспитанием по мини-футболу

В статье приводятся параметры и анализируются результаты сравнительного педагогического эксперимента по использованию технологии спортивно-организованного физического совершенствования студентов на основе мини-футбола с участием в соревнованиях любит...

Специализированный программно-аппаратный комплекс «Омега-С» как средство информационно-коммуникационной технологии подготовки футболистов высокой квалификации

В статье анализируются исследования физического состояния футболистов высокой квалификации.

Основы планирования физической нагрузки на занятиях по мини-футболу

В статье рассмотрены теоретические основы планирования физической нагрузки тренером. В частности, в статье рассмотрено понятие планирования, виды планирования, периоды, которые принято выделять в годичном цикле; информация предоставлена с учетом спец...

Воспитание гибкости у спортсменов, занимающихся мини-футболом, на этапе начальной подготовки

В статье рассматривается значимость и актуальность воспитания гибкости у спортсменов, занимающихся мини-футболом, на этапе начальной подготовки, приводятся результаты исследования включения в тренировочный процесс упражнений, направленных на воспитан...

Задать вопрос