Немаловажным условием развития малого и среднего бизнеса в республике является наличие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства как на уровне Республики Коми, так и на муниципальном уровне. Предназначение инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства заключается в оказании поддержки бизнесу на разных стадиях его развития преимущественно на бесплатной (льготной) основе. Основными видами поддержки, реализуемыми организациями инфраструктуры, должны стать финансовая, консультационная и информационная поддержка.
Основные направления реализации государственной политики в сфере развития малого и среднего предпринимательства связаны как с необходимостью повышения конкурентоспособности данной сферы в целом, так и отдельных аспектов ее деятельности. В соответствии с установленными направлениями разрабатываются конкретные меры развития и поддержки малого и среднего предпринимательства и определяются механизмы их реализации [1].
Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в отраслевом ракурсе формируется на основе приоритетных видов деятельности, определенных на долгосрочную перспективу. При этом преимущественная поддержка будет оказываться малому и среднему бизнесу в инновационной сфере, созданному, в том числе, на базе высших учебных заведений и научных учреждений республики. Отдельным аспектом развития малого предпринимательства должно стать развитие народно-художественного промысла и ремесленничества. По своему содержанию данный вид деятельности малого предпринимательства имеет самобытный и художественный характер, который направлен на позиционирование Республики Коми и сохранение индивидуального творческого подхода к своему ремеслу. Предпосылкой для реализации государственной политики в сфере развития малого и среднего предпринимательства должно стать создание положительного имиджа предпринимательства. Пропаганда добросовестной предпринимательской деятельности, формирование миссии малого и среднего предпринимательства в социально-экономическом развитии республики как достойной и общественно полезной деятельности является необходимым условием реализации государственной политики в сфере развития малого и среднего предпринимательства. Решение поставленной задачи во многом будет способствовать стимулированию потенциально возможных предпринимателей, особенно находящихся в «социальной группе риска» (женщины, молодежь, уволенные военнослужащие, безработные и др.), к созданию своего бизнеса [2].
Развитие кадрового потенциала малого и среднего предпринимательства является залогом реализации государственной политики в сфере малого и среднего предпринимательства и необходимым фактором для успешного становления и развития бизнеса. Повышение уровня менеджмента предпринимателей и профессионального мастерства их наемных работников должно осуществляться как с учетом востребованности предпринимателей в тех или иных формах и программах обучения, так по принципу «опережающего обучения», направленного на предупреждение потребностей предпринимателей в тех или иных знаниях. Образовательные программы должны соответствовать целевой аудитории слушателей и обеспечивать максимальный уровень обучения в рамках установленных образовательных часов [3].
Немаловажным условием развития малого и среднего бизнеса в республике является наличие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства как на уровне Республики Коми, так и на муниципальном уровне. Предназначение инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства заключается в оказании поддержки бизнесу на разных стадиях его развития преимущественно на бесплатной (льготной) основе. Основными видами поддержки, реализуемыми организациями инфраструктуры, должны стать финансовая, консультационная и информационная поддержка [4].
В соответствии с утверждённым регламентом работы в 2012 году было проведено 4 заседания Координационного совета по малому и среднему предпринимательству при Правительстве Республики Коми [5].
В ходе заседаний были приняты решения по вопросам перспективного развития малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований республики, по проблемам развития инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, проанализированы и приняты решения по ситуациям в связи с применением принятых законодательных и нормативных актов в сфере малого и среднего предпринимательства.
В 2012 году в Республике Коми в сфере малого и среднего предпринимательства приняты:
- распоряжение Правительства РК от 16.02.2012 № 34-р о Концепции развития малого и среднего предпринимательства в Республике Коми на период до 2020 года;
- распоряжение Правительства РК от 05.08.2012 № 315-р об Основных направлениях развития народных художественных промыслов и ремесел в Республике Коми на период до 2020 года;
- постановление Правительства РК от 20.04.2012 № 156 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Коми от 14 сентября 2010 г. № 262 «О долгосрочной республиканской целевой программе «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Коми (2011–2012 годы)» и в постановление Правительства Республики Коми от 20 декабря 2011 г. № 450 «О мерах по реализации Закона Республики Коми «О республиканском бюджете Республики Коми на год»;
- постановление Правительства РК от 23.05.2012 № 205 «О внесении изменений в некоторые решения Правительства Республики Коми и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Коми»;
- постановление Правительства РК от 26.09.2012 № 411 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Коми от 14 сентября 2010 г. № 262 «О долгосрочной республиканской целевой программе «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Коми (2011–2012 годы)»;
- постановление Правительства РК от 07.12.2012 № 545 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Коми от 14 сентября 2010 г. № 262 «О долгосрочной республиканской целевой программе «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Коми (2011–2012 годы)»;
- Закон Республики Коми от 05.12.2012 № 134-РЗ «О внесении изменений в Закон Республики Коми «Об установлении ставки налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения для отдельных категорий налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов».
Принято 46 приказов Министерства экономического развития Республики Коми, связанных с реализацией долгосрочной республиканской целевой программе «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Коми (2011–2012 годы)» в 2012 году.
В 2012 году в рамках долгосрочной республиканской целевой программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Коми (2011–2012 годы)» реализованы мероприятия в сфере финансовой, кадровой, информационной, консультационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, поддержки организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и поддержки муниципальных (межмуниципальных) программ развития малого и среднего предпринимательства.
По итогам на 01.01.2013 года государственная финансовая поддержка оказана на сумму 65,0 млн. руб., в том числе 45,1 млн. руб. за счет средств республиканского бюджета Республики Коми и 19,9 млн. рублей — из средств федерального бюджета.
Финансовую поддержку получили 234 субъекта малого и среднего предпринимательства.
На реализацию мероприятий по оказанию кадровой поддержки 480 субъектам малого и среднего предпринимательства и гражданам, желающим организовать собственное дело, в 2012 году выделены средства в общем объеме 2662,5 тыс. рублей, в том числе:
- за счет средств республиканского бюджета Республики Коми — 1272,5 тыс. рублей;
- за счет субсидии из федерального бюджета — 1390,0 тыс. рублей.
Проведено 3 мастер-класса: «Современные технологии изготовления изделий народных промыслов и ремёсел из бересты», Мастер-класс по парикмахерскому искусству, Мастер-класс по традиционному узорному вязанию. Общее количество участников мастер-классов составило 139 субъектов малого и среднего предпринимательства.
Проведено 16 обучающих семинаров ГУП Республики Коми «Бизнес- инкубатор», в том числе:
- 6 семинаров по 72-часовой образовательной программе «Основы предпринимательской деятельности»;
- 7 семинаров по 1 10-часовой образовательной программе «Менеджмент в малом и среднем бизнесе»;
- 2 семинара по 50-часовой образовательной программе «Возможности участия субъектов малого предпринимательства в системе государственного, муниципального заказа и в торгах корпоративных участников»;
- 1 семинар по 50-часовой образовательной программе «Технологии продвижения инноваций в малом и среднем бизнесе (опыт Финляндии)».
Общее количество участников семинаров составило 337 субъектов малого предпринимательства и граждан, желающих организовать собственное дело.
В рамках Программы велось информационное сопровождение и обеспечение функционирования в сети «Интернет» специализированного интернет-портала малого бизнеса — www.mbrk.ru. В 2012 году создана новая редакция сайта специализированного интернет-портала малого и среднего бизнеса — www.mbrk.ru.
По итогам 2012 г. было зафиксировано 37952 посетителя и 57471 просмотров материалов сайта. Среднесуточная посещаемость сайта за 2012 год — 115 посетителей.
Состоялось 18 выпусков телепередач «Такой большой малый бизнес» на Коми республиканском телевизионном канале («Юрган») и 9 выпусков материалов в республиканских печатных средствах массовой информации по тематике малого и среднего предпринимательства.
В порядке имущественной поддержки в 2012 году по итогам конкурсного отбора бизнес-планов проектов 8 субъектов малого предпринимательства получили право на использование офисных и производственных площадей государственного унитарного предприятия Республики Коми «Республиканское предприятие «Бизнес-инкубатор» на условиях льготной арендной платы.
Продолжила свою работу, созданная в рамках Программы, Консультационная приемная для предпринимателей Республики Коми, с использованием дистанционного Интернет-консультирования («Скорая консультационная помощь»). Оказано 424 консультаций предпринимателям и гражданам, желающим открыть свое дело.
В целях создания условий по развитию межрегионального сотрудничества и внешнеэкономической деятельности посредством обеспечения консультационных услуг в Республике Коми обеспечена деятельность регионального информационно-аналитического центра Евро Инфо Корреспондентский центр — Республика Коми (далее — Евро Инфо Корреспондентский центр).
В 2012 году специалистами центра проведено 524 консультаций по вопросам предпринимательской деятельности, 108 консультаций субъектам малого и среднего предпринимательства осуществляющим и 163 планирующим ведение экспортно-импортных операций, оказано 27 маркетинговых услуг, проведено 27 презентаций деятельности центра.
В 2012 году из средств республиканского бюджета Республики Коми предоставлены субсидии на возмещение части расходов, понесенных организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, и связанных с обеспечением их деятельности, в объеме 260,6 тыс. руб.
В декабре 2012 года было создано ОАО «Микрофинансовая организация Республики Коми», единственным учредителем которой от имени Республики Коми выступило Агентство Республики Коми по управлению имуществом. Главная цель деятельности организации — это обеспечение доступа малых и средних предприятий и организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, посредством предоставления им займов. В качестве вклада в уставный капитал общества Республикой Коми были внесены денежные средства в размере 18,985 млн. рублей, в том числе 14,8 млн. руб. за счет субсидии из федерального бюджета, предоставленной Республике Коми на реализацию мероприятия государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства «Содействие развитию микрофинансирования».
В рамках поддержки муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства 15 муниципальных образований Республики Коми получили право на софинансирование муниципальных программ развития и поддержки малого и среднего предпринимательства, в том числе: городские округа «Инта», «Воркута», «Сыктывкар»: муниципальные районы «Печора», «Сосногорск», «Сыктывдинский», «Сысольский», «Койгородский», «Усть-Цилемский», «Прилузский», «Усть- Куломский», «Княжпогостский», «Усть-Вымский»; городские поселения «Жешарт» и «Емва».
В порядке софинансирования мероприятий муниципальных программ развития предпринимательства в 2012 году было направлено 36 837,8 тыс. руб., в т. ч. 7,9 млн. руб. за счет средств республиканского бюджета Республики Коми и 28,8 млн. руб. за счет средств федеральных субсидий.
Объем финансирования Программы в 2012 году составил 119,4 миллиона рублей, в том числе: 65,8 миллионов рублей за счет средств республиканского бюджета Республики Коми и 53,6 миллионов рублей за счет средств федеральной субсидии.
По итогам года средства республиканского бюджета, предусмотренные на реализацию программных мероприятий в 2012 году, были освоены в объёме 65,4 млн. руб., что составило 99,3 % от планового показателя. Освоение средств федеральной субсидии составило 52,2 млн. руб. или 97,5 % от привлеченных средств.
В 2012 году произошло снижение количества занятых в организациях малого и среднего предпринимательства, что не повлияло на изменение темпов роста оборота малых и средних организаций.
Результативность внедрения программ государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Республике Коми высокая, что подтверждается расчетами, основанными на государственных методиках определения результативности. Однако государственную поддержку получают далеко не все предприниматели, нуждающиеся в таковой. Отбор претендентов на получение государственной помощи осуществляется на основании предоставленных бизнес-планов проектов, которые зачастую не отражают всей действительности, а также приоритетными остаются проекты, направленные на поддержание традиционных национальных ценностей коми народа. Возможно, было бы правильнее разделять проекты в зависимости от значимости для экономики Республики Коми и выделять отдельно проекты, направленные на поддержание народных ремесел.
Литература:
1. Оганесян Т. По завету Кампанеллы // Эксперт. — 2010. –№ 12. — с. 88–92.
2. Александрова E. H., Рындина И. В. Инновационный фактор национальной и региональной конкурентоспособности региона // Региональная экономика: теория и практика. — 2010. — № 4. — с.11–21.
3. Гурков И. Авраамова Е., Тубалов В. Конкурентоспособность и инновационность российских промышленных предприятий // Вопросы экономики. — 2011. — N 2. — с.40–52.
4. Виноградова А. Концепция региональной инновационной системы // Экономика и управление. — 2011. — № 5. — с.81–87.
5. Распоряжение Правительства РФ от 06.07.2006 N 977-р «О Концепции Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007–2012 годы» // СЗ РФ. — 2006. — N 29. — ст. 3258.
6. Республика Коми в цифрах: Краткий статистический сборник / Комистат. — Сыктывкар, 2013 // http://komi.gks.ru/
7. Ромашова Т. В., Михалева Г. В. К вопросу о государственной поддержке малого бизнеса в Республике Коми // Гуманитарные исследования. — 2010. — № 8. — С.11–17
8. Ромашова Т. В., Щербина Е. Д. Исследование состояния малого и среднего бизнеса в Республике Коми // Гуманитарные исследования. — 2011. — № 10. — С. 39–47
9. Ромашова Т. В., Артеева З. А. Направления государственного регулирования и формы поддержки бизнеса в РК // Гуманитарные исследования. — 2013. — № 14. — С.3–6.