Обучение — это вид деятельности по приобретению, усвоению знаний, умений, навыков, нахождение решений учебных задач на практике и теории. Говоря о младших школьниках, нужно отметить, что учебная деятельность для них является ведущей. По утверждению психологов, учебно-познавательная мотивации у младших школьников происходит стихийно. Что же нужно сделать для того, чтобы ребенок был заинтересован в учебе?
Для того, чтобы учебная деятельность была успешной, нужно создавать мотивацию через эмоциональный интерес, заинтересованность ребенка. Преимущество нужно отдавать внутренней мотивации, то есть ребенок должен понимать, что если будешь интересен другим людям, то сможешь достичь всего. Внешняя же мотивация должна лишь дополнять внутреннюю (получить оценку). Становление мотивации и познавательной активности школьников, является важнейшим фактором повышения их успешности в школе. К эффективности обучения относится учебная успешность школьников, и это можно рассматривать как эффективность учебно — познавательной деятельности учащихся.
Мотивация школьника проявляется в учебном процессе. Мотивация связана с большим количеством различных побуждений: мотивов, потребностей, интересов, целей, установок, обуславливающих проявление учебной активности и стремление участвовать в школьной жизни. Познавательная мотивация школьника непосредственно связана с деятельностью педагога, который в свою очередь решает следующие задачи:
- изучение личности и его мотивации, определение условий и факторов, влияющих на её формирование;
- выявление педагогических условий, влияющих на развитие мотивационной сферы личности школьников;
- владение приёмами организации учебной деятельности школьников, способствующих формированию мотивационной сферы личности.
Учебная успешность — это ежедневный труд, ежедневная оценка учебных достижений, а также качество и способы умственной работы (активность, напряжённость, темпы, длительность, систематичность, соотношение ориентировочных и исполнительских действий.). Следует отметить, что одни школьники быстро и легко достигают высоких результатов в учении, другие — медленно, а некоторые вовсе не могут с ними справиться. Это связано с индивидуальностью личности, психическим состоянием при овладении учебно-познавательной деятельности. Обычно говорят о таких свойствах психического развития человека, как его обучаемость или воспитуемость, под которыми имеют в виду приобретенную под влиянием образования, обучения и воспитания внутреннюю готовность к различным психологическим перестройкам и преобразованиям в соответствии с новыми программами последующего обучения и воспитания.
Обучение и воспитание становятся важнейшими условиями и факторами дальнейшего становления человека и формирования его как личности и субъекта деятельности.
Говоря о факторах, определяющую учебную успешность, можно отметить следующие: социологический, психологический и педагогический.
Социологический блок — это социальные и социально-демографические факторы: социальное положение и происхождение, место жительства, уровень и качество школьной подготовки, половые и возрастные различия.
К психологическим факторам относят интеллект, учебную мотивацию, общие и специальные способности, обучаемость и воспитуемость, индивидуальный стиль деятельности, психологический склад учащегося.
Педагогические факторы, обусловливающих успешность обучения, позволяют выявить слабые места в системе образовательного процесса, позволяет устранить трудности, с которыми сталкиваются школьники в период обучения.
Обратив внимание на исследования многих педагогов и психологов, можно сказать о том, что слабоуспевающими становятся те школьники, которые имеют более низкую мотивацию, психологические проблемы, причем, чем они больше, тем заметнее разрыв обнаруживается между успеваемостью в детском саду и школе. Вывод, который можно сделать на основании вышеизложенного заключается в следующем:
- дошкольная подготовка и успеваемость в школе находится в прямой зависимости
- средняя оценка успеваемости обладает довольно высокой прогнозирующей функцией относительно уровня будущей успеваемости обучаемых.
Учебная успешность школьников имеет психологическую и педагогическую обусловленность. В группы психологических факторов входят индивидуальные особенности мотивации, интеллекта, а также характеристики собственно учебной деятельности. В качестве педагогических факторов выступают различные аспекты организации учебного процесса в школе. Какие же условия способствуют развитию познавательного интереса?
1. Если ученик ищет и открывает новые знания, решает сложные задачи проблемного характера — это способствует развитию познавательного интереса, любви к изучаемому предмету и к самому процессу умственного труда.
2. Учащийся должен понимать нужность, важность, целесообразность изучения предмета в целом и отдельных его разделов. Это проявляет интерес.
3. Новый материал должен быть связан с раннее усвоенными умениями и навыками. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся.
4. Обучение должно быть посильным для ребенка.
5. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника (в том числе им самим, обучающими устройствами), тем интереснее ему работать.
6. Позитивная психологическая атмосфера урока-стимулирование познавательного процесса.
7. Чем младше ребёнок, тем больше материал должен подаваться в образной форме.
8. Обучение должно сочетаться с творчеством.
9. Дети должны верить в успех своей работы. На уроке должна присутствовать ситуация успеха.
При обучении в школе, учителя стараются развить у учащихся самостоятельность, управление своей деятельностью. Практика показала, что этого недостаточно. Ребенок не может объективно ощенить свои возможности в процессе учебной деятельности.
Полученные при анализе оценок школьников своих возможностей в организации собственной учебной деятельности, показали, что уровень их самоорганизации, определенный по пятибалльной шкале, составил в среднем 2,5 балла. Сопоставление показателей уровня самоорганизации школьников с различной успешностью позволило установить, что самооценка уровня самоорганизации у более успешных школьников выше, чем у слабоуспевающих примерно на 0,5–0,7 балла.
Можно предположить, что учебная успешность напрямую зависит от уровня учебной самоорганизации и от различных способностях школьников к самоуправлению.
Ко второму году обучения все школьники практически адаптированы к новым условиям, но различия в учебной успешности продолжают оставаться и число слабоуспевающих учащихся не уменьшается. Причины тому, вероятно, следует искать в системе субъективных факторов, особое значение среди которых должны иметь особенности учебной мотивации школьников и их интеллекта.
Учебная мотивация сильных школьников направлена в большой степени на достижение конечных целей учебной деятельности, что способствует формированию у них более высокой устойчивости. У слабых школьников учебные мотивы не смещены на цель, они направлены на текущие условия учебной деятельности, носят более ситуативный характер, не могут оказывать положительного влияния ни на формирование высокого уровня учебной активности и самоорганизации, ни на учебную успешность в целом
Показательными для выявления роли мотивации в учебной дельности являются результаты, отражающие особенности отношения к различным учебным дисциплинам сильных и слабых школьников.
Анализируя вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что учебная деятельность сильных школьников протекает на более высоком положительном мотивационном фоне, определяющем как особенности самой учебной деятельности, так и ее результатов.
¾ Чем же связана психологические, педагогические показатели с учебной успешностью? Одинакова или различна мотивация у слабых и сильных школьников? Психологи доказали, что академическая успеваемость слабых обучаемых непосредственно связана с уровнем организации учебного процесса и самоорганизации, а также степенью их учебной активности. Итак, основные пути повышения эффективности обучения, учащихся это: в группе сильных школьников успеваемость может быть повышена на основе управления мотивационной сферой; на основе самостоятельной работой.
В группе слабых обучаемых в первые годы обучения повышение успеваемости может быть достигнуто на основе совершенствования различных сторон учебного процесса.
Литература:
1. Кукушкин В. С., Болдырева — Варакина А. В. Педагогика начального образования/ Под общ. Ред. В. С. Кукушкина — Москва: ИКЦ “МарТ”, Ростов на Дону: Издательский центр “МарТ”, 2005.
2. Головастикова П. М. “Как сделать учение увлекательным” — журнал “Начальная школа”, 2006 год, № 2, стр.30.
3. Фролова Н. А. “Приёмы активного мотивированного овладения учащимися системой знаний и способами деятельности”, журнал “Начальная школа”, 2006, № 2, стр.50.