В статье приведено исследование интегральной подготовленности студентов, занимающихся мини-футболом в техническом вузе.
Ключевые слова: физическое воспитание, физическая подготовленность, студенты, мини-футбол.
В 2009–2010 учебном году проведено исследование морфофункциональных показателей, физической подготовленности, соревновательной деятельности по мини-футболу студентов в техническом вузе.
Для оценки морфофункциональных данных использовались: длина тела, масса тела, сила правой и левой кистей, становая тяга, специальной и физической подготовленности: бег на 10м, повторный бег 3х50м, прыжки в длину с места, пятикратный прыжок, подтягивание на высокой перекладине, вертикальный прыжок вверх.
Таблица 1
Средние показатели нормативов по физической подготовленности студентов (n=30)
№ |
Статистические показатели |
Длина тела, см |
Масса тела, кг |
Динамо-метрия |
Становая тяга, кг |
Повторный бег 3×50, сек |
Прыжки вверх с места, см |
Прыжки в длину с места, см |
Пятикратный прыжок, м |
Подтягивание, кол-во |
Бег 10м, сек |
|
сила правой кисти, кг |
сила левой кисти, кг |
|||||||||||
1. |
179 |
70 |
40 |
36 |
197 |
22,82 |
43 |
237 |
10,98 |
10,0 |
1,81 |
|
2. |
1,1 |
1,2 |
1,6 |
2,0 |
4,6 |
0,1 |
1,2 |
3,0 |
0,1 |
0,5 |
0,01 |
|
3. |
0,6 |
1,7 |
4,1 |
5,5 |
2,3 |
0,4 |
2,7 |
1,3 |
1,1 |
5,3 |
1,1 |
|
4. |
15 |
17 |
14 |
16 |
13 |
15 |
17 |
17 |
17 |
14 |
18 |
В среднем длина тела составила (179±1,1 см). Больше этой величины оказалось у 41,3 % студентов, меньше — 58,7 %. Сила правой кисти составила в среднем (40±1,6кг), левой (36±2,0 кг) и становая 197±4,6кг. В силовых показателях параметры ниже результатов студентов стран СНГ, а в данных физического развития, длина тела и масса предпочтительнее у юношей ТУИТ [1,2].
При оценке данных прыжка вверх с места 50 % студентов показывают результат выше средней величины 43±1,2см и в беге на 10м меньше среднего показателя 1,81±0,01с. у 50 % испытуемых. Студенты по результатам вертикального прыжка набирают только 5 баллов из 10, 6 баллов в беге на 10м. В контрольном испытании прыжок в длину с места у юношей, 40 % показывает результат ниже средней величины и 60 % больше. Он имеет достаточно высокий ранг влияния — R=17.
Практически такие же результаты и в тесте «пятикратный прыжок». У 48 % студентов он меньше, а у 52 % более чем средний результат (10,98±0,1м).
Соревновательная деятельность студентов при игре в мини-футбол оценивалась по данным: двигательной активности, общего количества передач мяча, общего количества технико-тактических действий (ТТД), их эффективности и значимости.
За матч студенты выполняют 1601 ТТД. В футболе за игру спортсмены исполняют 800–900 ТТД, в течении 50–55 минут чистого времени. Таким образом в процессе игровой деятельности за 40 минут чистого времени выполняют значительно больше ТТД в мини-футболе.
Общее количество индивидуальных действий составило 83,7±1,5 при 76,8±5,6 % эффективности.
По значимости на первом месте — передачи мяча в среднем = 41,5±11,8 %, на втором = 15,2±5,7 %, отбор мяча и обводка соперника на третьем = 8,2±5,7 %. Передача мяча как основное средство взаимодействий с партнером.
Самый высокий ранг влияния R=19 у параметра эффективности действий, он также достаточно высокий у общего количества ТТД R=16 и общего количества передач мяча R=17. Изложенное очень важно учитывать при составлении программы занятий по спортивно-организованному физическому воспитанию средствами мини-футбола.
С помощью педагогических наблюдений определено, что в среднем за игру студент пробегает 3235м из них: с максимальной скоростью 615м, медленный бег составил 2025м, а ходьба 595м.
Особенности взаимозависимостей данных физического развития, двигательной подготовленности и показателей соревновательной деятельности студентов по мини-футболу
Проанализируем сильные взаимозависимости отдельных показателей:
r= 0,83 (сила левой кисти — масса тела)
r= 0,82 (сила правой кисти — сила левой кисти)
r= 0,83 (становая тяга — сила левой кисти)
r= 0,83 (становая тяга — сила правой кисти)
r= 0,71 (двигательная активность — общее количество передач мяча)
r= 0,83 (становая тяга — бег на 10 м)
r= 0,71 (подтягивание — общее количество передач мяча)
r= 0,89 (двигательная активность — всего ТТД)
r= 0,89 (всего ТТД — общее количество передач мяча)
Между показателями, характеризующими силовые возможности студентов, выявлена высокая степень зависимости. Особо следует обратить внимание на сильную связь между данными тяговой силы и временем бега на 10 м (r= 0,83). С увеличением силы мышц спины увеличивается и время бега на 10 м. Отсюда нагрузка на эти группы мышц должна носить оптимальный характер. Видимо для уменьшения скорости бега на 10 м необходима нагрузка на другие группы мышц (икроножные, бедренные, улучшение подвижности голеностопного, коленного суставов). При конструировании программы физической подготовки студентов необходимо уделять время на средства, развивающие силовые качества.
Особо важно отметить сильную степень взаимозависимости данных технико-тактических действий и двигательной активности. При составлении программы моделирования физического воспитания средствами мини-футбола важно использовать упражнения, направленные на совершенствование групповых, командных тактических действий с применением передачи мяча, что, в свою очередь, увеличит и объем двигательной активности [3].
На основе высокой степени взаимозависимостей r= 0,7–0,9, выявлены надежные, валидные тесты, которые необходимо использовать при мониторинге физического воспитания средствами мини-футбола по:
- физическому развитию: масса тела, сила правой и левой кистей, становая тяга;
- физической подготовленности: подтягивание, прыжок в длину с места, пятикратный прыжок, бег на 10 м;
- соревновательной деятельности в процессе игры в мини-футбол: двигательную активность, общее количество передач мяча, общее количество технико-тактических действий.
Таблица 2
Коэффициенты интегральной корреляции подготовленности студентов
1 |
||||||||||||||
2 |
0,36 |
|||||||||||||
3 |
0,05 |
0,05 |
||||||||||||
4 |
0,09 |
0,83 |
0,82 |
|||||||||||
5 |
-0,16 |
-0,11 |
-0,10 |
0,83 |
||||||||||
6 |
-0,51 |
-0,40 |
-0,04 |
0,32 |
0,32 |
|||||||||
7 |
0,10 |
0,02 |
-0,02 |
-0,10 |
0,02 |
0,02 |
||||||||
8 |
0,05 |
0,05 |
0,02 |
-0,03 |
0,36 |
0,29 |
0,29 |
|||||||
9 |
0,15 |
-0,03 |
-0,14 |
-0,24 |
0,24 |
-0,20 |
0,34 |
0,34 |
||||||
10 |
0,01 |
0,09 |
0,23 |
-0,04 |
0,08 |
-0,25 |
-0,01 |
0,42 |
0,42 |
|||||
11 |
-0,33 |
0,00 |
-0,23 |
-0,17 |
0,07 |
0,07 |
-0,03 |
0,06 |
0,01 |
0,01 |
||||
12 |
0,41 |
0,07 |
0,10 |
0,18 |
-0,17 |
-0,04 |
0,07 |
-0,38 |
-0,31 |
-0,39 |
-0,39 |
|||
13 |
0,36 |
0,03 |
0,34 |
0,44 |
0,16 |
-0,06 |
0,08 |
0,01 |
-0,17 |
-0,25 |
0,71 |
0,71 |
||
14 |
0,11 |
-0,03 |
0,25 |
0,35 |
0,13 |
-0,01 |
0,13 |
0,01 |
-0,27 |
-0,29 |
-0,26 |
0,89 |
0,89 |
|
15 |
-0,03 |
0,06 |
-0,09 |
0,01 |
-0,25 |
-0,28 |
-0,10 |
-0,33 |
-0,07 |
0,12 |
0,11 |
0,13 |
0,20 |
0,20 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
Обоснованная технология использования мини-футбола в образовательном процессе по физическому воспитанию студентов
В рамках сравнительного педагогического эксперимента проводили тестирование основных двигательных качеств. Были сформированы две группы — экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ). ЭГ (15 студентов) занималась по разработанной нами программе физкультурной специализации «мини-футбол» с программным обеспечением. Группа сравнения (КГ) в течение этого же срока — по типовой вузовской программе утвержденной Минвузом РУз в 2004 году. Реализация программного материала занятий по специализации «мини-футбол» для студентов гуманитарного вуза направлена на углубление и расширение знаний, умений и навыков, а также овладение методами самостоятельной организации и проведения занятий по мини-футболу. Освоение основ спортивной тренировки, на овладение навыками методической деятельности для решения конкретных задач, возникающих в процессе проведения тренировочных занятий, определение причин ошибок в процессе освоения приемов игры, упражнений по развитию физических качеств и совершенствованию технико-тактических действий в специализированных упражнениях и участие в соревнованиях любительской лиги.
Литература:
1. Кислицын Ю. Л., Попов Г. А. Мониторинг физической подготовленности студентов РУДН.// Мат. межд. научно-практ. конф., посвященной 45-летию кафедры физического воспитания Владимирского Государственного Университета. Владимир 2009.-С 131–134.
2. Кокебаева Р. С. Влияние занятий физической культуры на физическую подготовленность студентов КАЗНТУ.// Журнал. Теория и методика физической культуры. 2008.-№ I.-С. 113–117.
3. Тюленьков С. Ю., Федоров А. А. Футбол в зале: система подготовки — М.: Терраспорт. 2000. — 86с.