Статья посвящена разработке методологических основ применения элементов исторического кроя в современном проектировании. На примере видоизменения конструкции современного пиджака вследствие внедрения в нее элементов кроя 19 века, раскрыт механизм формирования компромиссного конструктивного решения. Описаны особенности конструктивного внедрения простых, сложных и комплексных элементов исторического кроя. Разработана концептуальная модель процесса частичной реализации исторического кроя в современном проектировании.
Ключевые слова: проектирование мужской одежды, конструирование одежды, исторический крой, адаптация кроя, параметры конструкции одежды, конструктивное решение одежды, проектировании современного костюма, исторические мотивы в костюме.
Исторические мотивы в современном проектировании — распространенное явление, приводящее к актуализации исследований в области взаимосвязи истории и современности в создании высококачественных предметов потребления. В данной статье представлены разработки, логически продолжающие предшествующие исследования, посвященные формированию методики адаптивного применения исторического кроя в современном проектировании [1; 2; 3 и др.] Несмотря на обширные исследования, проведенные ранее, механизм адаптивного применения элементов исторического кроя в построении современного чертежа модели одежды требует уточнения. Составляющие процесса адаптивного применения исторического кроя должны быть разработаны с учетом специфических особенностей этого процесса.
Целесообразно раскрытие особенностей проектирования современной одежды с историческим кроем на примере конструкции мужского пиджака. Условная модель мужского пиджака (рис. 1), разработанная на основе кроя второй половины 19 века, включает следующие исторические элементы: положение плечевого шва, высота проймы / оката рукава, положение входа в карман и размеры клапана кармана, форма края борта, высота шлицы и длина изделия. Все вышеперечисленные элементы кроя подчинены композиционному решению современного изделия и являются средством достижения художественной выразительности.
Рис. 1. Технический рисунок классического современного пиджака (слева) и пиджака с элементами кроя 19 века (справа)
В ходе ранее проведенных исследований была разработана классификация элементов кроя, условно разделяющая элементы на основе сложности их конструкции [3]. В данном примере модели мужского пиджака присутствуют элементы всех трех типов: простые, сложные, комплексные. Форма края борта пиджака является простым элементом, положение и размер клапана кармана — сложными элементами, а конструктивное решение оката рукава и проймы, как и форма (положение) плечевого шва являются комплексными элементами кроя.
Адаптивное применение простых и сложных элементов кроя, не задействованных в формообразовании изделия, может быть реализовано посредством переноса исторических форм срезов в современную конструкцию с небольшими видоизменениями, требующимися для достижения соответствия их внешнего вида эскизному проекту. Исторических форм отдельных срезов можно добиться и серией последовательно проведенных операций конструктивного моделирования.
Сложные и комплексные элементы кроя, влияющие на пространственную форму изделия, должны быть описаны параметрически. Известно, что форма одежды характеризуется (и обусловлена) параметрами отдельных участков конструкции, таких, как положение, форма, длины конструктивных отрезков (рис. 2). Эти параметры актуальны и для современных и для исторических конструкций.
Рис. 2. Параметры конструктивного решения узла окат рукава — пройма и плечевых срезов
В 19 веке не проводилось исследований, посвященных определению параметров конструкции, оптимальных для достижения удовлетворительных эргономических характеристик изделия. Историческими особенностями кроя этой эпохи являются: прилегающий силуэт, минимальные прибавки на свободу облегания, мягкая линия плечевого ската, сравнительно небольшая длина пиджаков в пропорции к костюму. Более важную роль, по сравнению с современными принципами формообразования, занимали операции влажно-тепловой обработки. Эти факты приводят к различиям в конструктивном решении изделий в целом, и расхождениями в эргономических характеристиках современной одежды и изделий 19 века в частности.
Сопоставление конструкций позволяет наглядно продемонстрировать различия между историческим и современным чертежами. Построение чертежа современной конструкции осуществлено по методике «М. Мюллер и сын» [4], исторический пиджак построен по методике «The American coat, west and trousers system» [5]. В качестве исходных данных использованы величины размерных признаков типовой фигуры 182–100–90, представленные в размерной типологии Центрального Научно-Исследовательского Института Швейной Промышленности [6], разработанной в 2005г. Параметры элементов полученных современной и исторической конструкций, необходимые для адаптивного применения исторического кроя, представлены в таблице 1, обозначения соответствуют представленным на рисунке 2.
Таблица 1
Конструктивные параметры современного и исторического элементов кроя
Обозначение на чертеже |
Наименование |
Значение в чертеже |
Отклонение |
|
Современном |
Историческом |
|||
С т а н |
||||
L1 |
Длина плечевого среза переда |
16 |
17.3 |
+1.3 |
L2 |
Длина плечевого среза спинки |
16.7 |
17.7 |
+1 |
L3 |
Длина проймы переда |
23.9 |
23.5 |
-0.4 |
L4 |
Длина проймы бочка |
15.8 |
8 |
-7.8 |
L5 |
Длина проймы спинки |
16.3 |
10.8 |
-5.5 |
- |
Длина проймы (общая) |
56 |
42.3 |
-13.7 |
H1 |
Глубина проймы переда |
21.3 |
17.5 |
-3.8 |
H2 |
Глубина проймы спинки |
22.5 |
13 |
-9.5 |
- |
Глубина проймы (средняя) |
21.7 |
15.2 |
-6.5 |
a |
Наклон плечевого среза переда |
21 град. |
11 град. |
-10 град. |
b |
Наклон плечевого среза спинки |
20 град. |
39 град. |
+19 град. |
Р у к а в |
||||
L6 |
Длина оката верхней части рукава |
39.7 |
34 |
-5.7 |
L7 |
Длина оката нижней части рукава |
21.8 |
16.2 |
-5.6 |
- |
Длина оката рукава |
61.5 |
50.2 |
-11.3 |
- |
Величина посадки по окату |
5.5 |
7.1 |
+1.6 |
L8 |
Высота оката рукава |
18.5 |
14.4 |
-4.1 |
L9 |
Ширина рукава по наклонной |
29.9 |
25.9 |
-4 |
Для определения отличительных особенностей, характерных для кроя костюма — прототипа, закономерно выполнить наложение чертежей (рис. 3). Для соответствия конструктивных параметров исторических и современных элементов кроя необходимо предварительно выполнить унификацию формообразующих растворов, приведя их к современному виду. В рассматриваемом авторском примере, отличительными чертами исторических элементов является смещение плечевого среза на деталь спинки в совокупности с формой плечевого среза переда, а также уменьшенная глубина проймы. Эти особенности заметны на эскизном проекте современного пиджака с историческим кроем (рис. 1) и подтверждены численными значениями отклонений параметров конструкции современного пиджака от исторических значений (табл. 1).
Рис. 3. Сопоставление чертежей конструкций современного мужского пиджака и пиджака — прототипа
Согласно сущности процесса адаптивного применения исторического кроя в современном проектировании, отличительные конструктивные особенности (соответствующие внешнему виду) элемента исторического кроя должны быть сохранены в современном изделии [см. подробнее, 2]. С другой стороны, исторический крой не может быть применен в современной конструкции без каких-либо заметных видоизменений.
Существует несколько классификаций требований, предъявляемых к современным швейным изделиям. Однако, общепринятым считается разделение требований на: социальные, функциональные, эргономические, эстетические, эксплуатационные, экономические, конструкторско-технологические [7]. Наиболее актуальна адаптация элементов исторического кроя, задействованных в формообразовании, к эргономическим, эстетическим и конструкторско-технологическим требованиям, предъявляемым к современной одежде. Процесс адаптации элементов к современной конструкции заключается не столько в гармоничном внедрении элементов в современный чертеж, сколько в выработке компромиссного конструктивного решения, удовлетворяющего в равной степени трем перечисленным выше группам требований.
Для рассматриваемого примера применения исторической формы проймы, компромиссное решение (рис. 4) будет заключаться в сохранении отличительных особенностей исторического элемента (относительно небольшая глубина проймы) наряду с изменением форм и длин его отдельных срезов с целью удовлетворения группы антропометрических требований к швейным изделиям. Традиционная прибавка к размерному признаку «высота проймы сзади» (согласно М. Мюллеру), однозначно определяющая глубину проймы, составляет для пиджака не менее трех сантиметров, включающих прибавку да свободу облегания и прибавку на пакет. В мужской одежде 19 века значения прибавки к глубине проймы колеблется от 0.5 до 3.2 см. Окончательные величины изменений определяются конструктором индивидуально. В данном примере, глубина проймы уменьшена на 1.2 см. Как следствие конструктивных взаимосвязей между проймой и окатом рукава, сохранена пропорция между высотой проймы и высотой оката рукава. Изменения длины оката рукава согласованы с изменениями длины проймы.
Рис. 4. Чертеж конструкции современного пиджака с внедренными элементами исторического кроя
Для формы и положения плечевого среза важное значение имеют эстетические требования. Линия плечевого шва перенесена на деталь спинки на 4.5 см. с перерасчетом величины посадки вследствие изменения формы плечевого среза переда. Форма плечевого шва переда видоизменена относительно современной конструкции в пользу исторической, в плечевой срез перенесена часть формообразующего раствора области лопаток.
Итак, последовательность действий при разработке конструктивного решения (рис. 5) определяется тем, задействован ли элемент исторического кроя в формообразовании изделия. В связи с этим, важнейшим этапом разработки конструкции является определение типов внедряемых элементов, а также выявление их отличительных конструктивных особенностей.
Рис. 5. Концептуальная модель процесса разработки конструктивного решения современной модели одежды с элементами исторического кроя
Подобная последовательность процесса обусловлена возможностью реализации в современной одежде исторических элементов, параметрическое описание которых имеет важнейшее значение, например: силуэт, пропорции и т. п. Применение таких сложных и комплексных элементов исторического кроя, как окат рукава — пройма, воротник — горловина, конструктивные членения стана, компоновка срезов рукава изменяет пространственную форму изделия. Такие элементы имеют внутренние конструктивные взаимосвязи, как между срезами одной детали, так и между срезами различных деталей, которые, наряду со значениями параметров конструкции, должны быть учтены в проектировании.
Практическое применение представленных разработок способствует внедрению исторических элементов инженерной деятельности в арсенал современных специалистов, позволяет обогатить современную продукцию, вывести ее на более высокий уровень качества, усиливая конкурентоспособность и провоцируя коммерческий успех.
Литература:
1. Москвин, А. Ю. Ретроспективный анализ проявления исторических мотивов в модной форме костюма / А. Ю. Москвин // Мир науки, культуры, образования. — 2014. — № 2. — С. 271–274.
2. Москвин А. Ю. Анализ практики адаптивного применения исторического кроя в современных коллекциях одежды [Текст] / А. Ю. Москвин // Дизайн. Материалы. Технология. — 2013. — Т.4(№ 29). — С. 22–26.
3. Москвин А. Ю. Элементный анализ кроя исторического костюма [Текст] / А. Ю. Москвин // Молодой ученый. — 2013. — № 12. — С. 152–157.
4. Сборник Ателье 2008. Мюллер и сын. Техника кроя. — М.: ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА, 2009. — 165 с.
5. Gordon, S. S. The American coat, vest and trousers system / S. S. Gordon. — New York: J. J. Mitchell, 1895. — 114 p.
6. Типовые фигуры мужчин. Размерные признаки для проектирования одежды / ОАО «ЦНИИШП». — М.: ОАО «ЦНИИШП», 2005. — 93 с.
7. Куренова, С. В. Конструирование одежды: учебное пособие / С. В. Куренова, Н. Ю. Савельева. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 477 с.