В статье рассматривается опыт применения организационных технологий в учреждениях дополнительного образования для детей. Сделана попытка выявить механизмы взаимодействия эффективного управления и функционирования учреждений по развитию креативности детей младшего возраста. Анализируются принципы современной управленческой культуры в рамках образовательного и социально-культурного процесса. Обосновывается необходимость внедрения инновационных педагогических технологий и менеджмента в деятельность учреждений дополнительного образования.
Ключевые слова: развитие креативности, дошкольное воспитание, социальная среда, учреждения дополнительного образования, организационно-педагогические технологии, менеджмент.
The article examines the experience of applying organisational technologies at centres of extra curriculum education. An effort is put into identifying techniques of effective management and functionality of creativity development centres for children of younger age. Principles of modern management culture are being analysed within the framework of educational and social-cultural processes. The necessity of introducing innovative educational technologies and management into extra curriculum centres are being rationalised.
Keywords:development of creative skills, pre-school education, social environment, extra curriculum education centre, educational technologies, management
Дошкольное образование — равноценная и необходимая ступень в общей системе непрерывного образования, являющаяся начальным этапом овладения культурно-историческими ценностями [2, с. 32]. Современные учреждения системы дополнительного образования предусматривают обширную образовательную и досуговую программу для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
В системе дополнительного образования функционируют заведения художественно-эстетического, эколого-биологического, физико-математического, спортивного и других профилей. Это могут быть Дворцы и Дома культуры, музыкальные, художественные и спортивные школы, центры эстетического воспитания, центры раннего развития детей.
Из-за резкого сокращения сети дошкольных образовательных учреждений, а также в связи с заметным усилением соответствующих запросов со стороны родителей активно развиваются группы кратковременного пребывания детей в учреждениях дополнительного образования. Такие группы могут носить разный характер: подготовка детей к школе, физическое развитие, художественное развитие, игротеки. В документах Министерства образования и науки РФ подчеркивается необходимость создать развивающие группы не только в дошкольных образовательных учреждениях, но и на базе центров дополнительного образования детей и учреждений культуры.
Изменился облик, интересы и потребности завтрашних первоклассников. Они обогнали своих сверстников прошлых лет объемом получаемой информации, владением электронными средствами связи, живут в условиях повышенных требований к образованию.
Одним из приоритетов государственной политики РФ в области общего образования на протяжении последнего десятилетия выступает введение предшкольного образования, преследующее цель обеспечить «мягкую» адаптацию детей к обучению в школе и равенство их «стартовых возможностей» [7, с. 59]. Согласно рекомендациям Минобрнауки РФ, перечень возможных организационных форм предшкольного образования включает в себя: 1) группы для детей старшего дошкольного возраста на базе общеобразовательных учреждений; 2) дошкольные группы на базе разных культурно-образовательных центров дополнительного образования детей.
Взаимодействие семьи и учреждений системы дополнительного образования — важное условие развития креативности детей. Материальное благополучие семьи сказывается на творческом потенциале детей и полноценном всестороннем развитии. В некоторых городах, селах семьи не имеют возможность использовать высокие технологии и коммуникационные сети, доступность для детей культурной среды, досуговых и образовательных услуг сведены к минимуму. Загруженные работой родители не оказывают должного внимания своим детям и не могут организовать для них занятия в детских учреждениях. В результате чего дети могут быть подвержены негативному влиянию «улицы» или той среды, которая не контролируется властями и общественными организациями. Среда, созданная экранами, не компенсирует родительского невнимания и не решает проблемы воспитательного и образовательного характера. В учреждениях системы дополнительного образования создаются зоны совместного пребывания детей и взрослых. Главное оценить необходимость взаимодействия семьи и образовательных учреждений, родителей и профессиональных педагогов, чтобы система начала работать.
Развитие ребенка зависит не только от наследственных задатков, но и от социальной среды. Среда — это общество, культурные традиции, преобладающая идеология, уровень развития науки и искусства. От особенностей социального и культурного развития общества зависит принятая в нем система воспитания и обучения детей, начиная с государственных и частных учебных заведений (детских садов, школ, домов творчества, учреждений дополнительного образования) и кончая спецификой семейного воспитания [1, с. 68].
В учреждениях дополнительного образования возможны новые формы коллективного общения, внедрения коммуникативных методов обучения в отличие от традиционного обучения, когда преподаватель является главным действующим лицом образовательного процесса. Смыслом работы педагогов в системе дополнительного образования является выявление, отбор талантливых, креативных детей, проведение с ними профориентационной работы, оказание помощи в обретении активной жизненной позиции.
Одним из важнейших факторов эффективной работы учреждения дополнительного образования по развитию в детях креативного мышления является хорошо построенная и отлаженная организационная система. Для создания системы необходимо внедрение передовых технологий менеджмента. К сожалению, многие руководители упускают их из вида в силу плохой осведомлённости или отсутствия навыков, и учреждение работает неэффективно, а потом закрывается. Часто отсутствие грамотного менеджера на руководящей позиции и нежелание руководства внедрить современные управленческие технологии приводит к потере клиентов, педагогов и коммерческим неудачам. Базирующиеся на государственном бюджете учреждения дополнительного образования получают всё меньше финансирования за счёт неэффективности своей работы, и это порождает порочный круг: неэффективная работа — слабое финансирование — недовольство руководства и сотрудников — неэффективная работа.
Развитие креативности в детях зависит от множества факторов: это общая психологическая обстановка в коллективе учреждения, комфорт и хорошая материальная база, наличие современных и эффективных образовательных методик, а также умение их применить, условия для привлечения родителей и детей к образовательному процессу.
Внедрение организационно-педагогических технологий, эффективного менеджмента, приводит к оптимизации процесса развития креативности детей, а также к увеличению его эффективности. Кроме того, это способствует коммерческому успеху предприятия дополнительного образования, привлечению клиентов и созданию оптимальных рабочих условий для сотрудников.
Учреждения системы дополнительного образования имеют свою специфику функционирования, что сказывается на педагогическом процессе. Особенность педагогического процесса заключается в том, что формирующаяся личность находится в стадии становления и развития, в стадии социализации. В учреждениях дополнительного образования имеется относительная свобода, отсутствует строгая регламентация и жесткие рамки. Велико взаимодействие личностей работников и посетителей.
Сегодня функционируют такие учреждения для детей, как центры внешкольной работы, центры детского художественного творчества, центры эстетического воспитания детей, реабилитационные центры, кризисные центры, игровые залы. В досуговых учреждениях задействованы педагоги, воспитатели, культурологи, менеджеры. Вопрос профессиональной состоятельности очень актуален: здесь важно и педагогическое мастерство преподавателей и их знания в области управления развитием и саморазвитием личности [3, с. 44]. Управление педагогическим процессом начинается с изучения объекта воспитания, с характеристик возрастных групп и окружения.
Организационные основы заключаются в планировании воспитательных и образовательных целей и задач, материальных и финансовых возможностей учреждения, новых кадров. В условиях культурно-досуговых учреждений практикуется мягкий, демократичный стиль управления коллективом и личностью. Ограничение свободы и авторитарность могут оттолкнуть как посетителей, так и педагогический коллектив. Сегодня знания организационных основ способствуют успешному функционированию учреждений дополнительного образования, их конкурентно способности и верному целеполаганию.
Менеджмент в сфере культуры, искусства и образования — это комплексная целенаправленная интеллектуальная и хозяйственная деятельность высоко интеллектуальной личности или организационной системы [5, с. 10].
Деятельность в области искусства, образования, досуга, спорта исключает элементы стихийного, рефлексивного регулирования [4, с. 470]. Наравне с производственным, финансовом, политическим, педагогическим менеджментом следует говорить о социально-культурном менеджменте. Технологически управленческий процесс в социально-культурной сфере представляет собой совокупность основных функций менеджера, педагога, технолога, куда входят такие действия, как анализ, прогнозирование, планирование, организация выполнения плана, координация, мотивация творческих ресурсов, контроль над выполнением решений и информацией.
Социально-культурный менеджмент — совокупность управленческих отношений и способов управленческой деятельности в социокультурной сфере, как особый вид взаимодействий и взаимосвязей между коллективами и отдельными людьми — субъектами этой деятельности [4, с. 472]. Характер социокультурного менеджмента предусматривает особое отношение к творческой деятельности, которая пронизывает все виды и направления работы социокультурных учреждений [6, с. 33].
Современная управленческая культура должна строится на принципах «открытости» культурной системы, перехода от вертикальных властных связей в ее управлении на горизонтальные добровольно-общественные методы управления [6, с. 107]. Благодаря управленческим механизмам соблюдается баланс некоммерческой и предпринимательской деятельности, обеспечивается финансовая устойчивость. Основные технологии управления в учреждениях дополнительного образования базируются на социально-психологических методах, на таких моральных стимулах, как личный пример, авторитет, осознанный долг, внутренние потребности. Управленческие технологии социально-культурной деятельности дают возможность к творческому саморазвитию, открытого для многих инновационных форм самовыявления менеджерской предпринимательской инициативы.
Роль менеджера в деятельности организации следует рассматривать как непосредственное, персонифицированное выражение процесса менеджмента, как его важнейшую структурную часть [6, с. 36].
Деятельность менеджера в социокультурной сфере связана с общением, поэтому способность коммуницировать является важной для специалиста. Способность менеджера к коммуникации выражается в способности устанавливать контакты с другими людьми, способности входить в разные роли, способность приходить к взаимопониманию и адекватно влиять на других.
Менеджер учреждений дополнительного образования должен обладать обширными знаниями как в области культуры, психологии, педагогики, так и в области современного социокультурного менеджмента, маркетинга, экономики, предпринимательства. Профессионализм также определяется нравственными и этическими нормами.
Каждое учреждение ставит перед собой определённую цель работы. Достичь этой цели невозможно, если дирекция не осуществляет процессы планирования, описываемые научным менеджментом. Таким образом, организационно-педагогический менеджмент в учреждениях дополнительного образования является инструментом рационального достижения поставленных дирекцией целей.
Эти цели должны быть обязательно прописаны. Если в государственных учреждениях сильна роль нормативов, данных министерством образования, то частные предприятия вольны по-своему осмысливать цели работы и формулировать концепцию, которой будут придерживаться работники. Современный менеджмент предполагает разработку учреждением своей миссии. Как пишет профессор В. М. Чижиков, миссия обуславливает «главную цель учреждения или ожидаемый результат его деятельности».
Теоретические основы научного менеджмента помогают верно определить направление развития современных учреждениях дополнительного образования, повысить эффективность их работы. Важным базисом работы является соблюдение законодательства Российской Федерации, в том числе охрана прав потребителя. Организовывая управление учреждением, главной целью работы которого является развитие детей, необходимо учитывать педагогические технологии и методики, которые должны соответствовать как потребностям аудитории, так и миссии учреждения.
Эффективная модель работы социокультурного учреждения по развитию детей опирается на приёмы менеджмента, на соблюдение установленных государством юридических норм, на поддающиеся корректировке и инновациям педагогические технологии. Грамотное моделирование позволяет руководителю так организовать функционирование учреждения, чтобы добиться наиболее высоких результатов по воспитанию в детях креативности.
Развитие учреждений детского дополнительного образования невозможно без понимания их руководителями основ научного менеджмента и без внедрения в управление ими приёмов менеджмента. Важным моментом является создание команды, понимающей миссию учреждения и обладающую высоким профессионализмом, что обеспечивает привлечение и удержание клиентов, создание высокого рейтинга и корпоративной культуры.
Без знания юридических тонкостей и строгого соблюдения законодательства невозможно создание эффективной системы функционирования учреждений дополнительного образования, и если в государственном учреждении норма закона устанавливается автоматически, централизованным путём, то коммерческие учреждения (детские клубы, центры, школы раннего развития) вынуждены самостоятельно как формировать свод необходимых документов, так и контролировать соблюдение юридических норм, готовиться к плановым проверкам органами надзора, проводить мониторинг изменений в законодательстве местного и федерального уровня.
Одним из ключевых моментов работы современных учреждений является охрана прав потребителя. Забота о клиентах выражается в организации комфортного пространства, формировании культуры и этики в коллективе, своевременной реакции на изменяющиеся потребности аудитории.
Методы развития в детях креативности базируются на выборе педагогической технологии. Существует множество педагогических технологий и методик, как обучающих, так и развивающих. Выбор необходимой зависит от миссии и концепции учреждения, от потребностей клиентов. Неоспорима связь педагогической технологии с управленческим процессом. Моделирование работы учреждений дополнительного образования предполагает объединения множества факторов, начиная от финансов и заканчивая методиками развития. Формулирование технологической модели учреждения позволяет добиться высоких результатов работы и поднять процесс развития детей на высокий уровень.
Инновации и творческий подход к выбору методик повышают результативность в воспитательном процессе. Наибольшего успеха в процессе креативного развития детей, с одной стороны, достигают те учреждения, менеджеры которых руководствуются правилами менеджмента и маркетинга, а с другой стороны, успех невозможен без развития внутренней культуры коллектива. Социокультурный и образовательный процесс тесно связанны с рабочим процессом организации и управления. В современном мире такой подход тождествен подходу в сфере крупного бизнеса (социально-ориентированные мировые компании типа McDonalds, Danone, Apple).
Литература:
1. Беляев, А. В. Социализация и воспитание детей опережающего развития // Педагогика. — 2013. — № 2. — С. 67–73.
2. Богуславская, Т. Н. Формирование теории содержания дошкольного образования в отечественной педагогике второй половины XX в. // Педагогика. — 2013. — № 2. — С. 31–38.
3. Ерошенков, И. Н. Возрастные технологии социально-культурной деятельности: учебное пособие. — М.: МГУКИ, 2011. — 302 с.
4. Киселева, Т. Г. Социально-культурная деятельность: учебник/ Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. — М.: МГУКИ, 2004. — 539 с.
5. Переверзев, М. П. Менеджмент в сфере культуры и искусства: учеб. пособие / М. П. Переверзев, Т. В. Косцов; под ред. М. П. Переверзева. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 192 с.
6. Чижиков, В.М.. Теория и практика социокультурного менеджмента: учебник / В. М. Чижиков, В. В. Чижиков. — М.: МГУКИ, 2008. — 608 c.
7. Шкляревская, С. М. Интеграция образовательной среды предшколы и начальной школы // Педагогика. — № 1. — 2014. — С. 59–64.