В настоящее время очень остро стоит вопрос, связанный с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. В России, наверное, уже не существует таких регионов, которые не были бы связаны с наркоторговлей. Наша страна, в силу своего географического положения, находится в центре борьбы с наркобизнесом. Масштабы массовой наркотизации населения таковы, что речь идет о реальной угрозе экономической безопасности страны. Преступления, связанные с наркотиками, являются движущей силой в криминальных кругах, являются удачной средой для террористических и иных группировок, опасных для общества. Российские таможенные органы как никто другой знают о размахе и степени опасности незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.
В таможенных органах, в 1989 году было создано специальное подразделение, которое занимается борьбой с незаконным оборотом наркотиков. За последние 10 лет российскими таможенниками изъято немыслимое количество наркотических средств и психотропных веществ. С каждым годом эти объемы увеличиваются, так например в сравнении с 1993 годом величина изъятых наркотиков возросла в 37 раз.
На сегодняшний момент можно смело заявить, что на наркоторговом рынке России образовалась целая индустрия, в которой одной из основных составляющих является система незаконной доставки грузов на её территорию. Существует три основных фактора, влияющих на общее развитие наркоиндустрии в РФ:
- огромная площадь страны и самая протяженная государственная граница в мире;
- общая транспортная система, которая связывает территории государств, входящих ранее в состав СССР;
- Россия в глазах наркоторговцев представляется как огромный, перспективный рынок, освоенный ими еще не в полной мере.
В России существуют все условия для продвижения международного наркобизнеса, такие как: огромный поток нелегальных мигрантов, слабая защищенность государственных границ, сложные социально-экономические условия в некоторых регионах нашей страны. Наркоторговцев сильно привлекает широкий промышленный комплекс и высокие технологии химическoгo произвoдства страны.
По оперативным данным известно, что точками отправления наркотиков на территорию РФ являются страны ближнего зарубежья, основными из которых являются: Молдова, Украина, Киргизия, Таджикистан. Активными остаются и страны дальнего зарубежья: замечен рост количества пересылки кокаина из стран Европы и Латинской Америки через морские порты Санкт-Петербурга. На Дальнем Востоке и в Приморье увеличился уровень попыток ввоза небольших партий синтетических наркотиков из Китая.
Основой точкой развития наркобизнеса на территории РФ является российско-казахстанская граница, через которую проходят основные пути афганского героина. Этот участок является главным направлением, рассматриваемым преступными группировками для транзитных поставок наркотиков, так как он достаточно протяженный и имеет слабую защищенность. Конечно, в процессе партнерства с Казахстаном, будут созданы условия, необходимые для борьбы с потоком наркотиков из Афганистана.
Конечными точками поставки наркотических средств являются крупные города России, среди которых лидирующие позиции занимает Москва и Санкт-Петербург.
На данный момент большинство стран объединяют свои усилия для совместной борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Взаимодействие российских таможенных органов с зарубежными коллегами ведется на основе международных соглашений, заключенных с более 50 странами мира. Благодаря иностранным коллегам, Российские таможенные органы за последние 15 лет приобрели богатый опыт борьбы с контрабандой наркотиков. Акцент сотрудничества делается на предупреждение нелегальных поставок наркотических средств, в том числе и выявление схем криминального бизнеса. Существуют современных технологии, которые позволяют контролировать перемещение грузов и анализировать товарные потоки, выявляя при этом группу риска, что в дальнейшем становится основой для проведения досмотров и специальных мероприятий по пресечению каналов контрабанды наркотиков.
Федеральная таможенная служба России принимает меры по усилению безопасности государственных границ. Серьезной частью является деятельность по снабжению таможенных органов необходимыми ресурсами и средствами борьбы с незаконным оборотом наркотиков, оборудованию таможенных постов, созданию такой информационной системы, которая отвечала бы всем современным высоким технологиям, обеспечению таможенных постов новейшими инспекционно-досмотровыми комплексами. Не маловажную роль играет развитие Кинологических центров регионов.
Следует учесть, что изощренность некоторых перевозчиков наркотиков не имеет границ и очень часто, инженерные средства и кинологические собаки оказываются бессильны. Именно профессиональные качества и оперативный опыт сотрудников таможенных служб остаются одним из самых эффективных способов обнаружения контрабанды наркотиков, поэтому Федеральная таможенная служба делает акцент на оперативно-аналитические способы борьбы, развивает оперативно-розыскную подготовку своих сотрудников и поддерживает обмен практическими и теоретическими знаниями с сотрудниками российских и зарубежных и правоохранительных структур.
Таким образом, основной задачей таможенной службы является защита общества и экономики страны от незаконного перемещения наркотических средств и психотропных веществ через таможенную границу Российской Федерации.
Литература:
1. Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах;
2. Таможенный кодекс Таможенного Союза;
3. Федеральный закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. N 4730-I г. Москва «О Государственной границе Российской Федерации»;
4. Официальный сайт ФТС РФ (www.customs.ru).