Построение и исследование имитационной модели системы контроля работы студентов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №6 (65) май-1 2014 г.

Дата публикации: 02.05.2014

Статья просмотрена: 653 раза

Библиографическое описание:

Шашков, Б. Д. Построение и исследование имитационной модели системы контроля работы студентов / Б. Д. Шашков, Д. И. Нуждов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 6 (65). — С. 274-277. — URL: https://moluch.ru/archive/65/10805/ (дата обращения: 18.12.2024).

Приводится имитационная модель системы контроля работы студентов, построенная в среде математического пакета Mathcad. Производятся измерения основных характеристик сервера при взаимодействии с клиентами разной функциональной толщины.

Ключевые слова: имитационное моделирование, Mathcad, тонкий клиент, толстый клиент, система контроля работы студентов.

Целью проведения моделирования информационной системы является определение изменения основных характеристик системы в зависимости от изменения толщины клиента. Оценка этих характеристик позволяет сделать выводы о требованиях к системе в зависимости от загруженности системы. Для доступа к тем или иным сетевым сервисам используются клиенты, возможности которых характеризуются понятием «толщины». Оно определяет конфигурацию оборудования и программное обеспечение, имеющиеся у клиента.

Толстый и тонкий клиенты совершают запросы к серверу 3 типов:

1.                 заявки на получение статического содержимого сайта (изображения, HTML-страницы, таблицы стилей),

2.                 заявки на получение информации из базы данных,

3.                 заявки на ввод данных в базу данных.

Сервер получает от клиентов информацию одинакового типа. Обрабатывает и отсылает ответ с результатами на запрос. Результаты всех вычисления на толстом клиенте сохраняются на локальной базе данных. И при достаточном интернет соединении обновляет данные на сервере.

Модель имитирует потоки заявок и их обработку на сервере.

Web-сервер можно рассматривать как многоканальную систему массового обслуживания (СМО), приняв при этом следующие упрощающие предположения:

-          поток заявок в системе является случайным, стационарным, ординарным, однородным, без последствий, с отказами;

-          обслуживание без приоритетов;

-          время обслуживания заявок в системе случайное;

-          система является многоканальной и разомкнутой;

Концептуальная модель информационной системы контроля работы студентов приведена на рисунке 1.

Рис. 1. Концептуальная модель информационной системы

Имитационной моделью системы является стохастическая сеть Петри. Для моделирования обработки заявок сервером 3 типов, в модель введены маркеры разной формы <▼ ♦ ■>. Маркеры, обозначаемые в виде <●> обозначают обработку запроса каналом сервера. Разработанная имитационная модель системы, представленная на рисунке 2, обеспечила предварительную оценку загруженности сервера.

Рис. 2. Модель web-сервера в виде сети Петри

Для тестовой сборки системы контроля работы студентов, имитировавшей нагрузку, сопоставимую с использованием системы 25 пользователями, была собрана необходимая статистика. Число одновременных соединений для web-сервера равно 15, поэтому n=15. Этот показатель останется неизменным в ходе исследований.

В зависимости от выбранного клиента, интенсивность поступления заявок на обслуживание составила λ = 10 для тонкого, и λ = 6 для толстого клиентов. Из-за того, что на толстом клиенте большая часть информации хранится локально, уменьшается количество запросов на сервер, поэтому интенсивность поступления заявок становится меньше. Как показывает статистика, среднее время обработки одной заявки без учета раскраски равно 0,5 с. Средняя интенсивность обслуживания заявок при этом составляет μ= 2.

Как показывает анализ статистических данных при получении заявок от тонкого клиента, с учетом раскраски заявки на получение статистического содержимого сайта приходили с интенсивностью λ1 = 5, среднее время обслуживания составило t1 = 0,15 c. Интенсивность обслуживания была равна μ1 = 6. Заявки на получение информации из базы данных приходили с интенсивностью λ2 = 3, среднее время обслуживания составило t2 = 0,35 c, интенсивность обслуживания была равна μ2 = 2,1. Интенсивность поступления в систему заявок на ввод данных в базу данных, исходя из статистики имитации, равнялась λ3 = 2, среднее время обслуживания составило t3 = 0,75 c, а интенсивность обслуживания равна μ3 = 1,9.

При взаимодействии сервера с толстым клиентом, заявки на получение статистического содержимого сайта приходили с интенсивностью λ1 = 3, среднее время обслуживания равны t1 = 0,2 c, интенсивность обслуживания составила μ1 = 5. Заявки на получение информации из базы данных приходили с интенсивностью λ2 = 1, среднее время обслуживания равны t2 = 0,4 c, интенсивность обслуживания составила μ2 = 3. Интенсивность поступления в систему заявок на ввод данных в базу данных λ3 = 2, среднее время обслуживания равны t3 = 0,7 c, интенсивность обслуживания составила μ3 = 2. и не изменились.

Подпрограмма имитации обслуживания потока заявок в среде математического пакета MathCAD приведена на рисунке 3. На вход подпрограммы подается: x — вектор заявок на входе, p — раскраска заявки, u — текущее состояние каналов сервера обслуживания, μ — вектор интенсивностей обслуживания заявок с разной раскраской. Осуществляется поиск канала, освободившегося раньше других и, заявка либо обрабатывается в канале с интенсивностью μp, либо блокируется, в зависимости от времени генерации заявки. На выходе из подпрограммы формируются: v — вектор окончания обработки обслуживания заявок; q — вектор блокировки заявок при загрузке всех каналов обслуживания.

Рис. 3. Подпрограмма имитации обслуживания раскрашенного потока заявок

На рисунке 4 представлен график трафика на выходе узла обслуживания с интенсивностями поступления заявок λ1 = 5 c−1, λ2 = 3 c−1, λ3 = 2 c−1 для тонкого клиента. Интенсивности обслуживания составили μ1 = 6, μ2 = 2,1, μ3 = 1,9.

Рис. 4. График трафика на выходе узла обслуживания для тонкого клиента

Как показано на рисунке, при заданных характеристиках для тонкого клиента, каналы с 10 по 15 остаются не загруженными. Среднее время обслуживания заявок в системе вне зависимости от раскраски Tc = 0,329 ± 0,014 с. Среднее число заявок в системе Nc= 3,217 ± 0,121. Среднее число одновременно используемых каналов в системе равно 5. Интегрированная интенсивность поступления заявок в систему L = 9,766 ± 0,146.

На рисунке 5 представлен график трафика с интенсивностями поступления заявок λ1 = 3 c−1, λ2 = 1 c−1, λ3 = 2 c−1 для толстого клиента, и интенсивностями обслуживания μ1 = 5, μ2 = 3, μ3 = 2.

Рис. 5. График трафика на выходе узла обслуживания для толстого клиента

Для толстого клиента не загруженными остаются каналы с 8 по 15. Среднее число заявок в системе Nc=1,982 ± 0,118. Среднее число одновременно используемых каналов в системе равно 3. Интегрированная интенсивность поступления заявок в систему L = 5,993 ± 0,139.

Таким образом, использование толстого клиента в информационной системе контроля работы студентов уменьшает интенсивность поступления заявок, что, при сохранении интенсивностей обслуживания, обеспечивает меньшую загрузку сервера и повышает отказоустойчивость системы.

Опытная эксплуатация показала устойчивость функционирования системы. В результате проведения нагрузочного тестирования системы была проведена корректировка распределения нагрузки между клиентом и сервером информационной системы в целях повышения отказоустойчивости системы.

Основные термины (генерируются автоматически): толстый клиент, интенсивность обслуживания, баз данных, время обслуживания, тонкий клиент, интенсивность поступления заявок, график трафика, система, среднее, информационная система.


Ключевые слова

Имитационное моделирование, MathCAD, тонкий клиент, толстый клиент, система контроля работы студентов., система контроля работы студентов

Похожие статьи

Модель взаимодействия с системами автоматизированного динамического анализа вредоносных программ

Системы автоматизированного динамического анализа представляют собой особый тип инструментов исследования функциональности вредоносных программ. Статья посвящена разработке модели взаимодействия с системами автоматизированного анализа. Для моделирова...

Моделирование технических систем в среде Unity 3D

В статье предложена концепция трёхмерного моделирования технических систем и процессов с помощью программных средств разработки компьютерных игр, одним из которых является среда Unity 3D. Применение указной концепции открывает широкие возможности по ...

Программный комплекс оптимального выбора проекта распределенной вычислительной сети

В статье изложен способ повышения эффективности проектирования распределенной вычислительной сети. Разработаны математическая модель и программный комплекс оптимального выбора распределенной вычислительной сети. Результаты математического моделирован...

Динамическое программирование в решении задачи оптимального размещения электронных компонентов системы управления

В статье изложен способ повышения эффективности проектирования электромонтажных схем системы управления технологическим оборудованием с использованием метода Р. Беллмана. Разработана математическая модель, позволяющая наилучшим образом разместить эле...

Математическая модель оптимизации структуры электромонтажной панели системы управления

В статье изложен метод повышения эффективности проектирования электромонтажных схем системы управления технологическим оборудованием с использованием математического моделирования. Разработана математическая модель оптимизации структуры электромонтаж...

Программный комплекс моделирования транспортных и пешеходных потоков на регулируемом перекрестке

В статье изложен способ повышения эффективности управления транспортными и пешеходными потоками на регулируемом перекрестке. Реализованы валидация, проектирование и верификация. Разработан программный комплекс моделирования регулируемого перекрестка...

Разработка компьютерной модели управления монитором

В статье дается описание разработки компьютерной модели на основе теории автоматов, этапов решения поставленной задачи и пути ее реализации в программной среде Borland Delphi. В компьютерной программной модели применяется switch-технология.

Кластеризация диагностических моделей и их выделение из конфигурационных наборов аппаратных архитектур реконфигурируемой системы функционального контроля и диагностики космического аппарата

В работе рассматриваются особенности математической формализации процессов формирования диагностических моделей контролируемых и диагностируемых бортовых систем космического аппарата в реконфигурируемом вычислительном поле. Предложена математическая ...

Системы поддержки принятия управленческих решений на основе байесовских интеллектуальных технологий (БИТ)

Эффективным инструментом поддержки функционирования сложных систем в настоящее время может служить методология байесовских интеллектуальных технологий (БИТ). Информационно-аналитические системы на основе БИТ используются в самых разных прикладных зад...

Системный подход к выбору моделей для предсказания разрушения деталей на основе статистических данных

В статье описана методика работы с результатами испытаний деталей. С помощью методов машинного обучения удалось научиться предсказывать максимальное значение силы на растяжение, которую выдерживает деталь перед полным разрушением. Лучшую модель из ис...

Похожие статьи

Модель взаимодействия с системами автоматизированного динамического анализа вредоносных программ

Системы автоматизированного динамического анализа представляют собой особый тип инструментов исследования функциональности вредоносных программ. Статья посвящена разработке модели взаимодействия с системами автоматизированного анализа. Для моделирова...

Моделирование технических систем в среде Unity 3D

В статье предложена концепция трёхмерного моделирования технических систем и процессов с помощью программных средств разработки компьютерных игр, одним из которых является среда Unity 3D. Применение указной концепции открывает широкие возможности по ...

Программный комплекс оптимального выбора проекта распределенной вычислительной сети

В статье изложен способ повышения эффективности проектирования распределенной вычислительной сети. Разработаны математическая модель и программный комплекс оптимального выбора распределенной вычислительной сети. Результаты математического моделирован...

Динамическое программирование в решении задачи оптимального размещения электронных компонентов системы управления

В статье изложен способ повышения эффективности проектирования электромонтажных схем системы управления технологическим оборудованием с использованием метода Р. Беллмана. Разработана математическая модель, позволяющая наилучшим образом разместить эле...

Математическая модель оптимизации структуры электромонтажной панели системы управления

В статье изложен метод повышения эффективности проектирования электромонтажных схем системы управления технологическим оборудованием с использованием математического моделирования. Разработана математическая модель оптимизации структуры электромонтаж...

Программный комплекс моделирования транспортных и пешеходных потоков на регулируемом перекрестке

В статье изложен способ повышения эффективности управления транспортными и пешеходными потоками на регулируемом перекрестке. Реализованы валидация, проектирование и верификация. Разработан программный комплекс моделирования регулируемого перекрестка...

Разработка компьютерной модели управления монитором

В статье дается описание разработки компьютерной модели на основе теории автоматов, этапов решения поставленной задачи и пути ее реализации в программной среде Borland Delphi. В компьютерной программной модели применяется switch-технология.

Кластеризация диагностических моделей и их выделение из конфигурационных наборов аппаратных архитектур реконфигурируемой системы функционального контроля и диагностики космического аппарата

В работе рассматриваются особенности математической формализации процессов формирования диагностических моделей контролируемых и диагностируемых бортовых систем космического аппарата в реконфигурируемом вычислительном поле. Предложена математическая ...

Системы поддержки принятия управленческих решений на основе байесовских интеллектуальных технологий (БИТ)

Эффективным инструментом поддержки функционирования сложных систем в настоящее время может служить методология байесовских интеллектуальных технологий (БИТ). Информационно-аналитические системы на основе БИТ используются в самых разных прикладных зад...

Системный подход к выбору моделей для предсказания разрушения деталей на основе статистических данных

В статье описана методика работы с результатами испытаний деталей. С помощью методов машинного обучения удалось научиться предсказывать максимальное значение силы на растяжение, которую выдерживает деталь перед полным разрушением. Лучшую модель из ис...

Задать вопрос