Оперативное информирование участников учебного процесса в условиях дистанционного и смешанного обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №6 (65) май-1 2014 г.

Дата публикации: 03.05.2014

Статья просмотрена: 332 раза

Библиографическое описание:

Латыпова, В. А. Оперативное информирование участников учебного процесса в условиях дистанционного и смешанного обучения / В. А. Латыпова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 6 (65). — С. 102-106. — URL: https://moluch.ru/archive/65/10813/ (дата обращения: 16.11.2024).

Смешанное обучение — это смесь дистанционного и традиционного обучения, когда обучение происходит частично дистанционно, частично в очной форме. В условиях смешанного и дистанционного обучения студенты и преподаватели обмениваются информацией в системе дистанционного обучения (СДО). Студенты изучают материалы курсов, проходят тестирование, отправляют курсовые и лабораторные работы на проверку, а также отправляют свои вопросы. Преподаватели проверяют работы студентов, отправляют замечания по выполненным работам и ответы на вопросы студентов, размещают новости, содержащие информацию о переносе занятий, о сдаче зачетов, курсовых работ, о пересдаче.

Несмотря на развитие дистанционного и смешанного обучения, доля традиционного обучения в вузах значительно выше, соответственно, студенты и преподаватели пользуются СДО непостоянно. Чтобы своевременно получать информацию по учебному курсу, участники учебного процесса должны ежедневно, иногда и чаще, заходить в систему. Постоянное обращение к системе оправдано лишь в условиях большого числа курсов, проходящих дистанционно или смешанно. В противном случае, «привязанность» к системе может стать проблемой.

Для решения данной проблемы сейчас существуют несколько решений. Одно из решений — автоматическая посылка СДО писем, содержащих информацию, касающуюся учебного процесса, на электронную почту пользователям системы. Но данное решение имеет следующий недостаток: пользователь должен регулярно проверять свою электронную почту. Большинство проверяет электронную почту ежедневно, но есть и люди, которые не делают этого. Таким образом, данное решение не обеспечивает оперативное информирование всех участников учебного процесса. Другое решение предложено в статье [1]. Разработана программа, которая с определенной периодичностью проверяет СДО на наличие новых новостей и новых материалов и, в случае положительного результата, загружает данную информацию на компьютеры студентов. Хотя данное решение позволяет получать информацию своевременно, оно содержит ряд недостатков. Во-первых, по умолчанию компьютеры студентов имеют постоянный IP-адрес, по которому как раз и определяется, кому отправлять новости и материалы. Сейчас распространена динамическая IP-адресация, а статические IP-адреса предоставляются Интернет провайдерами за дополнительную плату, поэтому реализация предложенного решения потребует денежных затрат со стороны студентов. Во-вторых, наличие постоянного доступа к личному компьютеру и возможность закачивать материалы автоматически может внушать некоторые опасения, связанные с вопросами безопасности персональных данных.

Другое существующее решение проблемы быстрого оповещения — использование смс-уведомлений, которые отправляются на телефоны преподавателей и студентов. Использование смс-рассылки напрямую не бесплатно.

Автор предлагает, как один из методов оперативного информирования, непрямое смс-оповещение преподавателей и студентов. Система отправляет необходимую информацию на почтовый сервер, тот, в свою очередь, отправляет смс-уведомления о полученных письмах участникам учебного процесса. В данном случае используется почтовый сервер с поддержкой смс-уведомлений. Одним из таких почтовых серверов является, к примеру, сервер mail.ru. Соответственно, студенты и преподаватели должны иметь почту на данном почтовом сервере или они должны настроить переадресацию со своего почтового ящика, если он не поддерживает смс-уведомления.

Рис. 1. Мнемосхема учебного процесса с смс-оповещением

В качестве другого метода, автор предлагает оповещение на основе автоматической посылки СДО писем с последующей отправкой уведомлений от программы-просмотрщика почты. В данном случае, пользователи СДО должны установить на своем компьютере программу-просмотрщик почты. Таких программ существует большое количество и большей частью они бесплатные.

Рис. 2. Мнемосхема учебного процесса с оповещением от программы-просмотрщика почты

Последний метод информирования был использован при проведении курсового проектирования по дисциплине «Высокоуровневое программирование» (1 группа, специальность «Прикладная информатика») и при проведении лабораторных работ и курсового проектирования по дисциплине «Проектирование автоматизированных систем обработки информации и управления (ПАСОИУ)» (2 группы, специальность «Автоматизированные системы обработки информации и управления») в Уфимском государственном авиационном техническом университете в условиях смешанного обучения в 2013–2014 гг.

В качестве программы-просмотрщика почты была использована бесплатная программа Pop Peeper, которая была установлена на компьютер преподавателя. Работа с системой проводилось вне зависимости от выходных и праздничных дней.

При проведении курсового проектирования по дисциплине «Высокоуровневое программирование» были получены результаты, представленные на рисунке 3.

Рис. 3. График получения преподавателем уведомлений по курсу «Высокоуровневое программирование»

Сроки сдачи курсового проекта были с 24.05.13 по 7.06.13, сроки пересдачи с 8.06.13 по 17.06.13. По рисунку видно, что преподаватель не получал уведомления и, соответственно, не должен был посещать систему в периоды 1–4 дней.

Курсовой проект по дисциплине «ПАСОИУ» сдавался по частям в соответствии с календарным планом. Лабораторные работы сдавались в произвольное время на всем периоде обучения. Соответственно, время работы с СДО было значительно длиннее по сравнению с предыдущим примером, и длилось с 19.09.13 по 30.12.2013 (сдача) и с 31.12.13 до 20.03.14 (пересдача). Также количество групп в данном случае было больше. В связи с этим количество уведомлений от системы также было больше.

Для группы 1 были получены результаты, представленные на рисунках 4 и 5.

Рис. 4. График получения преподавателем уведомлений по курсу «ПАСОИУ» в период сдачи для группы 1

Рис. 5. График получения преподавателем уведомлений по курсу «ПАСОИУ» в период пересдачи для группы 1

По рисунку видно, что преподаватель не получал уведомления и, соответственно, не должен был посещать систему в периоды 1–10 дней (сдача) и в периоды 1–6 дней (пересдача).

Для группы 2 были получены результаты, представленные на рисунках 6 и 7.

Рис. 6. График получения преподавателем уведомлений по курсу «ПАСОИУ» в период сдачи для группы 2

Рис. 7. График получения преподавателем уведомлений по курсу «ПАСОИУ» в период пересдачи для группы 2

По рисунку видно, что преподаватель не получал уведомления и, соответственно, не должен был посещать систему в периоды 1–19 дней (сдача) и в периоды 1–13 дней (пересдача).

В результате обзора существующих методов оперативного информирования участников учебного процесса в условиях дистанционного и смешанного обучения было выявлено, что существующие решения или не обладают эффективностью, или их реализация требует материальных вложений. Автором предложено два новых метода оповещения: непрямое смс-оповещение и оповещение на основе автоматической посылки СДО писем с последующей отправкой уведомлений от программы-просмотрщика почты. Был реализован последний метод. В результате исследования было подтверждено, что в условиях небольшого числа курсов, проходящих дистанционно, участники учебного процесса не должны посещать систему ежедневно. Также было выявлено, что использование данного метода позволяет эффективно работать с системой, сократив время, необходимое на многократный «бесполезный» вход в систему.

Литература:

1.                  Mohd Hilmi Hasan, Nazleeni Samiha Haron, Mohd Fadzil Hassan.Improving E-Learning System Using Automated Document Downloading and Announcement Delivery. World Applied Sciences Journal 12 (Special Issue on Computer Applications & Knowledge Management): 13–18, 2011.

2.                  SMS-уведомления. http://help.mail.ru/mail-help/settings/notifications

3.                  Официальный сайт программы Pop Peeper. http://www.poppeeper.com/

Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, график получения, преподаватель уведомлений, система, автоматическая посылка, почта, почтовый сервер, решение, смешанное обучение, дистанционное обучение.


Похожие статьи

Личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию учащихся на уроках иностранного языка

Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста в ходе режимных процессов

Психолого-педагогическое сопровождение на этапе профессионального самоопределения обучающихся

Организация образовательного процесса в старших группах в ДОУ в условиях внедрения ФГОС

Развитие навыков устной речи младших школьников на основе групповой работы на уроках иностранного языка

Приемы интерактивного обучения при формировании социокультурной компетенции обучающихся

Педагогическое сопровождение обучения детей с нарушением слуха на уроках развития речи

Организационно-педагогические условия сопровождения детей в условиях инклюзивного образования

Программа психолого-педагогического сопровождения детей и родителей в период адаптации к ДОУ

Педагогическое сопровождение обучающихся в системе постдипломного образования

Похожие статьи

Личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию учащихся на уроках иностранного языка

Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста в ходе режимных процессов

Психолого-педагогическое сопровождение на этапе профессионального самоопределения обучающихся

Организация образовательного процесса в старших группах в ДОУ в условиях внедрения ФГОС

Развитие навыков устной речи младших школьников на основе групповой работы на уроках иностранного языка

Приемы интерактивного обучения при формировании социокультурной компетенции обучающихся

Педагогическое сопровождение обучения детей с нарушением слуха на уроках развития речи

Организационно-педагогические условия сопровождения детей в условиях инклюзивного образования

Программа психолого-педагогического сопровождения детей и родителей в период адаптации к ДОУ

Педагогическое сопровождение обучающихся в системе постдипломного образования

Задать вопрос