В статье рассматриваются вопросы формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся на уроках информатики, выделяются методы и приемы работы, а также приводятся примеры основных типовых заданий, направленных на формирование коммуникативных универсальных учебных действий средствами учебного предмета информатики.
Ключевые слова:коммуникативные универсальные учебные действия, информатика, методы, приемы.
В настоящее время перед школой стоит задача формирования личности, готовой жить в стремительно меняющемся мире, в высокоразвитой информационной среде, к постоянному саморазвитию и возможности получения дальнейшего образования, в том числе и с использованием современных информационных технологий обучения.
Потребность общества и системы образования в формировании коммуникативных универсальных учебных действий (КУУД) учащихся, являющихся одной из основных составляющих универсальных учебных действий, или умения учиться, начиная с младшего школьного возраста, обусловила научные исследования в этой области. Основные тенденции развития данного направления в отечественной и зарубежной науке, а также различные подходы к решению данной проблемы, рассмотрены в многочисленных работах В. А. Канн-Калика, Л. А. Петровской, Г. М. Андреевой. Они стали основой для разработки педагогических аспектов проблемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
Актуальность данной темы нашла отражение в основных нормативных документах Российской Федерации в области образования, таких как: Закон «Об образовании», Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, Модель «Российское образование — 2020: модель образования для инновационной экономики», а также в требованиях Федерального образовательного стандарта [4,5,6,7,8].
В соответствии с ФГОС основной результат образования рассматривается на основе системно-деятельностного подхода [1] как достижение учащимися новых уровней развития за счет освоения ими как универсальных способов действий, так и способов, специфических для изучаемых предметов. Реализация новых стандартов в образовательном процессе требует новой организации всего учебного процесса, в том числе и уроков информатики. Содержание обучения информатике в современных условиях не может быть ограничено только изучением стремительно меняющегося прикладного программного обеспечения. Перед учителем информатики встает задача формирования у учащихся универсальных учебных действий, составляющих информационную компетентность, вообще, и коммуникативных универсальных учебных действий в частности.
С точки зрения А. Г. Асмолова [2], коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
В соответствии с этим подходом можно выделить следующие коммуникативные УУД:
1. Общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией;
2. Способность действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия;
3. Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
4. Работа в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы);
5. Следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества.
Как отмечают исследователи, информатика как учебный предмет имеет ряд особенностей от других дисциплин, а также условий, которые позволяют успешно формировать КУУД. В их число входят:
- наличие специальных технических средств;
- каждый ученик имеет, с одной стороны, персональное рабочее место, а с другой — имеет доступ к общим ресурсам;
- ответы у доски практикуются значительно реже, чем на других уроках, зато больше приветствуются ответы с места;
- на уроках информатики активнее формируется самостоятельная деятельность учащихся,
- создание собственного, личностно-значимого продукта могут быть естественным образом организованы педагогом [1].
Эти особенности позволяют учителю информатики использовать на своих уроках разнообразные методы и приемы.
Как показывает анализ литературы, понятия «метод обучения» и «прием обучения» — весьма многозначны. Мы будем рассматривать методы и приемы обучения как способы и действия учителя, направленные на достижение целей образования, в нашем случае — на формирование коммуникативных УУД. С этой точки зрения можно выделить следующую систему, представленную в таблице 1.
Таблица 1
Система формирования коммуникативных УУД на уроках информатики
Коммуникативные УУД |
Методы и приемы формирования |
Результат сформированности КУУД |
общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией |
мозговой штурм; диспут; дискуссия; телеконференция; работа в парах; групповая работа. |
умение слушать и слышать друг друга; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; умение представлять информацию, сообщать в письменной и устной форме; готовность спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое, умение вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем. |
способность действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия |
мозговой штурм; составление плана решения задачи в парах; ментальная карта; составление алгоритма в парах и определение результатов его выполнения. |
понимание возможности различных точек зрения, не совпадающих с собственной; готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции; умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы; умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом. |
организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
составление плана решения задачи в парах; совместное составление алгоритмов; обсуждение и заполнение пропусков; чтение алгоритма и определение результатов его выполнения; кейс-метод. |
определение цели и функций участников, способов взаимодействия; планирование общих способов работы; обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; способность брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство); способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность). |
работа в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы) |
мозговой штурм; диспут; проект; поиск и исправление ошибок в парах; задание на сопоставление в парах; взаимоконтроль; ментальная карта. |
умение устанавливать рабочие отношения, интегрироваться в группу сверстников; умение эффективно сотрудничать и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе; способность переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать ее, как задачу — через анализ ее условий. |
следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества. |
задания на сопоставление в парах; взаимный диктант; составление вопросов в группах; взаимоконтроль. |
уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого; адекватное межличностное восприятие; готовность адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности. |
Опираясь на предложенные А. Г. Асмоловым типовые задания [3], мы разработали собственные, которые и предлагаем к использованию с целью формирования коммуникативных УУД.
Таблица 2
Типовые задания на формирование коммуникативных УУД учащихся
Коммуникативная задача |
Задание |
Цель |
Форма работы |
Средства ИКТ |
Учёт позиции собеседника (партнёра) в процессе учебной деятельности на уроках |
«Общее мнение» по вопросу |
Формирование коммуникативных действий, связанных с умением слушать и слышать собеседника, учитывать разные мнения и уметь обосновывать собственное. |
Работа в парах или в группах по 3–4 человека |
Совместная таблица в документах Google |
На организацию и осуществление сотрудничества в ходе учебной деятельности на уроках |
«Совместное рисование» |
Формирование коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация) |
Работа в парах или в группах по 3–4 человека. |
Совместный рисунок в графическом редакторе Paint |
На передачу информации и отображению предметного содержания |
«Компьютерная презентация» |
Формирование коммуникативных действий, направленных на структурирование, объяснение и представление информации по определённой теме и умение сотрудничать в процессе создания общего продукта совместной деятельности. |
Работа в парах или в группах по 3–4 человека |
Совместная презентация в документах Google |
Групповые игры |
Игра «Компьютерное королевство» |
Расширение и обогащение позитивного опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками, формирование коммуникативных действий и операций, обогащение поведенческого репертуара учащихся за счёт социально одобряемых и соответствующих социальным ожиданиям форм поведения, формирование направленности на сверстника, обогащение сферы социальных мотивов, развитие способности к эмпатии. |
Работа в 2–4 группах |
Компьютер, мультимедиапроектор |
Как показывает наш опыт, использование описанных выше методов и приемов на уроках информатики и ИКТ, а также данных типовых заданий позволяет формировать коммуникативные универсальные учебные действия на уроках информатики.
Литература:
1. Аксенова Н. И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов [Текст] / Н. Н. Аксенова. СПб.: Реноме, 2012. С. 140–142.
2. Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. — М.: Просвещение, 2011.2.
3. Асмолов А. Г., Карабанова О. А. Разработка модели Программы развития универсальных учебных действий [Э/р]. — Федеральный государственный образовательный стандарт — Р/д: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=243
4. Закон об образовании [Э/р]. — Министерство образования и науки — Р/д: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/ %D0 %B4 %D0 %BE %D0 %BA %D1 %83 %D0 %BC %D0 %B5 %D0 %BD %D1 %82 %D1 %8B/2974
5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года [Э/р]. — «Википедия — свободная энциклопедия — Р/д: http://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0 %A1 %D1 %82 %D1 %80 %D0 %B0 %D1 %82 %D0 %B5 %D0 %B3 %D0 %B8 %D1 %8F_2020
6. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования [Э/р]. — Федеральный государственный образовательный стандарт — Р/д: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=261
7. Модель «Российское образование — 2020: модель образования для инновационной экономики» [Э/р]. — Высшая школа экономики — Р/д: http://www.hse.ru/sci/publications/26134123.html
8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Э/р]. — Федеральный государственный образовательный стандарт — Р/д: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588