Применение маркетинга для улучшения результатов работы государственных органов российской федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №6 (65) май-1 2014 г.

Дата публикации: 04.05.2014

Статья просмотрена: 3195 раз

Библиографическое описание:

Валькова, Е. И. Применение маркетинга для улучшения результатов работы государственных органов российской федерации / Е. И. Валькова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 6.2 (65.2). — С. 12-14. — URL: https://moluch.ru/archive/65/10830/ (дата обращения: 17.10.2024).

Вряд ли кто-нибудь станет спорить, что на сегодняшний день большая часть граждан Российской Федерации в своих рассуждениях о государственном устройстве, структурах исполнительной власти, функционале исполнительных органов и, тем более, результатах их работы использует шаблоны стереотипного сознания, преимущественно негативные. Положительных мнений услышать практически невозможно (конечно, если речь не идет о людях, работающих в выше обозначенных структурах).

Почему шаблоны стереотипного сознания? Почему негативные?

Потому, что в целом у граждан индифферентное отношение к тому, по каким правилам и законам они живут, как бы странно это не звучало. Серьезно укоренился в сознании стереотип, что все это несовершенно, недодумано, деструктивно. Анализируя результаты исследования проведенного в 2010-2012 гг. Институтом социологии Российской академии наук (ИС РАН) под названием «Процесс модернизации отечественной системы управления: институциональный и теоретико-эмпирический анализ сложившихся тенденций и прогноз их развития» [1], можно сделать следующий вывод - менее 50 % населения, когда-либо обращалась в представительные органы исполнительной власти, и только 17 % по вопросам, не касающимся личных интересов. Превалирующее большинство осталось недовольно результатом взаимодействия. Соответственно, остальная часть населения, те, кто фактически не имеет никакого опыты общения с государственными структурами, заводя об этом разговор,  руководствуется негативным мнением тех, кто туда обращался.

Такая ситуация сложилась потому, что  в общей своей массе население Российской Федерации, к сожалению, безграмотно в вопросах внутренней политики и способов её реализации посредством  представительных органов исполнительной власти. Все знают, что в нашей стране 3 ветви власти: законодательная, судебная и исполнительная, последняя по Конституции РФ, в ряду прочих задач, уполномочена взаимодействовать с гражданами. Но люди, банально не знают о том, по каким вопросам и куда именно они могут обращаться, и какой на самом деле следует быть реакции на их обращения. Вся информация на эту тему, конечно же, в открытом доступе, никто ни  от кого ничего не скрывает, но подана она в такой форме…. которая вряд ли рассчитывалась на понимание рядовых граждан, и специфика их восприятия, разности интеллектуального уровня также вряд ли учитывалась. Такая ситуация не может длиться бесконечно и даже сколько-нибудь долго. Скорее раньше, чем позже она должна поменяться и люди призванные выбором направления своей деятельности служить обществу, повернутся, наконец, к нему лицом.  В этот момент применение чиновниками маркетингового подхода станет более чем актуально.

Главная задача маркетинга – получение таких результатов деятельности, которые имели бы ценность для целевой  аудитории. В частном секторе это - покупательская ценность и удовлетворение потребностей потребителей. В государственном секторе такой задачей может и должна стать – ценность для населения и удовлетворение потребностей общества. Государственные  служащие, использующие маркетинговое мышление для удовлетворения потребностей общества могли бы ориентироваться на следующие позиции ценности для населения:

·        повышение доходов населения;

·        улучшение качества предоставляемых услуг;

·        повышение уровня потребляемых услуг;

·        увеличение уровня покупок продуктов питания и товаров, не только первой необходимости;

·        улучшение соблюдения законов;

·        улучшение здоровья и безопасности населения;

·        активизация действий населения направленных на улучшение экологической ситуации;

·        снижение издержек при предоставлении услуг;

·        получение обратной связи;

·        повышение удовлетворенности общества;

·        получение поддержки от населения.

Ни одна из выше приведенных ценностей не расходится с задачами, поставленными перед служащими в государственных структурах, не смотря ни на какую специфику их работы. Очевидно, тему интеграции маркетингового мировоззрения в работу государственных гражданских служащих имеет смысл развивать далее.

Формула/модель/структура маркетингового мировоззрения/мышления достаточно проста и выглядит следующим образом:

Маркетинговое мышление = осознание базовых принципов маркетинга + применение их на практике + обратная связь + корректировка принципов действия (адаптация к конкретному направлению деятельности).

Остановимся подробнее на 5 основных принципах, и попробуем предположить, как  они могут применяться государственными органами на практике.

Принцип № 1: сохраняйте фокус на покупателе. Этот принцип может применяться следующим образом -  планируя свою профессиональную деятельность и ставя перед собой следующий ряд задач, чиновники, всех без исключения уровней, представляют граждан обращающихся к ним в рамках их непосредственной зоны ответственности (целевую аудиторию), постоянно задающих вопрос «А что мы от этого получим?». Здесь главное не остановиться на полпути и представить также, что на этот вопрос, в любом случае, придется ответить. Тогда планирование работы в обязательном порядке пройдет через призму пользы населению, а значит, появится реальный шанс эту пользу принести.

Принцип № 2: сегментирование и нацеливание на рынок. Здесь основная мысль та, что все люди тем или иным образом различаются между собой, они не одинаковы -  это необходимо учитывать. Наиболее распространёнными являются различия в желаниях, уровне притязаний, ценностях, отношениях, ресурсах, месте нахождения, предыдущим опытом общения с вашей или аналогичной организацией и т.д. Определенно, для соблюдения этого принципа в штате каждого государственной функциональной единицы должны быть люди с серьезными компетенциями в области психологии и социологии и/или узаконенная необходимость консультироваться с такими людьми, прежде чем начинать осуществлять тот или иной проект.

Принцип № 3: идентификация конкурентов и Принцип № 4: использование модели «4P»  имеют прикладное значение, к их адаптации и применению в госструктурах следует подойти более основательно, подробнее остановившись на каждом шаге применения указанных принципов, что достойно написания отдельных статей по каждому из них.

Принцип № 5: контролируйте усилия и вносите своевременные корректировки. Пятый принцип – универсален, применим не только к маркетингу и обязателен как конструктивное звено в цепи маркетингового мышления, он обязателен в любой разумной деятельности, тем более в управленческой, где одной из ключевых компетенций является грамотный, адекватный контроль. Что касается принципов маркетинга, Андерсеном и Котлером в своё время для максимизации вероятности достижения организацией ее краткосрочных  и долгосрочных целей, был разработан следующий процесс контроля: постановка цели (чего мы хотим достичь?) → измерение результатов (что происходит?) → анализ результатов (почему это происходит?) → корректирующее действие (что требуется изменить?). Этот процесс, так же как и принцип универсален, что дает дополнительный плюс за необходимость его применения.

Не следует забывать и об инструментах, которыми вышеописанные принципы реализуются, также уделить им должное внимание. Действительно, почему бы государственным служащим не использовать маркетинговые инструменты уже много лет применяющиеся в частном секторе и многократно доказавшие свою эффективность на практике? Почему бы не адаптировать наиболее успешные методы работы коммерческих организаций к методам работы государственных органов? Например, такие как:

·        тотальное управление качеством;

·        ориентация на потребителей;

·        «плоские» организации;

·        визионарное лидерство;

·        реинжиниринг;

·        измерение и оценка результатов;

·        материальное стимулирование и оплата по результату;

·        анализ выгод/издержек и издержек/эффективности;

·        аутсорсинг;

·        электронная информация и электронные правительства;

·        обучающиеся организации;

·        бережливое производство;

·        и ряд других, список можно продолжить.

 Безусловно, определенная адаптация необходима, прямой перенос может вообще не дать достойных внимания результатов, поэтому каждый инструмент стоит рассмотреть в отдельности, что планируется сделать в следующих статьях, возможно с привлечением соавторов.

Применение маркетинга государственными служащими различных уровней исполнительной власти, безусловно, будет полезно, так как его цели и задачи напрямую выражают истинные, идеальные цели и задачи государственной службы. Маркетинг подразумевает использование подхода, ориентированного на клиента, органам же исполнительной власти следует ориентировать на гражданина, то есть применять  подход, помогающий обращаться к жалобам граждан, улучшать результаты своей работы и таким образом менять восприятие гражданами своего государства в сторону преобладания позитивных оценок. Именно потому, что в настоящее время во взаимодействии населения и власти не все гладко, если не сказать что оно практически отсутствует, очевиден серьезный потенциал развития этого направления. Наше государство может и должно обеспечить своим гражданам, приложив определенные, в том числе, выше обозначенные усилия, более быстрое и качественное предоставление всего спектра услуг, быть более эффективным, удобным и справедливым. Использование маркетингового мышления поможет государственным служащим более профессионально выполнять свои служебные обязанности, повысить их чувствительность к нуждам населения и, таким образом, повысить уровень общественного благополучия, к чему они, собственно, и призваны.

Литература:

1.      Акимкин Е. Местное самоуправление в групповом портрете российской власти //Самоуправление. - 2014.- № 2. – с.7-12

2.      Валькова Е. Маркетинг территорий – есть ли универсальная концепция? //Инновационные маркетинговые технологии: от идеи до рыночного воплощения. – Москва: МЭСИ, 2013 – 98 с.

3.      Котлер Ф., Ли Н. Маркетинг для государственных и общественных организаций. – Питер, 2008. - 376 с.

Основные термины (генерируются автоматически): исполнительная власть, принцип, маркетинговое мышление, гражданин, задача, маркетинговое мировоззрение, образ, Российская Федерация, стереотипное сознание, частный сектор.


Похожие статьи

Применение новых методов анализа затрат как инструмент повышения энергоэффективности энергетической компании

Роль рекламной кампании в повышении эффективности деятельности современных организаций

Использование новой концепции менеджмента для управления инновационным развитием предприятия

Применение инструментов прикладной психологии для оценки качества образования в педагогическом колледже

Совершенствование экономической работы в области анализа затрат

Применение технологий больших данных в сфере подбора и оценки персонала

Программно-целевой метод как фактор повышения эффективности управления государственными и муниципальными финансами

Использование здоровьесберегающих технологий как основы повышения качества обучения

Тематические блоги как средство повышения конкурентоспособности в деятельности туристских предприятий в России

Применение электронных образовательных ресурсов как средство развития познавательных универсальных учебных действий учащихся на уроках технологии

Похожие статьи

Применение новых методов анализа затрат как инструмент повышения энергоэффективности энергетической компании

Роль рекламной кампании в повышении эффективности деятельности современных организаций

Использование новой концепции менеджмента для управления инновационным развитием предприятия

Применение инструментов прикладной психологии для оценки качества образования в педагогическом колледже

Совершенствование экономической работы в области анализа затрат

Применение технологий больших данных в сфере подбора и оценки персонала

Программно-целевой метод как фактор повышения эффективности управления государственными и муниципальными финансами

Использование здоровьесберегающих технологий как основы повышения качества обучения

Тематические блоги как средство повышения конкурентоспособности в деятельности туристских предприятий в России

Применение электронных образовательных ресурсов как средство развития познавательных универсальных учебных действий учащихся на уроках технологии

Задать вопрос