Маркетинговые посредники - это лица и организации, обеспечивающие продвижение товаров и услуг от фирмы на рынок. Они выполняют следующие функции [1]:
· выявления возможных рынков сбыта изготовленного товар через фирму-посредника и брокерские конторы;
· продвижения товара от производителя к потребителю через транспортные компании, склады;
· передача и получение информации с помощью маркетинговых средств и посредников;
· переговоры и передача права собственности на товары.
В результате реализации этих функций существуют такие виды маркетинговых посредников [2]:
· торговые посредники (обеспечивают удобство места / времени и процедуры приобретения товара с меньшими затратами, не смогла бы сделать сама фирма);
· посредники по организации товародвижения (помогают фирме создавать запасы продукции и продвигать ее от места производства к месту потребления, способствуют оптимальному сочетанию транспортно-складских операций на пути перемещения продукции);
· агентства по оказанию маркетинговых услуг (оказывают помощь фирме в проведении маркетинговых исследований, рекламных мероприятий, консалтинга в области маркетинга. В случае их отсутствия фирма берет реализацию этих функций на себя, что приводит к росту расходов и реформирование оргструктуры управления.)
· кредитно-финансовые учреждения (банки, кредитные и страховые компании, которые помогают фирме финансировать сделки и страховать себя от риска в связи с покупкой или продажей товаров).
Конкуренты влияют на весь комплекс маркетинговой деятельности - на выбор фирмой целевых рынков, маркетинговых посредников, поставщиков, формирование ассортимента и т.д. [3]. Важно определить все разновидности конкурентов на рынке, обращая внимание на марки конкурентов (конкуренция между фирмами), разновидности одного и того же товара, конкурирующие друг с другом (межвидовая конкуренция), функциональные особенности продукции (функциональная конкуренция) и психологический портрет потребителя (конкуренция желаний) .
Торговые посредники – фирмы, занимающиеся покупкой и перепродажей товаров или услуги за свой счет, а также оказывающие помощь в процессе, заключающемся в том, что производитель передает все права на владение товаром или услугой конечному производителю [4].
Посредники — это лица, которые связывают желающие заключить сделку стороны. Посредники действуют в сферах перевозки, хранения, страхования, сбыта товаров и др. Более половины международного товарного обмена осуществляется при содействии таких независимых от производителей и потребителей товаров лиц, организаций, торговых фирм [5]. Цель привлечения посредников — повышение экономичности торговых операций.
Место (распределение) наряду с товаром, ценой и продвижением – один из основных элементов маркетинга-микс [6]. Управление распределением товаров включает в себя набор решений и процессов, имеющих отношение к потоку товаров или услуг от производителя к потребителю.
Выбор маркетинговых каналов и управление ими относятся к важнейшим решениям маркетингового управления компанией [7]. Прибыль и расходы маркетингового канала составляют до 50% цены, которую уплачивает при приобретении товара конечный потребитель, поэтому его эффективность – определяющий фактор прибыльности и конкурентоспособности компании-производителя.
Отправной точкой деятельности любой организации и маркетинга в целом можно считать нахождение лучшего способа сбыть товар. Такое движение от продавца к покупателю является и физическим и экономическим движение продукта. Данное перемещение имеет ощутимое действие в реальной и жизни и конкретное определение в терминологии маркетинга [8].
Что же заставляет фирмы и организации оптимизировать свою деятельность? Ответ на этот вопрос прост – большие затраты. Избавить себя от этой функции предприятие, конечно, не может, но отдать распоряжение о её передаче соответствующей структуре – всегда. Именно в такой ситуации на помощь приходят посреднические организации, которые специализируются на более плодотворном и менее дорогом сбыте продукции.
Так же у многих компаний существует проблема ограниченности ассортимента, когда потребитель хочет видеть на рынке весь спектр товаров.
У посредников такого затруднения нет, так как они чаще всего сотрудничают со многими производителями и могут удовлетворять потребности потребителей более выигрышным способом, потратив при этом меньше резервов[9].
Именно поэтому, для фирмы очень важно и судьбоносно решить, какой канал распределения выбрать [10].
Но самое большое влияние посредники имеют на рынке товаров массового спроса, так как именно они осуществляют подготовку товара и передача его конкретному покупателю. Из этого следует, что в современном мире многие компании просто не могут обойтись без помощи посреднических организаций, которые наилучшим образом могут насытить рынок всем необходимым для потребителя, удовлетворив тем самым абсолютно весь перечень его запросов и нужд. А всё это происходит в условиях непрерывной смены одних потребностей на другие.
Так же, мы можем отметить, что роль посредника очень весомо распространяется и на те организации, которые только начинают свою историю, выходя на рынок в первый раз со своими предложениями [11]. В таком случае, компания может потерпеть «фиаско» не только потому, что её товар просто не конкурентоспособный, но и от неправильного выбора посреднической организации.
Из отчетов большого числа специалистов в области маркетинговой деятельности, отчетливо наблюдается постоянные возрастание количества посреднических организаций в современном мире. Причиной служат скачкообразный спрос на товары и услуги, который возрастает с каждым днем. Так же отправной точкой для такого утверждения служат пополнение в товарном ассортименте [12].
Пользоваться услугами посредников или нет – решать организации, но как показывает практика, данные специалисты, благодаря большому количеству партнеров, опыту и охвату своего влияния могут для компании предложить гораздо более надежные и продуктивные пути реализации товара, чем она сама.
Посреднические организации – это специфическое звено между покупателем и продавцом. Зачастую, именно от квалификации такого человека зависит исход и успех сделки. Грамотное ведение посреднических работ ведет к оптимизации расходов и процессов распределения в целом [13].
Поэтому в развитие данной области нуждаются не только сами посредники, но и все участники товародвижения.
Литература:
1. Башкатова Ю.И. Управленческие решения. Учебное пособие. Москва, 2008.
2. Влияние инновационных маркетинговых технологий на развитие коммерческой деятельности в России и за рубежом: Гасымова Г.М., Дейнекин Т.В., Зубин С.И., Казанцева С.Ю., Каптюхин Р.В., Красюк И.Н., Середа О.В., Мхитарян С.В., Невоструев П.Ю., Панюкова В.В., Невоструев П.Ю., Попова И.М., Романов А.А., Тультаев Т.А., Тультаева И.В., Шкляр Т.Л. Коллективная монография профессорско-преподавательского состава кафедры Маркетинга и коммерции Института Менеджмента МЭСИ. Москва, 2013.
3. Каменева Н.А. Сущность и реализация инноваций в российских условиях. Инновации в науке. 2014. № 29. С. 200-206.
4. Каменева Н.А. Инновационная активность как фактор обеспечения конкурентоспособности российской экономики. Проблемы современной экономики. 2011. № 4. С. 19-21.
5. Каптюхин Р.В. Современные методики реализации эффективных рекламных коммуникаций коммерческих компаний в сети интернет Теория и практика общественного развития. 2013. № 9. С. 320-322.
6. Понявина М.Б. Новые нестандартные методы использования QR-кодов в маркетинговой политике современных компаний. Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2014. № 34. С. 82-86.
7. Понявина М.Б. Маркетинговые аспекты формирования высокого уровня брутто-кэш-флоу на рынке новых услуг за счет премиального ценового позиционирования. Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2014. № 34. С. 87-92.
8. Соколов М.А. Организационно-экономическая модель управления стоимостью российских компаний в условиях проводимых процедур по слияниям и поглощениям. Проблемы экономики. 2007. № 5. С. 27-31.
9. Каптюхин Р.В. Формирование стратегии продвижения бренда коммерческой компании в интернете (на примере социальных сетей) Научные труды Вольного экономического общества России. 2013. Т. 179. С. 377-382.
10. Features of online marketing communications and their classification Kaptyukhin R.V., Romanov A.A., Zhidkova O.N., Danchenok L.A. // World Applied Sciences Journal. Volume 27, Issue 13A, 2013, Pages 131-136
11. Хмелев И.Б. Формирование конкурентной среды как условие развития инновационной деятельности. В сборнике: Ценности и интересы современного общества материалы Международной научно-практической конференции. 2013. С. 244-248.
12. Хмелев И.Б. Промышленная политика как фактор модернизации экономики России. В мире научных открытий. 2010. № 4-16. С. 150-151
13. Шкляр Т.Л. Провокационная реклама, как короткий путь к потребителю. Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2014. № 33. С. 81-85.