Актуальность выбранной темы состоит в том, что за последние годы увеличилось число понятий, связанных с экономической жизнью. По нашему мнению, основа развития и совершенствования системы экономического образования в России в современных условиях основывается на формировании экономических представлений.
Формирование экономических представлений нужно начинать с начальной школы. На изучение экономики в начальной школе не отводится специального учебного времени, а уровень экономического образования младших школьников, их интеллектуальное развитие часто не удовлетворяют современным требованиям.
В настоящее время значительно повысились требования к уровню экономической грамотности, как взрослых, так и детей. Для того чтобы школьник научился разбираться в сложнейших экономических понятиях, начинать работать в этом направлении необходимо уже с младшего школьного возраста.
Потенциальные возможности учащихся младшего школьного возраста позволяют осуществлять их экономическое воспитание. Основная цель экономического воспитания — раскрыть окружающий предметный мир материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры и в процессе познания научить соответствующим формам поведения. При целенаправленном педагогическом руководстве этим процессом дети усваивают экономические понятия на разных уровнях: от представлений до осознания сущности этих понятий, приобретают экономические умения, формируются как личность.
Таким образом, экономическое воспитание в младшем школьном возрасте является фундаментом для осуществления экономического воспитания в последующие возрастные периоды. Приобретенные учащимися в начальной школе экономические знания и умения, позволявшие рационально решать познавательные и практические задачи, являются необходимой основой для дальнейшего развития экономического образования и воспитания детей на последующих ступенях обучения.
Для эффективности экономического воспитания младших школьников нужно создать следующие условия:
- включать детей в различные виды деятельности, среди которых особое место занимает трудовая;
- установить межпредметную связь с опорой на личный опыт учащихся;
- насыщать уроки экономическими понятиями;
- определить роль семьи;
- формировать экономические понятия, с опорой на нравственно-экономические качества личности младшего школьника.
Очень важна в формировании экономических представлений у детей тесная связь с родителями. Их необходимо посвящать в то, происходит на занятиях, вовлекать в учебный процесс, создавать условия для их непосредственного участия в расширении представлений детей об экономической жизни семьи, города, страны. При работе с родителями предлагаются различные формы: собрания, конференции, участие в конкурсах, обмен опытом между собой.
В процессе экономического воспитания у школьников формируется экономическое мышление, а последнее способствует осмысливанию явлений экономической жизни, усвоению экономических понятий, формированию экономических представлений и разумному оперированию знаниями.
Важно знакомить детей с экономической азбукой, то есть с помощью игр, решения простейших задач, разбора социально-экономических ситуаций, побуждать их к освоению экономических понятий и категорий. Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния человека и общества от качества труда. Они учатся распределять работы во времени, измерять время и осуществлять его затраты, организовывать рабочее место. Дети овладевают рациональными приемами, повышающими качество и производительность труда, основами экономической культуры [4, c. 94].
Младшие школьники получают элементарные представления о видах собственности, семейных доходах и расходах, разумных тратах, карманных деньгах и рациональном их расходовании, стоимости школьного имущества.
Уже в начальных классах целесообразно начинать освоение основных терминов, составляющих суть экономики: собственность, производство, торговля, товар, рынок, деньги, цена и др.
В оценке сформированности экономических представлений младших школьников можно выделить три критерия:
1. Овладение комплексом экономических понятий, категорий, законов, доступных возрасту младшего школьника. Знакомство детей с простейшими экономическими терминами.
2. Степень овладения экономическими умениями, направленными на совершенствование производства и труда, на получение более высоких показателей в учебе (умение планировать работу, рационально использовать оборудование и материалы, использовать передовые приемы труда, анализировать ход и результаты работы), на активность при участии в ролевых и деловых играх.
3. Уровень сформированности экономически значимых качеств личности (трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, деловитость, экономность, предприимчивость)
Как видим, эти критерии характеризуют собственно экономическое содержание начального экономического образования.
Из этого следует: учащиеся, чтобы понимать, для чего им нужны экономические знания, должны уметь:
- анализировать свои потребности;
- выделять основные и особые потребности;
- определять источники удовлетворения различных потребностей;
- пользоваться деньгами;
- определять источники доходов и расходов;
- объяснять значение труда в удовлетворении потребностей;
- совершать элементарные покупки в магазине;
- анализировать возможности семейного хозяйства в удовлетворении потребностей.
Поэтому, экономическая подготовка в начальной школе должна основываться на практических формах работы учащихся:
- моделирование различных ситуаций;
- выполнение творческих заданий;
- создание проектов.
Экономическое воспитание в школе осуществляется на уроках по всем основным предметам. Значительную помощь в овладении младшими школьниками экономическими понятиями оказывают межпредметные связи. Экономические представления дети получают на уроках чтения, математики, окружающего мира. Решение задач и проблемных ситуаций с экономическим содержанием показывает прагматическую направленность экономических знаний.
На уроках чтения: литературные произведения, сказки, басни, а также пословицы, поговорки.
Математики: Решение математических задач с экономическим содержанием. Сравнение нескольких величин. Нахождение части от числа и числа по его части. Решение задач на сообразительность.
Окружающего мира: Экология родного края. Природные ресурсы. Потребности, необходимые для поддержания здоровья человека. Обычаи и жизнь народов разных стран. Государственный и семейный бюджет. Города и страны.
Вывод: экономические представления положительно влияют на учебно-воспитательный процесс. Появляется стойкая заинтересованность у учащихся в получении знаний, формировании умений по общеобразовательным дисциплинам, развивается речь, мышление, коммуникативные способности, ответственность за принятые решения. Ученики становятся более дисциплинированными, бережливыми по отношению к школьному имуществу, целеустремлёнными. Введение экономических знаний имеет образовательное, развивающее и воспитывающее значение.
Литература:
1. Аменд, А. Ф., Васильев, Ю. К., Вульфов Б. З. Экономическое воспитание учащихся. М., 2008
2. Взаимодействие школы и семьи в экономическом воспитании детей. Методические рекомендации. М., 2006.
3. Голуб Л. Педагогика. М., 2007.
4. Землянская, Е. Н. Курс экономики для начальной школы. М., 2007.
5. Сасова, И. А. Вопросы повышения уровня экономического образования и воспитания школьников. М., 2007, с. 69–76.
6. Смирнова, Т. В. Белка и компания. Экономика для детей в сказках, играх и задачах. М., 2006.
7. Чернер, Л. С. Азбука экономики. М., 2007.
8. Экономическое воспитание учащихся. М., 2006.