Среднее профессиональное образование, возникнув много веков назад в ответ на потребности общества, прошло ряд этапов развития мастерских и школ, пока в Новое время развитие промышленности не потребовало массового высшего профтехобразования, в основе которого был и остается широкий спектр наук. Теоретически ясно, что этот процесс не уменьшил общественной потребности в среднем профобразовании. Однако, нельзя не учесть и того, что в российской действительности последних лет произошли события, заставившие посмотреть на проблему профтехобразования по-новому. Распространилось мнение, по которому мы потеряли профобразование и специалистов. Их нет, так как нет промышленности. В итоге в преддверии ХХI века в России обнаружилась острая нехватка специалистов — даже в формате индустрии, которая оставалась к этому времени работоспособной. И вот рубеж ХХ — ХХI веков (да и первое десятилетие ХХI века) охарактеризовался поисками инновационных моделей среднего профобразования (СПО), оптимальных для развития экономики.
Изначально условимся: большинство отечественных исследователей определяют инновационные процессы в СПО, как «систему, которая, ориентируясь на современные общероссийские тенденции и не снижая внимания к традиционным установкам, вносит принципиальные изменения в обучение, воспитание и развитие личности».
Определим, что мы считаем в данном контексте моделью. Моделью здесь является такое представление об СПО, которое, одновременно, может служить инструментом познания и несет в себе структуру того, чего нет еще в объективной реальности, во всяком случае, нет в полном объеме. В некоторых случаях мы используем в качестве синонима понятия «модели» понятие «сценарий».
Теперь рассмотрим ряд сценариев, доминантой которых являются более или менее тесные взаимоотношения со сферой управления системы профобразования. Наиболее рельефно структурирует такие взаимоотношения Давыдов С. В.
Автор представил в самом общем виде следующие варианты управленческих коллизий в СПО:
· Модель О: Саморазвитие СПО (без управления). Казалось бы, невозможная эта ситуация представлена теоретически с целью определить, может ли быть хоть в какой-то мере результативным неуправляемое саморазвитие СПО. Оказывается, может. Больше того, экспертный анализ, проведенный Давыдовым С. В., показал, что использование модели неуправляемого саморазвития профтехобразования может дать, примерно, 8 % тех или иных изменений в системе СПО.
· Модель 1: Развитие ситуации при сохранении существующего управления. Методологическая основа этого сценария экстраполяция. Модель исходит из того, что управляющие воздействия развивают систему в нужном направлении. Результаты анализа данного сценария таковы: развитие среднего профобразования при сохранении существующих воздействий управления, по расчетам, дает возможность изменить систему СПО на 12 %.
· Модель 2: Управление СПО, направленное на результативность образования и повышение статуса преподавателя.
В рамках этого сценария выделяются такие управляющие факторы:
1) зарплата работников образования должна быть значительно увеличена;
2) социальный статус профессии преподавателя — заметно поднят;
3) строительство, реконструкция и ремонт зданий и сооружений СПО существенно увеличены;
4) государственная и социальная поддержка увеличены;
5) взаимоотношения предприятий и СПО должны быть более объемными.
Очевидно, что такой сценарий с точки зрения ближайшего будущего кажется утопичным. Тем не менее, мы считаем, что он имеет определенную прогностическую ценность. При данном развитии событий прогрессивные изменения в системе СПО, по расчетам того же автора, могут достичь 29 %. Недостаток модели в том, что для достижения положительных результатов выбираются управляющие факторы, требующие больших финансовых затрат
· Модель 3: Управление СПО в рамках реальных возможностей (то есть с введением объективно обоснованных ограничений на ресурсы).
Применение этого сценария на практике дает, по расчетам, 16 % возможности положительных изменений в системе СПО.
· Модель 4: Управление СПО при отсутствии ограничений. По сценарию: оплата труда педагогических работников будет умеренно расти опережающим инфляцию темпом за счет некоторого увеличения расходов на образование в госбюджете. При таком развитии событий спрос на образование увеличится, но ненамного и не резко. Взаимоотношения между образовательными учреждениями и предприятиями будут постепенно улучшаться, что однозначно повлияет на уровень подготовки учащихся; в какой-то мере (но слабо) повысится престиж и социальный статус работников образования. В целом ситуация в СПО будет меняться в соответствии с заданными целями, которые могут быть достигнуты при большом количестве управляющих воздействий и при финансовой поддержке (пусть ограниченной, но заметной), как со стороны государства, так и негосударственной (альтернативной). Этот сценарий дает, по расчетам, 35 % принципиальных возможностей улучшений в системе профобразования.
Отметим общие черты рассмотренных выше подходов к моделированию среднего профобразования: предложенные сценарии в значительной мере далеки от практики среднего профобразования и недостаточно аргументированы. Тем не менее, на наш взгляд, подобные модели имеют прогностическую ценность.
Приведем в пример последнюю по времени так называемую здоровье-целевую модель СПО (авторы: заслуженный учитель РФ Базарный В. Ф. и доктор философских наук, профессор Коробейников А. А., бывший замминистра просвещения СССР). Доминантой этого сценария является идея, согласно которой здоровье по отношению к получению образования первично. В рамках модели предложено на уровне национальных парламентов законодательно определить приоритет формирования физического здоровья и нравственной и психической зрелости обучающихся над процессом получения ими учебной информации Авторы считают, что, будучи приоритетным, улучшение здоровья учащихся и передача последним профессиональных знаний и умений не только не исключают, но, напротив, стимулируют друг друга (что доказывается опытом ряда учебных заведений, реализующих данный сценарий).
Завершая краткое знакомство с дедуктивными подходами к среднему профессиональному образованию, отметим, что рассмотренные работы дают в целом рамочное представление о взаимоотношениях предмета исследований с главными доминантами моделирования среднего профессионального образования, а именно с системой ценностей, избранных в качестве приоритетных для профтехбразования, и с типом управления СПО.
Переходя от дедуктивных попыток моделирования среднего профобразования к индуктивно-моделирующим подходам, отметим, что последние представлены главным образом двумя уровнями или, можно сказать, двумя степенями обобщения, мы имеем в виду:
1) модели среднего профобразования как некоего целого (с разъединением на дисциплины);
2) модели определенного вида СПО.
Приведем типичный сценарий первого типа. Это, пожалуй, один из самых детально разработанных и самых современных сценариев — модель так называемого «социально открытого профессионального колледжа» Структура, по определению разработчика, «характеризуется активным взаимодействием с социумом через механизм социального партнерства с ведущей ролью в нем работодателей, способностью адекватно реагировать на развитие рынка труда, динамику востребованных профессий и на диктуемые обществом экономические и социально-культурные приоритеты»
Автор модели Снопко Н. М. вводит понятие «многоуровневая подготовка», согласно которому по мере восхождения по уровням познания происходит определенное «вертикальное» и «горизонтальное» становление личности. Под вертикалью Снопко Н. М. понимает развитие по линии: обучение в средней школе — начальное профессиональное образование — среднее профобразование — высшее образование и научная деятельность. Движение к верху пирамиды «СОШ-СПО (подготовка квалифицированных рабочих и служащих)-СПО (подготовка специалистов среднего звена)-вуз-наука» квалифицируется как дрейф от ученического состояния к творческому. Освоив первый уровень СПО, учащийся повышает квалификацию: сначала он дисциплинированный исполнитель алгоритмических предписаний, затем, восходя по ступеням профессиональной подготовки, ищущий и совершенствующий производство работник, рационализатор, изобретатель и, наконец, инициатор исследований. Руководясь этой логикой, Снопко Н. М. определяет в качестве необходимых и достаточных следующие качества модели профтехобразования: преемственность, сопряженность, прогностичность, гибкость и динамичность. Автор предполагает преемственность как взаимосвязь содержания, основных методов и форм обучения на разных ступенях образования и в разных типах учебных заведений. Под сопряженностью понимается все более высокая ступень преемственности, обеспечивающая возможность интеграции образовательных программ и сокращение сроков обучения. Прогностичностью, как целью моделирования, считается способность предвидеть назревающие изменения в отраслях науки, техники и производства. Ориентированность системы на перспективные интересы личности и потребности рынка труда. Наконец, гибкость и динамичность предполагают вариативность, позволяющую оперативно реагировать на трансформацию социально-экономической обстановки и динамику общественных запросов и конкретных условий работы образовательных учреждений Указанные качества интегративного моделирования СПО обеспечивают, как показала Снопко Н. М., многоуровневую профессиональную подготовку, предоставляющую свободный «вход» и «выход» (потому модель и названа «открытой») из любой ступени обучения. При этом отмечено: такое СПО позволяет получить, одновременно, интегрированное и дифференцированное профессиональное образование, адекватное динамике требований науки и производства.
Соответственно, особое внимание автор модели уделяет разработке методики интегрированных программ обучения. Оптимальным Снопко Н. М. считает синергетическое моделирование. И это понятно, сторонники синергетики (Буданов В. Г., Курдюмов С. Н., Князева Е. Н., Харитонова В. А., Санникова О. В., Меньшиков И. В.) вслед за русско-американским основоположником этой науки Ильей Пригожиным достаточно, на наш взгляд, убедительно показали, что методология синергетики способна принципиально трансформировать процесс в «нелинейную» ситуацию открытого диалога, прямой и обратной связи… Это — ситуация пробуждения собственных сил обучающегося, инициирование его на один из собственных путей развития [И. Пригожин. Конец определенности. Ижевск, 1999.
Сторонники указанного подхода к СПО считают, что образование должно рассматриваться как стимулирующее открытие себя или сотрудничество с самим собой и другими людьми. По мнению Буданова В. Г., методология синергетики поможет вернуться к образованию, дающему целостное видение природы, человека и общества в контексте междисциплинарного диалога
На основе взглядов данных авторов Снопко Н. М. предложила реализовать принципы синергетики в профтехобразовании. Это значит:всодержании образования формировать основные понятия синергетики через знакомство с миром сложных нелинейных систем, определение этих понятий и перенос их на другие области знания (социального, экономического, гуманитарного). (Тем самым, преодолеваются границы между предметами учебного цикла. Процесс направлен не на увеличение количества информации, а на построение и изучение универсальной модели развития). В организации процесса общения учителя и ученика включить в школьную программу обобщающие специальные курсы. (Внедрение такой формы организации процесса обучения будет тогда подобно лаборатории, где происходит самоорганизация сложных систем: получение в качестве результата наглядной модели, которую можно распространить на другие области знания). В организации образовательного пространства строить метапрограммы взаимодействия образовательных программ. (В результате формируется целостная система знания, определяющая мировоззрение нового типа, обеспечивающего успешное ориентирование учащегося в сложных жизненных ситуациях и модель образовательного пространства, адаптивного к изменяющимся социокультурным условиям).
Реализация модели должна проявить у выпускника колледжа способности к высокорефлексивному социальному поведению, больше того, помочь выпускнику ориентироваться в условиях социальной нестабильности, развить возможности воспринимать и сложившиеся социокультурные образцы, и элементы приращения культуры.
В главном для Снопко Н. М. аспекте моделирования СПО — синергетическом — ее сценарий, таким образом, можно считать (и назвать) научно-целевым.
Данные модельные представления уже получили некоторое отражение в системе профтехобразования Москвы в виде наличия в нем взаимосвязанных циклов общеобразовательных, общепрофессиональных и специальных учебных дисциплин. Эффективность модели подтверждена на практике: за три последних года 95 % выпускников профессионального колледжа, реализовавшего сценарий Снопко Н. М., трудоустроились по специальности, остальные — по смежным профессиям. Этот результат явился показателем способности образовательного учреждения к положительному саморазвитию. Модель апробирована при создании целевой программы «Рабочие кадры на 2010–2014 годы», утвержденной Постановлением Правительства Москвы.
В ряде стран (например, Великобритании) государство, главным образом, и местные органы, и частные структуры в той или иной пропорции делят между собой сферу управления СПО. Все заметней становятся тенденции к созданию единой системы профобразования, техники и науки, интегрированного сочетания максимально гибких инструментов для приобретения знаний, навыков и умений.
Логика развития ситуации в отрасли профтехобразования подсказывает высокую вероятность того, что сосуществующим в мире стремлениям к интеграции и дифференциации предстоит в ближайшие годы синтез, где конкретные черты и параметры его пока не предсказуемы.
Литература:
1. Рябова И. Г. Управление инновационными процессами в региональном социально-экономическом образовании. Журн. «Среднее профессиональное образование», 2009, № 10. 68 с.
2. Давыдов С. В. Когнитивные модели управления развитием системы профессионального образования. Дисс….канд.техн.наук: 05.13.10 — М.: РГБ, 2006. 162 с.
3. Снопко Н. М. Моделирование социально открытого профессионального колледжа Москва 2008 Издательство НП АПО, 2008. 354 с.
4. Снопко Н. М. Формирование социально открытой системы среднего профессионального образования. Авт. дисс. на звание д.пед.наук. М.: 2008. 39 с.
5. И. Пригожин. Конец определенности. Ижевск, 1999.
6. Буданов В. Г. Синергетические стратегии в образовании http://ns.iph.ras.ru/~mifs/stbudan.htm (дата обращения 14.02.2010)
7. Masterman, L. (1997). A Rational for Media Education. In: Kubey, R. (EdJ Media Literacy in the Information Age. New Brunswick (U. S. A.) and London (UK): Transaction Publishers.
8. Пензин С. Н. Кино и эстетическое воспитание: методологически проблемы. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1987.