Патриотическое воспитание подрастающего поколения выделено как одно из приоритетных направлений современной воспитательной и образовательной направленности.
«Система образования призвана обеспечить... воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью» — так говорит Национальная доктрина образования в Российской Федерации.
В Законе РФ «Об образовании» во 2 статье даны четкие пояснения принципов, на которых базируется современная образовательная политика, а, значит, тем самым выделены ключевые позиции понимания современного воспитания и обучения: «Принципы государственной политики в области образования.
Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:
1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства».
Нельзя сказать, что ранее патриотизму и воспитанию четко выраженной гражданской позиции у молодежи не уделялось должное внимание, но в современном, быстро меняющемся мире крайне необходимо выделить это направление как приоритетное. Именно потому, что основой человека как личности является любовь к своей Родине. Еще Ф.Бекон говорил, что любовь к Родине начинается с семьи, соответственно, начинается именно с понимания «малой Родины», и именно начиная с детских лет. Какие понятия включает в себя понятие «малой Родины»? Это весь спектр окружающего мира, а именно: семья, одноклассники, преподаватели, жители родного города и так далее.
И в этом ключе перед педагогом стоит целый ряд задач по воспитанию и формированию мировоззрения обучающихся, не просто любящих свою Родину, но и сознающих себя частью огромного общества граждан своей многонациональной Родины.
Целью применения многообразных воспитательных методик является воспитание уважения к окружающему обществу и формирование патриотизма у молодого поколения.
Безусловно, следует учитывать уровень подготовленности и возраст обучающихся, а также степень владения знаниями в области истории и обществознания. Поскольку автор данной статьи является преподавателем общественных дисциплин, то сделан акцент на формирование патриотических норм на уроках именно гуманитарного цикла. Воспитательная задача занятий по обществознанию всегда реализуется в том числе и в отношении патриотической направленности, например:
— продолжить работу по формированию чувства гордости и уважения к своей Родине,
— формировать чувство толерантности, непринятия проявлений национализма, расизма, антисемитизма,
— воспитывать интерес к предмету, культуру общения и поведения в группе, чувство коллективизма, неконфликтную личность, приятного и грамотного собеседника,
— воспитывать у обучающихся, чувство уважения к правам других людей, толерантность; формировать чувство ответственности перед обществом,
— воспитывать экономически грамотного и активного современного человека, гражданина своей Родины,
— воспитывать обучающихся, необходимости поиска истины в жизненном пространстве,
— воспитывать у обучающихся, стремление реализовать свои возможности и способности, стремление к получению знаний об окружающем обществе и родной стране,
— формирование навыков рационального экономического поведения гражданина РФ;
— формирование гуманистического отношения к окружающему миру и людям;
— продолжение работы по социализации обучающихся, подготовка их к жизни в современной России,
— формировать у обучающихся, ответственное отношение к демократическим процедурам своей страны,
— формировать отношение к духовным ценностям, уважение к культуре прошлого и настоящего России, воспитание экономической культуры гражданина РФ;
— воспитывать у обучающихся, стремление к получению новых знаний об обществе,
— познакомиться с особенностями научных знаний, со сложившейся в современном обществе классификацией наук и основными элементами системы организации науки в России и мире,
— продолжать воспитание правовой культуры человека и гражданина РФ.
Таким образом, на уроках гуманитарного цикла воспитательная функция всегда реализуется в формировании личности обучающихся с точки зрения патриотического и гражданского воспитания.
С учетом особенностей профессионального образования следует также обращать внимание на развитие личности в период ранней юности обучающихся не только с точки зрения ее духовной культуры, социального мышления, познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин, критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию, но и с точки зрения практической деятельности в социальных ролях. В данном случае речь идет о конкретных особенностях выбранной профессии, что в рамках патриотического и гражданского воспитания может реализоваться в следующих мероприятиях, формирующих приобщение к выбранной профессии через ознакомление с традициями народов России (можно предложить следующую тематику мероприятий):
— " Что мы знаем о профессиях бабушек и дедушек»,
— " История профессии в России»,
— " Мир профессий в РФ 19 века»,
— «Самые известные профессиональные династии»,
— " Профессии наших родителей»
— " История моей профессии».
При организации внеурочной деятельности обучающихся в рамках работы по гражданскому и патриотическому воспитанию функции формирования личности могут реализовываться в следующих мероприятиях, акцентирующих внимание на семье и нравственно-семейных ценностях (можно предложить следующую тематику мероприятий):
— «Семейные традиции в моей семье»,
— «История моей фамилии»,
— «Семейный фотоальбом»,
— «История войны глазами наших бабушек и дедушек».
Также стоит упомянуть о мероприятиях, затрагивающих непосредственно Россию в широком смысле этого слова, существенно расширяющих о ней представление, а также формирующих чувство любви, заботы и сохранения своей Родины, уважения к другим народам и их традициям, гордости за Российскую армию, желание служить своему Отечеству (можно предложить следующую тематику мероприятий):
— «От Руси к России»,
— «Государственные символы РФ»,
— «Мой родной город»,
— «История моего родного города»,
— «Великие победы русского народа» (смотри приложение 1).
— «9 мая — День Победы»
— «4 ноября — День народного единства»,
— «День защитника Отечества»,
— «День космонавтики».
Вне всякого сомнения, процесс воспитания человеческой личности — процесс долгий и кропотливый, требующий продолжительного времени и труда как педагога, так и самого обучающегося. В рамках современной национальной политики в области образования и воспитания нужно приложить максимум усилий всему обществу с целью формирования не только патриотизма, но и прежде всего с целью морально-нравственного воспитания подрастающего поколения, берущего, вне всякого сомнения, пример не только с педагогов, но и со взрослых людей, составляющих общество РФ в целом.
Литература:
1. Антонова М. В., Ломохова С. А. Вопросы патриотического воспитания в российской и зарубежной системах образования // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2006. № 6.
2. Большой словарь иностранных слов издательство «Русский язык» 1992г. г. Москва
3. Большая универсальная школьная энциклопедия издательство «Мир энциклопедий», Москва, 2006
4. Жариков А. Д. Растите детей патриотами. М., 1980.
5. Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. Родной край, М., 1990.
6. Коровина В. Я. Пушкин в школе. М., «Просвещение», 1978. 303с.
7. Коровин В. И. А. С. Пушкин в жизни и творчестве. М., «Русское слово», 2004.
8. Краснобельмов А. В. Я познаю мир: Спорт. М., ООО «Издательство Астрель», 2003.-397 с.
9. Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? М., 2004.
10. http://ru.wikipedia.org
11. http://cyberleninka.ru
13. http://www.patriot-nsk.narod.ru