В современных условиях возрастает роль исторического образования, так как нельзя представить по-настоящему образованного, культурного человека, патриота и гражданина, не знающего основ истории, в первую очередь, своей страны. В то же время преподавание истории и обществознания не может находиться в стороне от глобального явления — информатизации общества, создания единого информационного пространства. Также преподаватель истории и обществознания должен реализовывать компетентностный подход — основное требование федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения.
ФГОС общего образования предполагает развитие у обучающихся в ходе изучения истории и обществознания социально-адаптивной, когнитивной, информационно-технологической и коммуникативной компетенций.
Одна из основных компетенций, формируемых на уроках истории и обществознания, — информационная. Это обусловлено тем, что мощный поток информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении и в кино, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров, разнообразных гаджетов оказывают большое влияние на восприятие подростком окружающего мира. Говоря словами Президента РФ, у школы появились сильные конкуренты — Интернет, электронные СМИ, поэтому она «должна успевать и за своими учениками, и за развитием общества, и за информационными потоками, а по-хорошему, должна быть впереди, опережать всё это»[1].
Кроме того, наблюдается снижение интереса у обучающихся к учебной деятельности.
Показателями этого являются несформированность умений работать с информацией, размещенной в различных источниках; неумение организовать самостоятельную деятельность по выполнению исследовательских работ, четко выражать свои мысли и анализировать способы собственной деятельности при работе с историческими данными. В результате у обучающихся со сниженным интересом не вырабатывается целостный взгляд на мир, задерживается развитие самосознания и самоконтроля, формируется привычка к бездумной, бессмысленной деятельности, привычка списывать, отвечать по подсказке, шпаргалке.
Специфика дисциплин «История» и «Обществознание» требует от обучающихся умение работать с информацией, различного рода источниками, документами, материалами СМИ. История изобилует большим количеством дат, фактов, персоналий, понятий. Однако в современном мире постепенно отпадает необходимость перегружать память, потому что имеются технические хранилища информации (компьютерные базы данных, Интернет), и важно научить подростков пользоваться ими. Таким образом, существуют противоречия между:
1) знаниевым содержанием образования, традиционным вербализированным обучением в рамках классно-урочной системы и потребностью информационного общества в формировании информационных компетенций обучающихся, в том числе умений самостоятельного поиска знаний в Глобальной сети Интернет с целью решения значимых содержательных учебных задач;
2) увеличивающимся объемом учебного материала по дисциплине и снижением потенциальных возможностей обучающихся, низким уровнем развития общеучебных умений и навыков.
Решить эти противоречия, на наш взгляд, возможно, с помощью внедрения информационных технологий в образовательный процесс, формирования информационной среды учебной дисциплины, развития информационных компетенций у обучающихся. Причём, процесс развития этих компетенций будет протекать успешно, если реализуется деятельностный подход к построению образовательного процесса, т. е. обучающимися осуществляется самостоятельный поиск, изучение, систематизация, анализ и отбор необходимой информации, её преобразование, сохранение и передача. Исходя из этого, основными задачами при развитии информационных компетенций мы считаем:
1) сформировать у обучающихся умения использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи и систематизации информации, создания баз данных, презентаций результатов познавательной и практической деятельности;
2) организовать применение в процессе обучения эффективных методов работы с картами, схемами, таблицами, графиками, диаграммами;
3) улучшить динамику результативности познавательной деятельности обучающихся как показателя сформированности информационных компетенций.
Для решения поставленных задач мы используем различные методические приёмы. Наиболее распространённый из них — применение компьютерных презентаций, созданных самим преподавателем или обучающимися. В первую очередь, презентации мы используем для сопровождения лекции, доклада, сообщения. На слайды помещаются опорные тезисы, иллюстративный материал. Преподавателю презентация позволяет сохранить логику при изложении нового материала, сократить время при обобщении знаний. Для обучающихся этот приём создаёт пространство для самовыражения. Плоды их творчества, интеллектуальной активности являются востребованными, что повышает интерес обучающихся к образовательному процессу. При правильном распределении внимания обучающихся мы задействуем три механизма восприятия: зрительно-образное, слуховое, дополнительное зрительное (при наличии текста на слайде).
При необходимости без дополнительных временных затрат преподаватель может включить в урок-презентацию видеофрагмент и организовать с ним работу.
С помощью слайдов можно сравнить содержание различных источников, что позволяет развивать критическое мышление обучающихся.
Слайд может содержать в различных формах задания для обучающихся: дать характеристику исторической личности, опираясь на план, содержащийся на слайде; на основе опорной схемы, изображённой на слайде, воссоздать события…; на основе видеофрагмента, рисунка на слайде и текста учебника составить план сражения.
Слайд может содержать таблицу и инструкцию по её заполнению.
С помощью слайдов презентации можно при минимальных затратах времени проверить знания, осуществить самопроверку или взаимопроверку.
Информационные компетенции возможно развивать в ходе организации проектной деятельности обучающихся, базирующейся на сравнительном изучении, исследовании различных общественных явлений, фактов, событий, статистики, отдельных сайтов. Суть проектов заключается в самостоятельном освоении обучающимися учебного материала и получении результата в виде конкретного продукта: презентации, сообщения, реферата и др. Метод проектов позволяет приблизить учебную деятельность к решению практических задач, а само обучение — к жизни. Работая в проекте, обучающийся погружается в определённую ситуацию, добывает знания по действительно интересующему его вопросу. Наиболее благодатные темы для организации проектной деятельности — это темы: «Великая Отечественная война» (история), «Глобальные проблемы человечества и пути их решения» (обществознание). Всегда представление продукта проектной деятельности сопровождается использованием информационных технологий.
На развитие информационных компетенций направлены некоторые виды домашних заданий в рамках внеурочной самостоятельной работы обучающихся: поиск определяемой преподавателем информации (статистических данных, документов, иллюстраций, фактов и т. д.); анализ сайта, посвящённому какому-либо событию; создание виртуальной экскурсии и др. Приводим пример поисковой работы в Интернете:
1) с помощью любой известной вам поисковой системы выявить основные массивы информационных ресурсов по теме «(название)». Какой из сайтов наиболее информативен? Какие документы и материалы он содержит? Какие сайты содержат мемуары участников событий? Что вы знаете об этих людях?
2) используя материалы сайта, составьте хронологию основных событий по теме урока. Сведите их в таблицу.
Таким образом, информационные технологии могут быть использованы на учебных занятиях по истории и обществознанию на различных этапах: при изучении нового материала — визуализация знаний; при закреплении изложенного материала — выполнение практических заданий с использованием обучающих программ; при контроле знаний обучающихся — с использованием контролирующих компьютерных программ.
Использование информационных технологий возможно на занятиях различных типов:
1) урок-лекция по изучению нового материала— преподаватель в течение всего урока использует презентацию в качестве иллюстративного материала (включая в работу текст, аудио- и видеоматериалы);
2) комбинированный урок — сочетает в себе объяснение преподавателя с использованием презентации и работу обучающихся (индивидуальную, групповую) с вопросами и заданиями, представленными в рамках презентации;
3) урок-семинар (обучающиеся готовят собственные выступления с использованием презентаций);
4) защита рефератов и проектных работ по предмету обучающимися;
5) самостоятельное изучение нового материала и контроль за полученными знаниями на уроке с помощью подготовленной учителем мультимедиа-презентации.
Электронные учебные пособия, созданные на базе мультимедиа, оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать учебное занятие более интересным и динамичным, «погрузить» обучающихся в обстановку какой-либо исторической эпохи.
Информационные технологии востребованы при организации самостоятельной работы обучающихся, при организации внеклассной работы по учебной дисциплине (Интернет-олимпиады, викторины, конференции и др.).
Естественно, для применения информационных технологий должны быть созданы необходимые условия: кабинет истории и обществознания должен быть оборудован компьютером, имеющим выход в Интернет, мультимедийным проектором, интерактивной доской; преподаватель должен обладать профессиональными и ИКТ-компетенциями. Для информационно-методического обеспечения необходимы Интернет-ресурсы, ЭОРы, методические журналы и новинки методической литературы.
Положительные стороны использования информационных технологий в преподавании истории и обществознания очевидны:
1) они значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности.
2) Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учеников к обучению. Мотивация повышается за счет применения адекватного поощрения правильных решений задач.
3) ИКТ вовлекают обучающихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.
4) Использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных задач и управления процессом их решения. Компьютеры позволяют строить и анализировать модели различных предметов, ситуаций, явлений.
5) ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности обучающихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.
6) Компьютер способствует формированию у обучающихся рефлексии. Обучающая программа дает возможность обучающимся наглядно представить результат своих действий, определить этап в решении задачи, на котором сделана ошибка, и исправить ее.
Среди целей, которые достигаются с помощью использования информационных (компьютерных) технологий, следует отметить поддержание и повышение качества образования, содействие развитию личности, комфортно чувствующей себя в условиях информационного общества, активизацию и индивидуализацию процесса обучения, повышение эффективности контроля знаний, оптимизацию труда преподавателя. Новые образовательные информационные технологии создают основу для организации педагогом самостоятельной деятельности обучающихся по анализу и обобщению информационного массива, например, исторического материала, при широком использовании индивидуальных и групповых форм организации учебного процесса.
Опыт работы показывает, что у тех обучающихся, которые активно работают с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков и умений, анализа и структурирования получаемой информации. Тем самым реализуется задача перехода от «знаниевой» к «деятельностной» парадигме образования.
Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности диагностики уровня усвоения исторической информации. Разнообразные тестовые системы и оболочки позволяют индивидуализировать процесс оценки знаний, развивать способность обучающихся к самооценке.
Вместе с тем, при использовании информационных технологий преподаватель сталкивается с некоторыми проблемами: не хватает компьютерного времени на учебные дисциплины; отсутствуют возможности работы обучающихся в компьютерном классе во внеурочное время; при недостаточной мотивации к работе с информационными ресурсами обучающиеся отвлекаются на игры, музыку и т. п.; существует вероятность перехода от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам.
Кроме того, часто не представляется возможным проверить правдивость и достоверность информации, содержащейся в Сети. Это означает целесообразность преподавателю первоначально изучить информационные ресурсы, а затем рекомендовать их обучающимся.
Ещё один важный момент: обучающиеся часто пользуются Интернетом стихийно, их знакомство с особенностями поисковых систем поверхностно, поэтому необходимо познакомить обучающихся с наиболее востребованными русскоязычными поисковыми системами Яндекс или Google, провести беседу о методах сбора и обработки информации.
Мы рассмотрели лишь некоторые аспекты использования информационных технологий для формирования ИКТ-компетенций у обучающихся. Использование такого подхода в преподавании истории и обществознания является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания. Наши педагогические наблюдения, анкетирование обучающихся показывают позитивное влияние компьютерных технологий на качество знаний и интерес к учебным дисциплинам.
1. Ваисова JI. М. Информационные технологии в проектной деятельности по истории и обшествознанию. //Журнал «Преподавание истории в школе:-. 2007. № 2.
2. Господарик Ю Л. Электронная хрестоматия в Интернете как средство поддержки школьного учебника истории.// Журнал «Преподавание истории и обшествознания в школе». 2005. № 2.
3. Драхлер А. Б. Ресурсы Интернета и уроки истории в средней школе.//Настольная книга учителя истории. — М.,2006.
4. Субботина В. В. Интеграция и компьютеризация на уроках истории./'Журнал «Преподавание истории в школе». 2006. № 4.
5. Теория и практика дистанционного обучения / Под ред. Е. С. Полит. М. 2001
6. Торой В. В. Проблема использования информационных технологии и преподавании предметов социально-гуманитарного никла //Журнал «Преподавание истории о школе». 2007. № 2.
7. Ушакова О. А. Использование электронных пособий на уроках истории./ Журнал «Преподавание истории и обществознания в школе», 2007.