Открытый урок по дисциплине «Технология производства потребительских товаров», проведенный 17 апреля 2014г. в группе 21-ЭТ специальности 100801 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров».
_______________________________________________________________
Тип урока. Комбинированный
Цели урока:
Ø Обучающие — изучение ассортимента и классификации парфюмерно-косметических товаров, сырья, технологии производства, способов упаковки, маркировки и хранения; проведение экспертизы качества маркировки косметических товаров.
Ø Развивающие: развитие познавательных умений студентов — умения выделять существенные признаки и свойства парфюмерно-косметических товаров, аргументировано доказывать свою точку зрения; познавательный интерес в области производства различных видов парфюмерно-косметических товаров, формирование навыков экспертизы и дегустации потребительских товаров;развивать долговременную память и логическое мышление.
ØВоспитательные — воспитывать познавательный интерес в области производства парфюмерно-косметических товаров, внимание; культуру труда и речи, сплочение коллектива.
Методы обучения:
1. Репродуктивные.
2. Частично-поисковые.
3. Экспериментальные.
Методы контроля:
1. Устный контроль
2. Письменный контроль
3. Экспериментальный контроль
Ход урока
Организационный момент. Отметить отсутствующих, объяснить цели урока и познакомить студентов с планом урока. Работа по плану урока.
План урока
1. Повторить изученный материал предыдущей темы «Пушно-меховые товары».
Устный опрос:
Ø Прошлое, настоящее и будущее пушно-меховых изделий.
Ø Приведите классификацию пушно-мехового сырья.
Ø Охарактеризуйте пушное сырьё.
Ø Охарактеризуйте меховое сырье.
Ø Из чего состоит шкура животного?
Ø Дайте характеристику пушно-меховому полуфабрикату.
Ø Перечислите технологические процессы производства пушно-мехового
Полуфабриката.
Ø Хранение пушно-меховых товаров.
Письменный опрос — тестовые задания 1 и 2 уровня сложности.
II. Работа по теме урока:
—-- Прошлое и настоящее парфюмерно-косметических товаров.
—-- Классификация парфюмерных товаров
—-- Классификация и характеристика сырья для производства парфюмерных
товаров
—-- Технология производства парфюмерных товаров
—-- Упаковка, маркировка, хранение парфюмерных товаров
III. Выполнение практической работы
«Оценка качества маркировки косметических товаров»
1V. Подведение итогов урока — устные ответы + письменные
V. Определение домашнего задания — посетить крупный косметический магазин, ознакомиться с ассортиментом парфюмерно-косметических товаров и закрепить изученный материал на уроке.
Введение.
Термин «парфюмерия» (от фр. perfum) означает “приятный запах». С древних времен люди пользовались благовониями. Богов прославляли окуриванием и изготавливали благовонные мази и ароматные масла, которыми сопровождались различные обряды и дополнялись мужские и женские туалеты. В древности люди использовали так же косметические средства, и не только в гигиенических целях, но и для приукрашивания своей внешности. Древний Восток считается родиной косметики. В Древней Руси косметика применялась в основном в гигиенических целях.
В Европу ароматические вещества попали из стран Востока. Производство парфюмерии в Европе началось с 12 века во Франции. Душистая вода была разработана в г.Кельне и называлась “Кельтской водой”.
В 9 веке во Франции было изобретено мыло. В 1883г. на всемирной выставке в Амстердаме был представлен красный стерженек, обернутый бумагой — прообраз современной помады. В 40-х годах 20 века Америка стала родиной помад.
С 19 века парфюмерия стала развиваться как индустрия роскоши. Много внимания парфюмеры уделяли художественному оформлению флаконов для духов. Французская парфюмерия пользуется во всем мире высоким спросом.
В России парфюмерно-косметическая промышленность зародилась на рубеже 18–19 веков. В конце 18 века в Москве была открыта парфюмерно-косметическая фабрика, а в середине 19 века создавались и другие парфюмерно-косметические производства. В настоящее время в России успешно работают предприятия по выпуску парфюмерно-косметической продукции: “Новая заря”, “Свобода” (Москва), “Невская косметика” (Санкт-Петербург) и другие. Парфюмерно-косметический рынок России по объему занимает шестое место в Европе, уступая Германии, Франции, Британии, Италии и Испании. Объем российского парфюмерно-косметического рынка приближается к 6,5 млрд.долл. В наши дни ассортимент косметических средств очень велик и разнообразен. Применение косметики должно быть безвредно для кожи и организма.
Парфюмерные товары
Парфюмерными (от фр. parfum) — приятный запах) называют изделия, используемые для ароматизации кожи, волос, одежды и в качестве гигиенических и освежающих средств. К ним относят духи, одеколоны, туалетную воду, парфюмерные наборы.
Они представляют собой спиртовые (или спиртоводные) растворы душистых веществ. Косметические товары
Классификация парфюмерных товаров
Вид товара |
Вид упаковки |
Направление основного аромата |
Тип запаха |
Сила запаха |
Духи |
Притертая пробка Навинчивающийся колпачок Аэрозоль Пульверизаторы |
Цитрусовый (гисперидный) Папоротниковый (фужер) Цветочный Шипровый Древесный Амбровый Мускусный Кожный Альдегидный (плод-цвет) Кипарисовый |
Теплый |
С короткой волной |
Парфюмерные воды |
Свежий |
|||
Туалетные воды |
Сладкий |
С длинной волной |
||
Одеколоны |
Пряный |
|||
Душистые воды |
Восточный |
|||
Парфюмерные наборы |
Другие |
|||
Прочие (для ароматизации воздуха, ванн и др.) |
||||
Консистенция |
Характер запаха |
Половозрастной признак |
||
Жидкие, твердые, порошки |
Цветочный |
Мужские |
Женские |
|
Фантазийный |
Детские |
Парные |
||
Цветочно-фантазийный |
Двупольные |
Классификация и характеристика сырья для производства парфюмерных товаров
Основное сырье — душистые вещества, спирт и вода.
Вспомогательное сырье — красители, фиксаторы запахов.
Чем больше душистых веществ, тем выше качество духов.
Сырье |
Характеристика |
● Душистые вещества — представляют собой натуральные и синтетические материалы, обладающие интенсивным и приятным запахом |
Натуральные душистые вещества бывают: Растительного происхождения — получают из растений в виде эфирных масел, настоев и растворов. Эфирные масла содержаться в эфиромасличных растениях (розе, лаванде, тмине, кориандре, мандарине, пачули и др.), из которых получают масло прессованием, перегонкой и экстракцией. Животного происхождения — используют в виде настоев. К ним относят мускус (выделения желез мускусного оленя-кабарги), амбру (вещество из кишечника кашалота), цибет (гормональные выделения цибетовой кошки), бобровая струя (гормональные выделения бобра). Синтетические (ионон, кумарин, гелиотроп и др.) представляют собой продукты переработки каменноугольной смолы, нефтехимического производства, химического синтеза. Они призваны экономить натуральные и расширять ассортимент запахов. |
● Этиловый спирт |
Играет роль растворителя душистых веществ и дезинфицирующего средства, Применяют ректификованный спирт высшей очистки. |
● Вода |
Используют в качестве растворителя и заменителя спирта для регулирования крепости парфюмерной жидкости. Она должна быть чистой, прозрачной, без запахов, примесей. Применяют дистиллированную воду. |
● Денатурирующая добавка |
Позволяет отличить спирт для парфюмерии от пищевого и медицинского. В этом качестве применяют диэтилфталат. |
К факторам, формирующим качество парфюмерных жидкостей, относят:
Ø составление рецептуры;
Ø качество сырья;
Ø технологию производства
Технология производства парфюмерных товаров
В процессе производства формируются потребительские свойства парфюмерных изделий.
Производство парфюмерных товаров состоит из следующих процессов:
Дозирование и смешивание компонентов
â
Приготовление композиции –
(смеси душистых веществ)
â
Получение парфюмерной жидкости
(растворение композиции в спирте, добавление воды, иногда красителей)
â
Выдерживание (отстаивание) –
при этом часть более грубых веществ выпадает в осадок,
и жидкость становится прозрачной. Этот процесс длится около месяца.
â
Фильтрование
â
Фасовка
â
Упаковка изделий
â
Хранение и реализация
при температуре не ниже +5° и не выше 25°С
с относительной влажностью не более 70 %
Упаковка, маркировка, хранение.
Парфюмерные жидкости фасуют в стеклянные, фарфоровые, полимерные флаконы. Флаконы с парфюмерией упаковывают в красиво оформленные футляры. В качестве транспортной тары используются ящики (коробки). Флаконы могут быть упакованы в групповую тару. Такие упаковки укладывают в коробки из картона. Футляры с флаконами заворачивают в бумагу по несколько штук и потом в коробки. Коробки оклеивают бумажными лентами. На коробке с двух сторон слово “ВЕРХ”. На транспортной таре указано: “Осторожно, хрупкое”, “Верх не кантовать”, “Боится сырости”.
Для маркировки парфюмерных жидкостей используют этикетки. Широко используют этикетки из термоусадочной ПВХ — пленки, после нагревания плотно облегают стекло и становятся невидимыми. Для парфюмерной продукции наименование изделия указывается на лицевой стороне этикетки. Информация для потребителя должна быть написана на русском языке: наименование изделия, наименование страны-изготовителя и фирмы-изготовителя, юридический адрес, состав, объем продукции, месяц и год выработки, срок хранения и штриховой код товара.
Парфюмерные изделия хранят при температуре не ниже +5° и не выше 25°С.
Оценка качества маркировки косметических товаров
Цель работы: изучение требований к качеству маркирования косметических товаров.
Материалы: образцы косметической продукции
К качеству маркирования предъявляют следующие требования:
è Информацию для потребителя о косметических изделиях представляют в виде маркирования, расположенного в удобных для прочтения местах на упаковке (потребительской таре), этикетке, ярлыке, открытке, листе-вкладыше, нанесенную любым способом, принятым изготовителем;
è Маркировку наносят на русском языке; по усмотрению изготовителя возможно дополнительное нанесение информации на государственном языке субъекта РФ, а также на иностранных языках;
è Информация должна быть однозначно понимаемой, полной и достоверной, не вводить потребителя в заблуждение относительно происхождения, свойств, состава, способа применения, а также других сведений, характеризующих качество и безопасность парфюмерно-косметических изделий;
è Информация должна быть четкой и легко читаемой;
è Средства нанесения информации обеспечивают стойкость маркировки при хранении, транспортировании и реализации изделий.
О парфюмерно-косметических товарах необходимо представить следующие сведения:
Обязательные сведения |
Особенности |
● название изделия; ● наименование; ● местонахождение (юридический адрес, включая страну- изготовителя); ● товарный знак изготовителя - при его наличии; ● массу нетто, вместимость ● информация о сертификации ● срок годности ● обозначение НД |
● можно не указывать массу или вместимость на изделиях менее 5г или 5 мл и на бесплатных рекламных образцах; ● списку ингредиентов должен предшествовать заголовок «Состав», после него должны быть представлены ингредиенты в порядке уменьшения их массовой доли в рецептуре изделия; ● парфюмерную (ароматическую) композицию указывают как единый ингредиент без раскрытия состава; ● красящие вещества перечисляют в любом порядке после других ингредиентов в соответствии с индексом цвета или принятыми обозначениями; ● условия хранения указывают для парфюмерно-косметических изделий, требующих специальных условий (пониженной температуры, определенной влажности воздуха и др.; ● срок годности исчисляют со дня изготовления. Он может быть указан следующим образом: «Годен (использовать) до (месяц, год) …» или «Срок годности (месяцев, лет).».. или «Дата изготовления (месяц, год)»... ● указывают НД в соответствии с которым изготовлено и может быть идентифицировано изделие; |
Ход работы:
1. Изучить требования к качеству маркирования косметических товаров.
2. Подготовить образцы косметических товаров и внимательно рассмотреть их.
3. Результаты оценки качества (экспертизы) маркировки косметических товаров оформить в виде таблицы (табл.№ 1).
4. Сделать вывод.
Результаты оценки качества маркировки
Таблица № 1
Реквизиты |
Фактические сведения |
● Товар |
|
● Страна, фирма производитель |
|
● Адрес |
|
● Нормативный документ |
|
● Масса нетто, вместимость |
|
● Состав |
|
● Информация о сертификации |
|
● Срок годности |
|
● Условия хранения |
|
● Применение и предостережение |
|
● Дополнительная информация |
|
● Наличие штрихового кода товара |
|
● Общая оценка качества маркировки |
Вывод: _____________________________________________________________________________________________