Цель урока:
· Образовательная: познакомить студентов с отрицательным воздействием на организм вредных привычек (табакокурение); решать задачи на дроби и проценты, нахождение части от целого и целого по его части, построение диаграмм в программе Excel.
· Развивающая: расширить знания обучающихся о вредном воздействии табака на организм человека, выработать навыки, сохраняющие здоровье человека, продолжить формирование компетенций, связанных с использованием электронных таблиц Excel; продолжить формирование общеучебных компетенций — коммуникативных, информационных, учебно-познавательных, личностного самосовершенствования.
· Воспитательная: воспитывать самодисциплину, отказ от вредных привычек, само и взаимоуважение, внимание к собственному здоровью.
У1 (Учитель1) — Мы рады приветствовать наших студентов и гостей в издательском центре «Умник».
Начинаем интегрированный урок математики и информатики «Excel, здоровье, знания — да, а сигарете — нет всегда!", на котором речь пойдет о вредной привычке — пристрастию к табакокурению.
У2 (Учитель2) — Сегодня мы издаем медиажурнал «Быть умным и здоровым!"
У3 (Учитель3) — В макете нашего журнала 7 страниц. Открывая каждую из них, вы узнаете много нужной, интересной и полезной информации.
У1 — Вспомним историю появления табака как средства для курения.
К доске вызывается первый студент.
Краткая историческая справка. Французский посол Жане Нико преподнес своей королеве листья и семена табака для бодрости, как средство от головной боли и многих болезней. В знак благодарности королева назвала «чудодейственное лекарство» именем своего посланника — никотин. Однако, вскоре увлечение табаком сменилось глубоким разочарованием.
К доске выходит 2-ой студент — информация о наказаниях за курение в разных странах. За курение в Америке казнили, в Турции сажали на кол, в Италии заживо замуровывали в стены. В Россию табак привезли во второй половине шестнадцатого века. В 1683 году вышел царский указ, согласно которому курильщиков наказывали палочными ударами по пяткам, а торговцам табаком «пороли ноздри и резали носы».
1 страница — «Сигаретный дым».
У2 — Вразвитых странах за последние 30 лет количество курящих сократилось в 2–3 раза, в нашей стране, наоборот, увеличилось в 3 раза и значительно помолодело. А знаете ли вы, что такое сигаретный дым? 5–10 % массы дыма составляют летучие, крайне мелкие частицы сажи.
У3 — Вмомент затяжки температура на кончике сигареты достигает 6000–9000 С. При такой температуре происходит сухая перегонка табака, в результате образуются ядовитые вещества, свыше 200 из них опасны для организма человека. Обсуждение схемы (см. ниже).
У1 — Давайте выполним исследовательскую работу. Перейдем от рассуждений к вычислениям.
Задача № 1. Водной сигарете содержится 8 мг никотина. Синильная кислота составляет 50 % от никотина. Табачного дёгтя в раз больше, чем никотина. Окись углерода составляет 80 % от количества табачного дёгтя.
Определите содержание самых ядовитых веществ в одной сигарете.
У2 — Для человека смертельная доза никотина составляет от 50 до 100 мг (2–3 капли). Именно такая доза поступает в кровь после выкуривания 20–25 сигарет в день. А почему же курильщики не умирают? Курильщик не погибает потому, что доза вводится постепенно, а не в один приём.
2 страница «Подросток и курение»
У3 — Всем известно, что курить вредно. Так почему же люди курят? Когда люди чаще начинают курить?
Преподаватель даёт студентам бланк анкеты «Что заставляет вас курить?». Варианты ответов: Безделье. Испытываю приятные ощущения. Так принято в компании. Риск, а значит интересно. Из-за внутреннего протеста. Чувствую себя взрослым.
У1 — После заполнения анкет вопросы к студентам: Каково назначение электронных таблиц Excel? Каким образом достигается наглядность расчетов в программе Excel? Какие виды диаграмм вы знаете? Ответы на вопросы с места.
Двум бригадам студентов (по 2 чел.) даётся задание построить диаграммы в Excel, которые демонстрируются с помощью проектора. Затем выбирается наиболее наглядный вариант диаграммы.
У2 — Особенно вредное воздействие оказывает табак на подростковый организм. Табак наиболее пагубно действует на головной мозг подростка. Как правило, курящие студенты хуже учатся.
Задача № 2. По статистике курящих подростков мальчиков — 60 %, девочек — 40 %. Определить, сколько курящих подростков в школе, если в 9–11 классах учатся 80 девочек и 70 мальчиков.
Третья бригада (2 чел.) выполняет расчеты в Excel, строит итоговую гистограмму, демонстрирует всем студентам.
У3 — Подростки не задумываются о том, что у них ухудшается внешность от курения. Табак разрушающе действует на нервную систему, систему органов дыхания, слуха и зрения. Под влиянием дыма и смены температуры голосовые связки опухают, голос становится хриплым. Повышается утомляемость.
3 страница «Сердце хочет жить»
У1 — Посмотрите на наше сердце — это главный орган нашего организма.
Студенты называют известные им болезни сердца: кислородное голодание, закупорка коронарных сосудов, ишемическая болезнь, инфаркт миокарда.
У2 — Задача № 3. При проверке состояния здоровья группы учеников, состоящей из 20 человек со стажем курения 3–5 лет, обнаружено, что 70 % из них имеют по два заболевания (органов дыхания и пищеварения).
Определить, сколько учащихся этой группе имеют по два заболевания.
У3 — Задумайтесьнадстатистическими данными:
Ø Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь на 15 минут.
Ø Каждые 13 секунд умирает человек от заболевания, связанного с курением.
Ø Некоторые ученые полагают, что к 2020 году от болезней, вызванных курением табака, умрут 8,5 млн. жителей нашей планеты.
Ø Число курильщиков в России ежегодно увеличивается на 5 %.
У1 — Вопросы к студентам: Как вы думаете, на сколько лет человек может сократить себе жизнь, если выкуривает от 1 до 9/ 10–19/ 20–39 сигарет? Ответы.
Сравните: исследования показали, что если человек курит в день от 1 до 9 сигарет, то он сокращает свою жизнь (в среднем) на 5 лет; от 10 до 19 сигарет — на 6 лет; от 20 до 39 сигарет — на 7 лет.
У2 — Задача № 4. Средняя продолжительностьжизнь в России 60 лет. Курящие дети сокращают себе жизнь в среднем на 15 %. Определить, какова средняя продолжительность жизни людей, курящих с детства.
4 страница «Моя семья»
Студент выходит к доске, читает:
Как странно этот мир устроен:
Из четырёх — курящих трое.
Хотя известно, что табак -
Опасный и коварный враг.
Как это всё-таки возможно?
Где наши ум и осторожность?
Нам, что же, жизнь не дорога?
И почему в плену врага
Находимся мы добровольно,
Затяжку делая, довольны?
Мы что забыли, что табак -
Коварный и смертельный враг?
Вот цифры мировой статистики,
Приводим их без всякой мистики.
Курение зло — это всем уже ясно,
Курение — это смертельно опасно
У3 — Часто пример детям подают родители. Дети в семьях курильщиков в 4–5 раз чаще болеют простудными заболеваниями, хроническими воспалениями, они более раздражительны.
У1 — Задача № 5. Средний вес новорождённого ребёнка 3кг 300г. Если у ребёнка курящий отец, то его вес будет на 4 % меньше нормы. А если курящая мать — меньше на 10 %. Определите, сколько теряет в весе новорождённый, если: а) куритотец; б) курит мама.
Все студенты (группы по 2 чел.) проводят вычисления на компьютерах в Excel. Объявляется результат. Студенты проверяют ответ.
5 страница «Борьба с курением»
«Курение мужчины — беда, курение женщины — дважды беда, ибо угроза от женской сигареты двойная: для самой курильщицы и для её ребёнка».
Л.Толстой
У2 — В каких общественных местах запрещено курение во многих странах? (в кафе, барах, на рабочих местах). Можно ли рекламировать сигареты по телевидению?
У1, У2 и У3 — Физкультминутка.
6 страница «Пассивное курение»
У3 — огромный вред курильщик наносит здоровью окружающих людей. 8 часов в накуренном помещении равны 5 выкуренным сигаретам. Табачный дым действует в радиусе 10 м от зажженной сигареты.
Задача № 7. 1 пачка сигарет в среднем стоит 50 рублей. Сколько процентов годового дохода тратит на сигареты выкуривающий 1 пачку в день человек, если ежемесячная зарплата составляет 18 тыс. рублей. (Считать 1 месяц — 30 дней). Студенты делают расчеты на компьютере.
У1, У2 и У3 — Физкультминутка для глаз (снятие напряжения).
7 страница «Хочешь быть здоровым — будь им!"
У1 — Уважаемые студенты, как вы думаете, следующие высказывания — истинны или ложны? Студенты аргументируют ответы.
§ Вещества, содержащиеся в табачном дыму, благотворно влияют на развитие организма.
§ Чем раньше ты начнёшь курить, тем дольше будешь жить.
§ Курение — эффективное средство при лечении простудных заболеваний.
§ Одна выкуренная сигарета успокаивает, продлевает жизнь на 10 минут.
§ Первую сигарету лучше выкурить под присмотром родителей.
§ Курят все мои друзья, вместе с ними сижу я. Не курю я сигарет — выйдет из меня атлет.
У2 — Итак, работа по подготовке макета для выпуска нашего медиажурнала завершается. Мы узнали много нового, полезного, подтвердили свои предположения расчетами и сделали их наглядными с помощью компьютерной программы Excel.
У3 — Вот и закончилось занятие. Надеемся, что наша совместная работа поможет вам принять правильное решение при выработке привычек и предостережёт от неверных поступков, вредных для здоровья. Всем спасибо.
Фоторепортаж с урока
Литература:
1. Колесов Д. В. «Предупреждение вредных привычек у школьников»
2. Суравегина И. Т. «Здоровье и окружающая среда»