Данная методическая разработка представляет собой конспект проведенного интегрированного урока по истории и физике и может быть интересна не только преподавателям данных дисциплин, но и других дисциплин, как интересный и нетрадиционный вид совместной работы. Подготовка урока предусматривает большую творческую работу со студентами по подбору материала, созданию презентаций, поисков неизвестных и оригинальных документов. Творческий тандем преподавателей Грошевой А. В. и Евдокимова П. Е. позволяет усилить мотивацию учения студентов по гуманитарным и естественнонаучным дисциплинам.
Пояснительная записка
Интегрированный урок по дисциплинам история и физика.
Тема: «Роль научных открытий в истории Первой Мировой войны»
Цель урока:
Образовательная: углубить знания по изученным темам:
1. Развитие науки и техники в начале XX века.
2. Международные отношения в начале XX века.
3. Первая Мировая война 1914–1918 гг.
Развивающая: формировать умения по обозначению и формулированию проблемы, постановке вопросов, разработке аргументов; формировать умения по принятию независимых продуманных решений; формировать общие и общеучебные компетенции.
Воспитательная: воспитывать уважение к русской истории и науке, воспитывать внимание, уверенность, коллективную мыследеятельность.
В ходе урока применен метод критического мышления и учтены особенности применения метода:
– оценочность;
– открытость новым идеям;
– собственное мнение;
– рефлексия собственных суждений: эффективная работа с большим объемом информации в разных областях знаний истории и физики;
– выработка собственного мнения на основе анализа информации; умение выражать мысли ясно, уверено и корректно.
При проектировании урока применялся метод конкретных ситуаций, который позволяет формировать профессиональные компетенции: умения и навыки мыслить деятельно, развитие способностей личности к обучению, умению перерабатывать информацию.
При подготовке к уроку студенты получили опережающие задания
1.Развернутые и простые планы подготовки к уроку.
2.Темы сообщений с презентациями.
3.Ознакомились с порядком работы с кластером.
Оборудование урока
1.Проектор для компьютера.
2.Проектор для книг.
3.Компьютор.
4.Экран.
5.Настенная карта «Первая Мировая война 1914–1918г.г.
Методическое сопровождение урока.
1. Методическая разработка урока. 2. Презентации к уроку. 3.Видеоролик.
Технологическая карта интегрированного урока
№ п/п |
Дидактическая структура урока, продолжительность |
Цель работы |
Деятельность преподавателя |
Деятельность обучающихся |
Основные показатели результатов подготовки |
1 |
Вводная часть. Организационно–мотивационный этап, вводная беседа. 3 мин. |
Мотивирование активности студентов. |
Проверка наличия студентов в группе. Сообщение темы, целей и задач урока. Фронтальный опрос. Наличие учебных пособий, опорных конспектов. Подготовлена презентация. Краткий обзор подобранных карт по истории I Мировой войны. |
Восприятие темы, целей и задач урока. Ответы на вопросы преподавателя. |
ОК 2 |
2 |
Основная часть 1. Просмотр фрагмента фильма о I Мировой войне. 5 мин. |
Погружение в тему урока. |
Слушает, контролирует. Сообщает проблему урока |
Просмотр фрагмента фильма о I Мировой войне. Высказывают версии решения проблемы. Ответы студентов по окончании фрагмента фильма. |
ОК 2,ОК 4 |
3 |
Основная часть 2. Задание № 1 Простой (информативный) план задания. Изучение полученных заданий, работа по карте, по вопросам заданий. 24 мин. |
Организовать работу в малых группах. Выполнить задание, сформулировать предварительные ответы. |
Выполняет функцию консультанта. |
Изучение полученных заданий. Студенты используют материалы домашней самостоятельной работы, литературу, интернет, ведут обсуждение в группе. Группа отчитывается по материалу задания. Первая оценка. (Приложение 1) |
ОК 5, ОК 6 |
4 |
Основная часть 3. Задание № 2 Развернутый план задания. Составление кластеров в малых группах. 45 мин. |
Развитие навыков индивидуального выступления. |
Роль консультанта |
Составляют кластер по алгоритму. Готовность группы к защите кластера. Рефлексия по проблеме. Вторая оценка. (Приложение 1) |
ОК 5, ОК 6, ОК 7 |
5 |
Основная Часть 4. Задание № 3 Ответ на вопрос. 9 мин. |
Обсуждение, высказывание своего мнения. |
Преподаватель напоминает о проблеме урока. |
Студенты выступают от каждой группы. Защита кластера. Индивидуальная оценка за выступление. |
ОК 8, ОК 1 |
6 |
Заключительная часть. Подведение итогов. Синквейн по оценке организации на уроке. Чему научились? 4 мин. |
Работа в малых группах. |
Преподаватели проводят рефлексию по уроку — синквейн, (Приложение 2) объясняют домашнее задание повторить результаты и значение IМировой войны. |
Студенты высказывают свое мнение об уроке, озвучивая синквейн. Озвучивание итоговых оценок. |
ОК 1, ОК7, ОК8. |
Сценарий урока
Группа 1
Задание 1. Доклад с презентацией (5 слайдов)
Тема: «История русских изобретений. Научно — технический прогресс».Использовать план для подготовки доклада.
Задание 2. Составить кластер.
На основе плана выписать опорные сигналы.
А) Найти и выписать определения: политика, милитаризм, научно — технический прогресс, танк, самолет, автоматическая винтовка.
Б) Из определений выбрать ключевое, объединяющее все.
В) Установить взаимосвязи и отразить графически.
Г) Подготовиться и защитить кластер.
Задание 3. Подготовить ответ на вопрос: «Почему изобретения часто используют в военных целях? Привести аргументы в политической (внешняя и внутренняя политика), экономической сферах применения.
Группа 2
Задание 1. Доклад с презентацией (5 слайдов)
Тема: «Мир накануне I Мировой войны».
Использовать план для подготовки доклада.
Задание 2. Составить кластер.
На основе плана выписать опорные сигналы.
А) Найти и выписать определения: война, шовинизм, государство, колонии, метрополии, бронетранспортер, радио, электрическая лампа, телефон.
Б) Из определений выбрать ключевое, объединяющее все.
В) Установить взаимосвязи и отразить графически.
Г) Подготовиться и защитить кластер.
Задание 3. Подготовить ответ на вопрос: «Зачем войны нужны государствам?» Привести аргументы в политической, экономической, социальной сферах.
Группа 3
Задание 1. Доклад с презентацией (5 слайдов)
Тема: «Отношение человека, общества и государства к войне».Использовать план для подготовки доклада.
Задание 2. Составить кластер.
На основе плана выписать опорные сигналы. А) Найти и выписать определения: общество, народ, государство, патриотизм, наркоз, иммунитет, водолазный костюм, комбайн, трактор, парашют, велосипед, двигатель внутреннего сгорания, самодержавие, стачка, Дума, конференция, братания, социал-демократы, восстание.
Б) Из определений выбрать ключевое, объединяющее все.
В) Установить взаимосвязи и отразить графически.
Г) Подготовиться и защитить кластер.
Задание 3. Подготовить ответ на вопрос: «Нужна ли война человеку, обществу?» Привести аргументы в политической (внешняя и внутренняя политика), экономической, социальной сферах жизни общества.
Простой (информативный) план
Тема: Научно — технический прогресс в начале XXвека. Роль научных открытий, изобретений в IМировой войне.
1. Особенности в области техники — электрификация промышленных предприятий и транспорта. (Стр.276, В. В. Артемов)
2. Переход к автоматической системе машин.
3. Распространение двигателей внутреннего сгорания.
4. Совершенствование химических технологий.
5. Решающий фактор научно — технического прогресса — применение электричества.
6. Определение серебряного века — стр. 292;
7. Военная техника в годы войны стр.299–300.
Вывод:
1.Новые изобретения востребованы во время войны?
2. Изобретения во время войны применяются для уничтожения людей, это бесчеловечно, безнравственно?
Развернутый план
Тема: «Мир накануне I Мировой войны»
Цель: Формирование критического подхода к историческим текстам и источникам.
Международные отношения в 1900–1914 г. г., стр. 278, А. А. Артемов.
1. Военно-политические блоки: Тройственный — 1882г. (Германия, Австро — Венгрия, Италия), Антанта — 1905г. (Англия, Франция, Россия).
2. Цели:
А) Борьба за передел мира. (Дополнение: А. А. Кредер, Новейшая история XX век, М., Московский учебник, стр. 21–23, 29)
Б) Борьба метрополий за сохранение колоний. (Стр. 273, 274, А. А. Артемов)
В) Борьба за черноморские проливы и сферы влияния.
Г) Борьба за сохранение империй. (Стр. 273, А. А. Артемов)
Д) Борьба за предотвращение революций. (Стр. 275, 277, 283, А. А. Артемов)
3. План Шлиффена:
А) Нападение на Францию через Бельгию.
Б) После разгрома Франции — против России
4. Планы Франции и Англии — выжидательные, Россия планировала воевать против Австро-Венгрии.
5. Предпосылки войны:
А) 1912–1913г.г. I Балканская война;
Б) 1913г. II Балканская война.
Вывод:
1. Война неизбежна, все страны готовились отрабатывать свои интересы?
2. Войну можно предотвратить, используя политические методы?
Простой (информативный) план
Тема: Отношение человека, общества и государства к войне
1.1914 г.: взрыв патриотизма во всех странах, митинги в поддержку своих правительств.
2.1915г.: стачечное движение против войны, усиление оппозиции в парламентах. (В. В. Артемов, стр. 301). Особенность в России: поражения на фронтах вызвали борьбу с самодержавием. В парламенте создан «Прогрессивный блок» во главе с кадетами. Цель: создание кабинета общественного доверия, то есть правительства, опирающегося на думское большинство.
3.5–8 сентября — Циммервальдская конференция. 38 делегатов из России, Германии, Франции, Италии, Болгарии, Польши, Швеции, Норвегии, Нидерландов: призыв к миру. Ленин: «Превращение войны империалистической в войну гражданскую».
4.Братания солдат на фронтах.
5.В мае 1916 г. На митингах Берлине социал-демократы (К. Либкнехт) провозгласили лозунг «Долой войну».
6.Июль 1915г. В России среднеазиатское восстание, подавлено только к 1917г.
7.24 — 30 апреля — Ирландское восстание, подавлено Англией.
8.Выступления в Австро-Венгрии.
Вывод:
Основные направления борьбы:
— за мир;
— превращение войны империалистической в войну гражданскую;
— национально — освободительное движение.
Можно ли считать, что война оказала положительное влияние на народы?
Приложение 1
Кластер
Тема: Роль научных открытий, изобретений в IМировой войне
Цель: формирование критического подхода к историческим текстам и источникам.
Технологическая цепочка составления опорной схемы
1. Студент читает текст, конспект, предназначенный для обработки.
2. При чтении текста отмечает и выписывает ключевые положения, факты, события, определения.
3. Разрабатывает или подбирает уже готовые условные обозначения к каждому важному определению, положению текста.
4. Нанести их на лист А4.
5. Наложив прозрачную чистую пленку на карандашный эскиз, обводит обозначения цветной тушью.
Технологическая цепочка составления кластера
1.Студент читает текст и выделяет в нем большие и малые смысловые единицы.
2. После обсуждения и уточнения формулировок смысловых блоков на листе А4 выписывает определения. Названия определений записать в прямоугольники.
3. Выбрать ключевое определение. Установить взаимосвязи, нанести в схему, раскрывая смысловые блоки.
4. Соединить стрелками порядок раскрытия смысловых блоков.
5. Подготовиться к защите своих идей.
Темы для разработки кластеров по планам.
2. Литература и источники:
1.В. В. Артемов, История, М., Академия, 2009г.
2. О. В. Волобуев, Россия и мир, 2006г.
3. А. А. Загладин, История, 2013г.
4.А. А. Кредер, Всемирная история, 2007г.
Приложение 2
Синквейн по оценке организации урока. Чему научились на уроке?
1. Написать два — четыре существительных по оценке урока.
2. Написать два — четыре глагола по оценке урока.
3. Написать три — шесть прилагательных по оценке урока.
4.Написать крылатое выражение, высказывание, вывод об открытом уроке
Приложение 3
История русских открытий и изобретений. Несколько примеров.
Путешественник по Московии Адам Олеарий указывает на способность русских к ремеслам: „Люди эти (русские) очень способны к различным ремеслам, легко перенимают все, что увидят у немцев, и в немного лет они научились и переняли у последних много такого, чего прежде совсем и не знали». В своих описаниях иностранцы постоянно говорят о многих русских изобретениях, как особенностях быта, о „базаре домов”, о „русских слюдяных окнах”, об особом способе передвижения при помощи „ям”, о „русской бане” о двух замечательных изобретениях, введенных кем-то в русский быт. „самовар” или, как немцы называют, „машину для чая (Theemaschine)” и „русские счеты”. Наши счеты — чрезвычайно удобный счетный прибор, с точки зрения экономии времени счеты — замечательное изобретение
«Энциклопедия вооружений» XVI — XVII в.в. в России отливали пушки не только государевы заводы, но и монастыри (Соловецкий, Кирилово-Белозерский). В 1516 году запорожские казаки пользовались литыми стволами пушек.
Русские механики во многом опередили зарубежных изобретателей. Замечательный русский механик и теплотехник И. И. Ползунов впервые создал автоматический поплавковый регулятор, на много лет опередив английского изобретателя Уатта. Русский моряк капитан дальнего плавания О. С. Костович впервые сконструировал и построил в 1882–1883 годах бензиновый двигатель, предназначенный для воздушного корабля. Важный вклад в развитие электротехники внес русский изобретатель М. О. Доливо-Добровольский. Он ввел так называемый трехфазный ток — совокупность трех переменных токов, передаваемых по трем проводам. Человечество обязано России и изобретением прибора освещения — электрической лампочки накаливания. Ее создателем был выдающийся русский электротехник Александр Николаевич Лодыгин. Среди многих талантливых русских изобретений особо почетное место занимает радио, составившее целую эпоху в мировом техническом прогрессе. Создателем этого чуда стал наш великий соотечественник Александр Степанович Попов. Он сконструировал первые в мире радиопередатчики и радиоприемники. 7 мая 1895 года на заседании физического отделения Российского физико-химического общества в Петербургском университете Александр Степанович осуществил первый в мире радиоприем. А 24 марта 1896 года в той же аудитории он провел радиопередачу на расстояние 250 метров. Летом следующего года Попов успешно осуществил испытания на море. На этот раз удалось установить радиосвязь между берегом и кораблем на расстояние более 3 километров. Потом дальность радиосвязи между кораблями увеличилась до 5 километров. Радиоперекличку вели корабли «Россия», «Европа», «Африка». В 1899 году ученый сделал новое важное изобретение — аппарат для приема радиосигналов на слух, с помощью телефонной трубки.Вноябре того же года дальность радиопередач достигла уже 43 километров. Попов блестяще установил связь с кораблем «Генерал-адмирал Апраксин», севшим на мель около острова Гогланд. Летом 1868 года русский агроном Андрей Романович Власенко демонстрировал на полях Тверской губернии свою «зерноуборку на корню».Спустя одиннадцать лет, в 1879 году, подобная машина появилась в Америке, наполях одного из южныхштатов. Ее конструкция значительно уступала конструкции русской машины, была очень громоздкой и неуклюжей. Эту жнейку-молотилку, названную комбайном, тащили 24 мула, а обслуживали семь рабочих. Комбайн был весьма несовершенным, терял много зерна.
Советский оптик Е. М. Брумберг впервые в мире построил зеркальный микрообъектив большой силы и создал микрофотографический аппарат для съемки в ультрафиолетовых лучах.
Первый в мире самолет был построен в нашей стране. Изобретателем его был контр-адмирал Александр Федорович Можайский. Николай Егорович Жуковский создал современную аэродинамику. Его труды позволили не только в России, но и во всем мире начать конструирование самолетов на научной основе.
Генерал русской армии К. И. Константинов еще в 1853 году выдвинул идею использования ракеты для полетов. Наиболее реальный проект реактивных аппаратов разработал в 1881 году революционер-народоволец Н. И. Кибальчич. Через пять лет после смерти Кибальчича был проделан опыт полета первой в мире модели реактивного самолета. Его провел русский инженер Аркадий Эвальдлетом 1886 года в Петербурге. Впервые схему ракетного двигателя предложил великий русский ученый К. Э. Циолковский.