Искусство воспитания имеет особенность,
что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным,
а иным — даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно,
чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически.
К. Д. Ушинский
Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически отображает внешнее воздействие. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.
Целенаправленное формирование и развитие личности обеспечивает научно организованное воспитание.
В. А. Сухомлинский писал: «воспитание — это многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления — и тех, кто воспитывается, и тех, кто воспитывает». Здесь уже ярче выделяется идея взаимообогащения, взаимодействия субъекта и объекта воспитания. Современная педагогика исходит из того, что понятие процесса воспитания отражает не прямое воздействие, а социальное взаимодействие педагога и воспитуемого, их развивающихся отношений. Цели, которые ставит перед собой педагог, выступают как некоторый продукт деятельности обучающегося. Процесс достижения этих целей также реализуется через организацию деятельности обучающегося; оценка успешности действий педагога опять-таки производится на основе того, каковы качественные сдвиги в сознании и поведении обучающегося.
Всякий процесс представляет собой совокупность закономерных и последовательных действий, направленных на достижение определенного результата. Главный результат воспитательного процесса — формирование гармонично развитой, общественно активной личности.
Воспитание — процесс двусторонний, предполагающий как организацию и руководство, так и собственную активность личности. Однако, ведущая роль в этом процессе принадлежит педагогу.
Рассмотрим обучение студентов любой дисциплине. Естественно, что условия, в которых они занимаются, примерно одинаковы. Однако качество их успеваемости зачастую бывает весьма различным. Конечно, в этом сказываются различия в их способностях, уровень предшествующей подготовки, но едва ли не решающую роль играет их отношение к изучению данного предмета. Даже при средних способностях студенты могут весьма успешно учиться, если будут проявлять высокую познавательную активность и упорство в овладении изучаемым материалом. И наоборот, отсутствие этой активности, пассивное отношение к учебной работе, как правило, ведут к отставанию. В этом смысле очень хорошо помогает привлечение студентов к выполнению Power Point презентаций по отдельным темам. Например, студент группы 22Х Шитов Максим, теперь уже выпускник, сделал хороший фильм по токарной обработке, который я использую на уроках.
Я работаю со студентами на втором, третьем и пятом курсах в группах холодильщиков. За этот период времени можно наблюдать как происходит процесс становления личности студента, как развивается его техническое мышление, овладение терминологией. На втором курсе они только начинают приобщаться к изучению общетехнических дисциплин, и иногда им кажется, что это совсем не нужно, но после того, как покажешь взаимосвязь между изучаемыми дисциплинами: инженерная графика (чертеж); технология обработки материалов (изготовление детали); метрология, стандартизация и сертификация (точность изготовления детали — допуски и посадки, унифицирование и агрегатирование — применение стандартных узлов при изготовлении холодильной техники), они начинают понимать, что процесс познания развивается постепенно — от простого к сложному. На пятом курсе студенты изучают метрологическое обеспечение — контроль и измерение выпускаемой продукции. В связи с этим им предлагается сделать презентацию по теме или подготовить реферат, в котором показать связь агрегатирования и унификации с холодильной техникой (например, Зубаль Степан очень хорошо подготовил реферат на эту тему и при своем сообщении привлек всю группу к работе, и я поняла, что они уже хорошо ориентируются в своей специальности). На третьем курсе предложила студентам подготовить реферат по МСС на тему: «Перспективы вступления России в ВТО». Гаркуша Андрей студент группы 32Х подготовил сообщение, в котором дал очень хороший анализ, видно было, что он хорошо проработал этот материал и рассказывал его. Ребята с удовольствием слушали и даже задавали вопросы.
Не менее существенными для развития личности является также характер и направленность той активности, которую проявляет личность в организуемой деятельности. Можно, например, проявлять активность и взаимопомощь в труде, стремясь добиться общего успеха группы и колледжа, а можно быть активным, чтобы только показать себя, заслужить похвалу и извлечь для себя личную выгоду. В первом случае будет формироваться коллективист, во втором — индивидуалист или даже карьерист. Все это ставит перед каждым педагогом задачу — постоянно стимулировать активность учащихся в организуемой деятельности и формировать к ней положительное и здоровое отношение. Отсюда следует, что именно деятельность и отношение к ней выступают как определяющие факторы воспитания и личностного развития обучающегося. Очень большое значение имеет патриотическое воспитание студентов. Например, изготовление диорам на тематику Великой отечественной войны. Со студентами были сделаны диорамы: «Немцы под Москвой» — диорама, посвященная 65 летию Битвы под Москвой — заняла первое место по городу, диорама «Бой у деревни Крюково», посвященная 65-летию Победы, в конкурсе «Мы — наследники Победы» заняла второе место.
Также студентами 4 курса группы 41Х была выполнена диорама для музея Департамента образования «Трудовые резервы фронту» – «Строительство оборонительных сооружений под Москвой».
Студентами второго курса группы 21Х — диорама «Курская дуга». Хочется отметить, что студенты подходят к выполнению диорам очень творчески, изучают материал, выполняют эскизы.
Приведенные примеры, на мой взгляд, достаточно четко раскрывают сущность воспитания и дают возможность подойти к его определению. Под воспитанием следует понимать целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями.
Указанный подход к трактовке развития личности получил название деятельностно-отношенческой концепции воспитания. Сущность этой концепции состоит в том, что только включая растущего человека в разнообразные виды деятельности по овладению общественным опытом и умело стимулируя его активность (отношение) в этой деятельности, можно осуществлять его действенное воспитание. Без организации этой деятельности и формирования положительного отношения к ней воспитание невозможно. Именно в этом состоит глубинная сущность этого сложнейшего процесса.