Речевая зарядка как способ развития спонтанной речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (66) май-2 2014 г.

Дата публикации: 08.05.2014

Статья просмотрена: 7183 раза

Библиографическое описание:

Ахмедханова, С. М. Речевая зарядка как способ развития спонтанной речи / С. М. Ахмедханова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 7 (66). — С. 489-491. — URL: https://moluch.ru/archive/66/10820/ (дата обращения: 15.11.2024).

В данной статье рассматриваются важность обучения учащихся спонтанной иноязычной речи с помощью речевой зарядки. Объясняется понятия речевой разминки и речевой зарядки, и их место в процессе обучения. Определяется её цель и задачи. Определяется содержание и форма данного вида речевой деятельности. И рассматриваются основные виды речевой зарядки.

Ключевые слова: речевая разминка, речевая зарядка, речевая деятельность, речевая интенция, цель, задачи, содержание и форма.

В настоящее время обучение иностранным языкам рассматривается под углом зрения обучения коммуникативной деятельности, умению общаться. Обучающиеся получают возможность пользоваться языком в его коммуникативной функции, прежде всего на уроке, поэтому внимание учителей направлено на поиск резервов для совершенствования урока иностранного языка, на повышение его эффективности, действенности.

Значимыми характеристиками урока иностранного языка в современных условиях являются:

комплексность в решении практических, образовательных, воспитательных и развивающих целей (при этом практические цели выступают как ведущие);

коммуникативная направленность процесса обучения;

наличие мотивации изучения иностранного языка;

использование таких организационных форм деятельности обучающихся, которые обеспечивают активное участие каждого ученика в овладении иностранным языком;

создание благоприятного психологического климата на уроке для общения и речевого партнерства между учителем и учениками и обучающимися между собой;

Учителя часто упускают из виду тот факт, что значительную часть процесса обучения занимает общение, которое может стать основой иноязычной культуры на уроке иностранного языка. Такое общение можно назвать естественным или реальным, ибо оно наиболее приближено к жизненному, реальному и должно являться органичной частью урока.

Начало урока является одним из его важных этапов, во многом определяет успех всего урока. Как говорят англичане: «A good beginning makes a good ending».

Одна из главных задач учителя на этом этапе состоит в том, чтобы ввести учеников в атмосферу иноязычного общения по изучаемой теме. Для эффективного общения необходимым условием является атмосфера урока, а это, прежде всего, доброжелательный тон учителя, который настраивает учеников на рабочий контакт. Регулярное целенаправленное проведение речевой зарядки без особых усилий и больших затрат времени позволяет учащимся повторить и освоить в речи активную тематическую лексику, новые грамматические структуры и речевые обороты; развивать умения неподготовленного диалога, так называемой спонтанной речи, в том числе умение задавать разного типа вопросы и пытаться точно отвечать на них.

Изучение иностранного языка предполагает многократность повторения языкового материала. Но необходимо помнить: не следует повторять одно и то же на каждом уроке в течение всего учебного года. Как известно, механическое проговаривание одного и того же материала приводит к потере интереса. Поэтому учитель должен чётко отслеживать момент усвоенного материала и переключать учеников на отработку новых лексических единиц и речевых образцов, внося тем самым новизну в микродиалоги. Если ученики твёрдо усвоили определённый круг вопросов и ответов, необходимо, в зависимости от обстановки, конкретной ситуации, подсказанной реальной ситуацией, внести что-то новое в диалог с учащимися на всех этапах обучения.

Так, что же обозначает термин речевая зарядка?

Если рассматривать терминологию, то выделяются два научных термина речевая разминка и речевая зарядка.

Речевая разминка (англ. warm up). Этап урока, на котором осуществляется подготовка к изучению основного материала. Включает ответы на вопросы, предварительное обсуждение темы, игровые задания.

Речевая зарядка — это совокупность игровых упражнений, которые предназначаются для активизации речевого общения на уроке, создания мотива для речевой деятельности, например, активизации вопросно-ответного взаимодействия, однотипных высказываний на предъявляемые стимулы.

Но речевая зарядка включает в себя речевую деятельность и речевую интенцию.

Речевая деятельность. Активный, целенаправленный, опосредованный языковой системой и обусловленный ситуацией общения процесс передачи и приема сообщений. Речевая деятельность — общее понятие для обозначения явлений, относящихся к порождению речи и ее восприятию, к процессам говорения и слушания, к результату деятельности, выраженному в форме высказывания, дискурса, текста. Речевая деятельность — это процесс реализации мысли в слове.

Речевая интенция (от лат. intentio — стремление). Намерение говорящего выразить некий коммуникативно-значимый смысл с помощью речевых средств, т. е. осуществить речевой акт. В основе Речевой интенции лежат мотив и цель, побуждающий фактор речевого действия, а также значение речевого высказывания.

Рассмотрев данную информацию можно дать следующее определение речевой зарядке: это умело организованное начало урока, которое способно ввести учащихся в иноязычную атмосферу и стимулировать их дальнейшую работу, направленную на решение задач урока.

Целью речевой зарядки будет организация речевой тренировки, речемыслительной деятельности, естественной обстановки общения.

Сформулируем задачи речевой зарядки:

-        вызвать у учащихся желание говорить по-английски;

-        настроить слуховой и речевой аппарат учащихся на иностранный язык;

-        актуализировать в речи изученный на предыдущих уроках языковой материал;

-        активизировать речевую деятельность с целью сохранения образов в долговременной памяти на основе новых ситуаций;

-        развивать спонтанную речь учащихся.

Содержание и форма речевой зарядки всегда будут зависеть от:

-        цели урока;

-        ступени обучения;

-        уровня знаний учащихся;

-        учебного материала урока;

-        значимых для учащихся событий и новостей в мире, стране, школе;

-        особенностей физического и эмоционального состояния учащихся.

При определении содержания и выбора форм речевой зарядки педагогу необходимо руководствоваться и учитывать следующие правила:

1.      учитывать уровень владения языком;

2.      придумать такое начало урока, чтобы вызвать у обучающихся стремление и желание говорить на английском языке;

3.      связать речевую зарядку с основными задачами занятия;

4.      речевая зарядка, как правило, не должна занимать много времени (например, если это начало урока, то не более пяти минут);

5.      помнить, что речевая зарядка, совершенно неподкрепленная последующим ходом урока, теряет смысл;

6.      подготовить несколько образцов речевой зарядки, поскольку начало занятия может зависеть от определенных обстоятельств, а именно от эмоционального поведения учащихся, будь то усталость, пассивность или возбужденность.

Так какие же виды речевой зарядки чаще всего используются на уроках?

Можно выделить несколько видов разминок в зависимости от целей и ступеней обучения:

I. Одноцелевые (для актуализации конкретных знаний и умений) и многоцелевые разминки:

1.      артикуляционные — направлены на правильную постановку отдельных звуков (непосредственно сами фонетические зарядки).          

-        азбука в стихах (при знакомстве с буквами);

-        фонетические сказки для учащихся младшего возраста (при введении и отработке знаков транскрипции параллельно со знакомством с буквами);

-        скороговорки (Tongue Twisters — при отработке правил чтения);

-        подбор рифмующихся слов…

2.      орфографические          - направлены на закрепление правил чтения и орфографии.

-        скороговорки (Tongue Twisters);

-        заполнение пропущенных орфограмм или знаков транскрипции в словах;

-        подбор слов с данным звуком или орфограммой;

-        составление слова из данных букв (возможно одна лишняя);

-        написание слова к данной транскрипции;

-        анализ омонимов и паронимов…

3.      грамматические — для поиска грамматических явлений и их объяснения.      

-        анализ предложения;

-        анализ грамматической рифмовки

(Grammar Rhymes — многоцелевой в том числе, т. к. лексика по теме урока может быть сопутствующей целью);

-        анализ рифмовки неправильных глаголов;

-        анализ Limericks с опорой на карикатуру (Past Simple);

-        чтение скороговорки (Tongue Twisters);

-        поиск явлений в отрывке из текста известной эстрадной песни (Song Lyrics);

-        аудирование грамматического явления и выделение его при помощи хлопков, цветных треугольников, совмещение физкультминуткой (встали-сели);

-        преобразование данного предложения;

-        считалочки.

4.      лексические — на закрепление лексических единиц по данной теме     

-        пословицы и поговорки;

-        рифмовки;

-        скороговорки (Tongue Twisters);

-        народное творчество (загадки (Riddles), краткие полезные рецепты, анекдоты (Jokes, Limericks);

-        аудирование слов и распределение их на смысловые столбики или заполнение коллажа…

Одноцелевые разминки могут включать в себя сопутствующие цели: работа над интонацией, выделение членов предложения и частей речи, знакомство с фольклором, сохранение мотивации через различные виды наглядности, воспитательная цель и т. п.

II. Комплексные (на развитие и закрепление речевых навыков) разминки:

1. речевая разминка - закрепление произносительных, лексических и грамматических навыков            

-       беседа учителя с классом или учащихся с товарищами по классу (игра «пинг-понг», «журналист») по теме пройденного урока;

-       толкование пословиц (Proverbs), цитат (Quotations)…

2. работа со значением слова        

-       перевод фраз, обладающих наибольшей практической ценностью (например, из разговорника);

-       толкование значения слова или пословицы;

-       подбор синонима, антонима;

-       нахождение лишнего или общего слова;

-       употребление слова в контексте;

-       преобразование начальной формы слова в контексте;

-       перифраз…

Таким образом, можно сказать, что Речевая разминка — важный вид активной учебной деятельности, способствующий повышению интереса к изучению иностранного языка и развитие спонтанной речи. Особенно если речь идет о начале урока, когда необходимо создать рабочий контакт как можно с большим числом учащихся, то есть осуществить речевую подготовку естественным путем.

Следовательно, благодаря многообразию форм речевых зарядок или разминок, преподаватель решает целый комплекс задач: обеспечивает контроль знаний; повышает мотивацию; избегает стереотипов; решает воспитательные задачи и самое главное развивает у учащихся неподготовленную спонтанную речь.

Основные термины (генерируются автоматически): речевая зарядка, речевая деятельность, Речевая разминка, иностранный язык, Речевая интенция, урок, учащийся, рабочий контакт, ступень обучения, языковой материал.


Ключевые слова

цель, речевая деятельность, задачи, речевая разминка, речевая зарядка, речевая интенция, содержание и форма

Похожие статьи

Взаимосвязь обучения различным видам иноязычной речевой деятельности

В статье рассматривается взаимосвязь обучения различным видам иноязычной речевой деятельности. Анализируется влияние характеристик учебных материалов и организации учебной деятельности на успешность формирования речевых умений. Подчеркивается необход...

Актуальные проблемы совершенствования речевой культуры учащихся

Целью данной статьи является рассмотрение актуальных проблем развития речевой культуры учащихся в современных условиях формирования речевой среды, основными задачами при этом стали: изучение интереса к культуре речи, выяснение причин «засорения» язык...

Развитие образной речи у детей среднего дошкольного возраста

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме — развитию образной речи. Рассматриваются вопросы значения образности как важного звена в общей системе речевой работы. Выделяются и описываются характерные особенности речи детей пятого года ж...

Роль обучения говорению при овладении иностранным языком

В данной статье поднимается тема важности и приоритетности совершенствования навыков разговорной речи при обучении иностранным языкам. Рассматриваются этапы реализации речевой деятельности и необходимые условия на пути преодоления языкового барьера и...

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в процессе повышения самостоятельности учащихся

В статье автором рассматривается роль интеграции урочной и внеурочной деятельности в процессе повышения самостоятельной деятельности учащихся. Дается определения урочной и внеурочной деятельности. Определены задачи, решаемые интеграцией. Рассмотрено ...

Роль речевых ситуаций в обучении иноязычной речи

В статье речь идет об учебных речевых ситуациях, о роли ситуации в процессе обучения русскому языку как иностранному. Проанализированы психологические, лингвистические и методологические особенности речевых ситуаций. В статье дается определение речев...

Распределение внимания между языковой формой и содержанием в процессе обучения иностранному языку в техническом вузе

В статье анализируется проблема распределения внимания между языковой формой и содержанием в процессе обучения иностранному языку в техническом вузе. Подчеркивается, что развитие у обучающихся умения одновременно охватывать сознанием и языковую форму...

Характеристика обучающихся с задержкой психического развития

В статье раскрывается понятие и сущность задержки психического развития (ЗПР), психолого-педагогическая характеристика обучающегося с задержкой психического развития. Особое внимание уделяется раскрытию особенностей эмоционально-волевой сферы и психи...

Особенности возникновения речевой интенции в процессе преподавания иностранного языка в техническом вузе

Данная статья посвящена рассмотрению особенностей возникновения речевой интенции в процессе преподавания иностранного языка в техническом вузе. Коммуникативная интенция возникает в результате ориентировки в проблемной ситуации и сопровождается формир...

Приемы формирования у учащихся навыков профессионального общения на иностранном языке через речевую деятельность

Данная статья посвящена вопросу формирования навыков профессионального общения на иностранном языке учащихся профессиональных колледжей. В статье раскрыто значение речевой деятельности для формирования указанных навыков, обозначены виды упражнений,...

Похожие статьи

Взаимосвязь обучения различным видам иноязычной речевой деятельности

В статье рассматривается взаимосвязь обучения различным видам иноязычной речевой деятельности. Анализируется влияние характеристик учебных материалов и организации учебной деятельности на успешность формирования речевых умений. Подчеркивается необход...

Актуальные проблемы совершенствования речевой культуры учащихся

Целью данной статьи является рассмотрение актуальных проблем развития речевой культуры учащихся в современных условиях формирования речевой среды, основными задачами при этом стали: изучение интереса к культуре речи, выяснение причин «засорения» язык...

Развитие образной речи у детей среднего дошкольного возраста

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме — развитию образной речи. Рассматриваются вопросы значения образности как важного звена в общей системе речевой работы. Выделяются и описываются характерные особенности речи детей пятого года ж...

Роль обучения говорению при овладении иностранным языком

В данной статье поднимается тема важности и приоритетности совершенствования навыков разговорной речи при обучении иностранным языкам. Рассматриваются этапы реализации речевой деятельности и необходимые условия на пути преодоления языкового барьера и...

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в процессе повышения самостоятельности учащихся

В статье автором рассматривается роль интеграции урочной и внеурочной деятельности в процессе повышения самостоятельной деятельности учащихся. Дается определения урочной и внеурочной деятельности. Определены задачи, решаемые интеграцией. Рассмотрено ...

Роль речевых ситуаций в обучении иноязычной речи

В статье речь идет об учебных речевых ситуациях, о роли ситуации в процессе обучения русскому языку как иностранному. Проанализированы психологические, лингвистические и методологические особенности речевых ситуаций. В статье дается определение речев...

Распределение внимания между языковой формой и содержанием в процессе обучения иностранному языку в техническом вузе

В статье анализируется проблема распределения внимания между языковой формой и содержанием в процессе обучения иностранному языку в техническом вузе. Подчеркивается, что развитие у обучающихся умения одновременно охватывать сознанием и языковую форму...

Характеристика обучающихся с задержкой психического развития

В статье раскрывается понятие и сущность задержки психического развития (ЗПР), психолого-педагогическая характеристика обучающегося с задержкой психического развития. Особое внимание уделяется раскрытию особенностей эмоционально-волевой сферы и психи...

Особенности возникновения речевой интенции в процессе преподавания иностранного языка в техническом вузе

Данная статья посвящена рассмотрению особенностей возникновения речевой интенции в процессе преподавания иностранного языка в техническом вузе. Коммуникативная интенция возникает в результате ориентировки в проблемной ситуации и сопровождается формир...

Приемы формирования у учащихся навыков профессионального общения на иностранном языке через речевую деятельность

Данная статья посвящена вопросу формирования навыков профессионального общения на иностранном языке учащихся профессиональных колледжей. В статье раскрыто значение речевой деятельности для формирования указанных навыков, обозначены виды упражнений,...

Задать вопрос