Новый Федеральный закон № 44: есть над чем работать | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №7 (66) май-2 2014 г.

Дата публикации: 18.05.2014

Статья просмотрена: 437 раз

Библиографическое описание:

Гарифуллина, А. А. Новый Федеральный закон № 44: есть над чем работать / А. А. Гарифуллина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 7 (66). — С. 322-324. — URL: https://moluch.ru/archive/66/10821/ (дата обращения: 19.12.2024).

Оптимизация деятельности в сфере государственных закупок товаров для компаний с госучастием является первоочередной задачей для отечественного бизнеса.

По сообщениям Генпрокуратуры за прошедший год практически на 50 % выросло число правонарушений на рынке закупок для государственных и муниципальных нужд. Если в 2012 году количество нарушений не дотягивало до 50 тысяч, то в 2013 году их число достигло почти 80 тыс., также возбуждено 500 уголовных дел [2].

Данные цифры говорят о несостоятельности Федерального закона № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». В связи с этим, с 1 января 2014 года вступил в действие Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Новый закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок [1, c.1].

Не смотря на видимые улучшения в данный момент 44-ФЗ содержит множество противоречивых статей. В частности, обоснованные опасения вызывают положения, касающиеся процедуры контроля и размещения заказа.

1.         По новому проекту расширяется выбор торгов, но не указывается, на каких основаниях заказчик должен выбирать форму проведения конкурса. Результатом предоставления свободы решения может стать несправедливое преимущество у определенной категории поставщиков в ущерб тем, кто не сможет пройти по определенным требованиям. Если рассматривать одно из нововведений — двухэтапный аукцион — на конкретном примере взаимодействия заказчика и исполнителя, можно увидеть скрытые возможности сговора. Предотвратить такие инциденты не представляется возможным, так как нет нормативных актов, предусматривающих четкую схему действия контролирующих органов в таких ситуациях.

2.         Не прописаны и четкие инструкции для конкурсной комиссии в случае выбора заказчиком открытой формы подачи заявок. Несмотря на возмущение поставщиков по поводу заинтересованности отдельных лиц, новый закон унаследовал самый неприятный для исполнителей пункт. Подача заявок в открытой форме, без запечатанных конвертов может привести к повторению печального опыта. Это положение должно выражать стремление к прозрачности и доступности тендерных процессов, но на практике получится совсем другой результат — очередной повод для нечестных сделок путем сговора. В итоге могут пострадать и качество исполнения контракта, и уровень услуг в пользу менее добросовестного поставщика.

3.         Сужены права поставщика при подаче заявок. Четко указано, что прослеживать процедуру на всех этапах может лишь лицо, подавшее заявку. Однако это противоречит прежним нормам, так в 94 законе были предусмотрены тонкости определенных организаций, где муниципальные компании могли контролировать закупки и подавать иски совершенно свободно. Теперь эта возможность ограничена рамками, в которых могут нарушаться предписанные ранее права. Таким образом, будет упущен важный момент — участники, не допущенные к подаче заявок по ограничениям, не смогут и влиять на качество исполнения процедуры.

4.         Изменен порядок внесения и размер обеспечения заявок. Сумма, оплачиваемая поставщиком как гарантия надлежащего исполнения договора, переходит заказчику на срок от 12 до 24 месяцев. Это означает, что даже после выбора исполнителя, заключения с ним контракта и его полного выполнения у принимающей стороны есть законное право использовать деньги исполнителя по своему усмотрению. В результате могут пострадать те поставщики, чье финансовое состояние не отличается благополучием. Раньше деньги возвращались в течение месяца после объявления итогов конкурса, что позволяло использовать эту сумму для участия в других тендерах. Косвенно, новый пункт закона ограничивает деятельность мелких и крупных поставщиков и отдает приоритет крупным компаниям [3].

5.         Еще одну проблему применения положений 44-ФЗ выделил глава ФАС России Игорь Артемьев — уход госзаказчиков от процедур Закона о контрактной системе предоставлением субсидий ГУПам и МУПам, что приводит к произвольному и неконтролируемому расходу средств и выбору «нужных» исполнителей. «Таким образом, заказчики не проводят торгов, и все достается через ГУПы избранным предпринимателям, а малый бизнес остается ни с чем», — подчеркнул руководитель антимонопольного ведомства.

6.         Также одной из ключевых проблем применения контрактной системы, названной главой ФАС России является закупки на строительство, которые при стоимости свыше 150 млн рублей для государственных нужд, и свыше 50 млн рублей для муниципальных проводятся «бумажным» конкурсом, что приводит к ограничению числа участников, искусственному укрупнению заказов, субъективной оценке участников.

В 1 квартале 2014 года проведено закупок общей суммой более, чем на 457 млрд рублей. При этом экономия в строительстве при проведении аукционов составила бы 4,9 %, что на 2,1 % больше, чем при проведении конкурса, и что кратно 9 млрд рублей [4].

Что касается тендерного рынка, важную роль в создании прозрачных торгов играет своевременное выявление коррупционных тендеров.

Отсутствие стандартизации при подготовке ТЗ очень сильно влияет на развитие незаконных сговоров между заказчиком и поставщиком. При тщательном изучении требований к конкурсам можно понять, что некоторые из них ориентированы под конкретного, уже заранее выбранного поставщика.

1.         Слишком строгие требования к наличию тех или иных лицензий могут говорить о том, что заказчик уже точно знает, какой поставщик ему нужен. Например, если в тендере по поставке опалубки не требуется лицензия СРО, а заказчик делает акцент именно на этом — это без сомнений заранее проигрышный вариант. Все остальные участники не смогут пройти отбор заявок, и, следовательно, контракт будет заключен с заранее выбранным поставщиком.

2.         Заявленная цена контракта также может служить признаком нечестного конкурса. Однако занижение цены является разрешенной мерой, так как нет норм, по которым определялись бы какие-либо рамки цены. Зачастую, чтобы выиграть в тендере участники готовы перебить заявленную стоимость всеми средствами. Другой пример, когда заказчик намеренно завышает цену, при этом выдвигая строгие требования к отбору кандидатов. В таком случае, результат торгов запланирован заранее — победитель проходит отбор заявок и назначается исполнителем, а ценовую разницу (откат) забирает заказчик. Такая практика давно известна российской экономике, и противостоять этому явлению можно только при помощи четких ограничений, прописанных в ФЗ.

3.         Сговор заказчика и исполнителя может выдать и слишком короткий срок исполнения заказа. Например, объявлен конкурс на оцифровку архивных документов со сроком исполнения неделя. В таком случае невозможно выполнить весь объем работ в указанные сроки, поэтому выиграет тендер тот конкурсант, который обговорил все условия заранее и выполнил работу до объявления конкурса [5].

Кроме того, Игорь Артемьев рассказал о существующих пробелах в требованиях к проведению экспертизы. Среди таких проблем он назвал отсутствие требований к экспертам, к порядку проведения и содержания самой экспертизы, отсутствие ответственности за ее результаты, отбор экспертов по субъективным критериям и прием результатов экспертизы по общим правилам 44-ФЗ. Все это может привести к проведению экспертизы «нужными» лицами, не обладающими специальными знаниями.

Конкурсанты уже привыкли к тому, что запрос предложений в открытой форме может обернуться сюрпризом для всех участников. Предложения подаются на листах бумаги, без запечатанных конвертов, поэтому велика вероятность, что кто-то из конкурсной комиссии поделится информацией с недобросовестным поставщиком. В таком случае выиграет тот, кто знает цены, предложенные конкурентами.

Необходимо отметить, что сменить старый закон на новый — это только половина дела, сложнее всего сформировать судебную практику.

Сегодня накоплено много судебных решений по стандартным ситуациям, теперь же все необходимо начинать с нуля. По 94-ФЗ большую часть споров между поставщиками и заказчиками решались в досудебном порядке, ФАС сама рассматривала споры в течение 5 дней.

Теперь на некоторых этапах проведения государственных закупок заказчики и поставщики остаются один на один без надзора контролирующей инстанции.

Спорные вопросы теперь рассматривает только суд, который вместо пяти дней будет рассматривать их на протяжении нескольких месяцев, а возможно и нескольких лет.

Например, руководствуясь новым законом, заказчик в одностороннем порядке расторгнет контракт, поставщик подаст в суд, а все время судебного разбирательства контракт будет просто висеть, так что об оптимизации бюджетных расходов не может быть и речи — отметила эксперт по государственным закупкам Международного центра финансово-экономического развития И. Склярова [6].

Закон о ФКС вызывает интерес у специалистов по закупкам, так как благодаря ему могут открыться новые перспективы для развития прочного сотрудничества поставщиков и заказчиков. Независимые эксперты прогнозируют увеличение тендерного рынка и рост его участников, но только в случае принятия дополнительных поправок.

Необходимо заполнить уже выявленные на данном этапе пробелы в нормах, важных для создания крепкой структуры контроля, проработать имеющиеся спорные статьи, чтобы эти недоработки не привели к снижению интереса участников или новому всплеску коррупции.

Литература:

1.                 Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

2.                 РОССИЙСКАЯ БИЗНЕС-ГАЗЕТА: Торги без правил [Электронный ресурс]: http://www.rg.ru/2014/01/14/goszakupki.html

3.                 Недостатки Закона о ФКС [Электронный ресурс]// http://uptender.ru/stayi/nedostatki-zakona-o-fks

4.                 Россия должна стать первой по эффективности системы госзакупок, и Закон о контрактной системе стал шагом к этой цели [Электронный ресурс]// http://www.fas.gov.ru/fas-news/fas-news_35468.html

5.                 Недостатки существующей ФКС. Предпосылки к коррупции [Электронный ресурс]// http://uptender.ru/stayi/nedostatki-sushtestvuyushtey-fks-predposlki-k-korruptsii

6.                 Закупки по новым правилам. Особенности и отличия 94-ФЗ от 44-ФЗ [Электронный ресурс]// http://сросегодня.рф/~5UOnB

Основные термины (генерируются автоматически): заказчик, закупка, контрактная система, подача заявок, поставщик, конкурсная комиссия, млрд рублей, отбор заявок, тендерный рынок, ФАС России.


Задать вопрос