В статье рассматривается использование активных методических приемов с целью повышения мотивации к изучению иностранного языка у студентов неязыковых специальностей в техническом ВУЗе.
Ключевые слова: английский язык, обучение, технический ВУЗ, внеаудиторная работа, страноведение.
This article describes the usage of active training techniques to raise motivation for foreign language learning in students of non-linguistic tertiary educational institution.
Key words: The English language, teaching, Technical institution, Extramural, National studies.
Важнейшей составляющей успеха в обучении иностранному языку (и в его освоении) является развитие и поддержание на должном уровне мотивации студентов. Учитывая ограниченное количество аудиторных часов, и их абсолютную недостаточность (за исключением, возможно, некоторых интенсивных курсов методом «погружения») для выработки необходимых языковых навыков в требуемые сроки без привлечения внеаудиторной самостоятельной работы студентов в той или иной форме, правильная организация внеаудиторной работы и мотивации к выполнению такой работы становится необходимым элементом для достижения успеха.
В данной статье мы хотим поделиться опытом успешной организацией внеаудиторной работы среди студентов технического вуза, изучающих английский язык. Зачастую нам приходится сталкиваться с нежеланием студентов уделять достаточное количество времени на подготовку классических домашних заданий, связанных с чтением, переводом, подбором правильных грамматических конструкций и т. п. Ссылаясь на разные причины, студенты имеют тенденцию пропускать занятия, т. к. не достаточно осознают важность изучения иностранного языка. Студенты, приходящие после школы с низким, а иногда почти нулевым уровнем владения языком (а таких с каждым годом все больше), часто не верят в возможность достичь больших результатов и уровня, необходимого для поддержания коммуникации, обучаясь иностранному языку в университете только на занятиях. Поэтому они уделяют как можно меньше времени иностранному языку, перераспределяя свое время в пользу профильных предметов. Перед нами, как преподавателями первого курса, встает большая задача привлечь их осознанно уделять больше времени на английский язык, приучить их к систематическому выполнению поставленных задач курса, и, конечно же, дисциплине.
Основная проблема, которая была заявлена студентами — это отсутствие мотивации к изучению английского языка в виду отсутствия целесообразности его изучения.
Согласно Л. И. Божович, «мотив — это то, ради чего осуществляется деятельность, «в качестве мотива могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания. Словом, все то, в чем нашла свое воплощение потребность» [1, c. 27].
Мотивация побуждает, направляет и организует учащегося, придает учебной деятельности личностный смысл и значимость. Сфера мотивации состоит из нескольких типов побуждений: идеалов, ценностных ориентаций, потребностей, мотивов, целей, интересов и др. Знание этих побуждений помогает преподавателю более дифференцированно воздействовать на отдельные составляющие мотивации учения.
Был проведен опрос студентов, с целью выяснить, что мотивирует их к изучению иностранного языка. Студенты должны были оценить по шкале от 1 до 10 четыре различных мотивации: желание успевать в университете, желание путешествовать и работать заграницей, желание читать книги и смотреть фильмы на иностранном языке, и желание самосовершенствоваться. Также опрашиваемым было предложено оценить свой уровень владения языков по той же шкале. Результаты опроса показывают явную корреляцию между выбором ответа «желание успевать в университете» и «желание самосовершенствоваться» как доминирующей мотивации и низким уровнем владения языком.
Мы интерпретируем эту корреляцию следующим образом. С одной стороны, студенты, имеющие после нескольких лет изучения языка в школе низкий уровень, не верят в возможность прогресса в своих знаниях и в свою способность в будущем использовать язык. С другой стороны, исследования [2] показывают, что желание получать хорошие отметки, и особенно, желание самосовершенствоваться, если они являются доминирующими в мотивации, не могут поддерживать интерес к предмету изучения в течение достаточного времени и на должном уровне. Только если они являются вспомогательными, они могут активировать коммуникационную мотивацию двух других (книги/фильмы и непосредственное общение с иностранцами). Поэтому для повышения результативности обучения необходимо в первую очередь развивать коммуникативную составляющую, демонстрируя студентам, что они уже могут достичь коммуникативного успеха, хотя бы и в каких-то ограниченных рамках. На это работает привлечение отобранных фрагментов неадаптированных текстов и видеоматериалов для заданий на понимание общего смысла. Другим элементом развития уверенности в коммуникативной компетенции является вовлечение студентов во внеурочную деятельность.
Можно согласиться с Е. А. Буренок, что «количество учебных часов, отданных аудиторным занятиям для изучения иностранного языка в неязыковых вузах, недостаточно, поэтому актуальна проблема формирования условий внеаудиторной работы студентов» [3] и С. Е. Зайцевой, утверждающей, что «при всех неоспоримых преимуществах и важности английского языка, студенты неязыковых специальностей в большинстве своем, не рассматривают его как необходимый к изучению предмет, руководствуясь мнением, что английский язык не понадобится им в профессиональной деятельности, что он им не нравится своей сложностью и т. д». [4].
На английский язык, как дисциплину, выделяется 4 часа в неделю. За эти часы мы должны научить их грамматике, лексике, фонетике и страноведению. Осознавая всю сложность и трудоемкость данного процесса, мы решили привлекать студентов чаще к внеаудиторной работе, чтобы и повысить мотивацию к изучению английского языка и улучшить их страноведческую осведомленность о стране изучаемого языка, что должно оказать положительное влияние на мотивацию студентов. Для этого в осеннем семестре нами было проведено внеклассное занятие по теме «Хэллоуин», итоги которого, на наш взгляд, успешно отразились и на культурном владении английского языка и способствовали развитию групповой и индивидуальной работы [5, с. 394]. В осеннем семестре мы также стали вводить в эксплуатацию работу со свободной энциклопедией «Википедия» с целью повышения не только мотивации к изучению английского языка (т. к. студенты часто заимствуют ту или иную информацию с данного сайта, но и ссылаются на источники, упомянутые в Википедии, как достоверные), но и для использования данного сайта для популяризации важности Интернета не только в развлекательной сфере, но и в образовательной среде [6].
Внеаудиторная работа со студентами ведется и организуется с помощью группы в Вконтакте, специально созданной для сплочения интересов как преподавателя, так и студентов. Группа закрытая, то есть, ее содержимое доступно только ее членам: преподавателю и обучающимся у него студентам. Это позволяет не только ограничить спам, но и раскрепостить студентов: с одной стороны это привычная среда социальной сети, с другой аудитория ограничена, что снимает страх за ошибки перед большой аудиторией.
В данной группе дублируется основная информация, выкладываемая на персональной странице портала ВУЗа, о конференциях и конкурсах, в которых возможно как очное, так и заочное участие. Также в группе выкладывается информация о часах консультаций и домашние задания для студентов, пропустивших занятия. Через группу организуется и работа с домашним заданием типа «сочинение», с помощью инструмента «Обсуждение». Преподаватель комментирует предоставленные работы, что позволяет студентам учиться не только на своих ошибках, но и на ошибках коллег. В группе размещаются ссылки на интересные образовательные материалы, как преподавателем, так и самими студентами, делящимися своими находками, сделанными при подготовке к какому-нибудь заданию. По сравнению с прямой рассылкой сообщений имеется множество вышеуказанных плюсов, и один минус: студенты не всегда вовремя реагируют на обнародованную информацию, поскольку она «теряется» в ленте новостей.
Общеинститутским средством организации внеаудиторной работы студентов является выполнение лабораторных работ (тестовых заданий) во внеурочное время на платформе Moodle. Задания, разработанные в соответствии с изучаемыми лексическими и грамматическими темами, используются, главным образом, в качестве средства контроля. Собственно обучение студентов английскому с помощью Moodle внедряется со следующего года.
Большую роль в повышении мотивации студентов к изучению иностранного языка играет участие в различного рода конкурсах с языковой составляющей. В зависимости от доли языковой составляющей, такие конкурсы могут ориентироваться на разные уровни владения языком. Как правило, в рамках одного и того же конкурса существуют номинации, как требующие более серьезного владения языком, так и дающие возможность компенсировать слабость языковой составляющей за счет творческого подхода. Так, в институте проводился конкурс графических работ, от карикатур с краткой подписью, вполне доступных для студентов с низким уровнем владения языком, до многопанельных комиксов с развернутым сюжетом, требующим более серьезного языкового уровня. Участие в конкурсе, даже с минимальной языковой составляющей, дает студенту ощущение достижения результата, которое умножается в случае получения призового места. Успех и привлечение внимания ассоциируются с английским языком, что способствует росту мотивации. Особенно заметен такой рост в случае групповой работы студентов при подготовке выступлений. Совместное творчество объединяет и придает дополнительную важность объединяющему началу, которым в частности, в условиях конкурса, является необходимость освоения определенных языковых явлений, как бы малозначительны они ни были. Наши студенты принимали участие в конкурсе на создание англоязычных карикатур и комиксов к 1 апреля, (заняли 1 место), смонтировали видеоролик о роли английского языка в жизни студентов в неязыковом ВУЗе для конкурса «А у нас в Рио-Инженейро…» (3 место). Результатом такого участия неизменно является рост мотивации у занятых студентов, вне зависимости от их уровня. Несколько парадоксальным является случай с группой, которая в полном составе приняла участие (и победила) в Студенческом шекспировском фестивале с танцевальным номером, где языковое содержание нулевое. Однако ассоциация победы в конкурсе с изучением английского языка сделала свое дело, и мотивация студентов выросла.
Таким образом, можно сделать следующий вывод: при правильно подготовленной внеаудиторной деятельности можно наблюдать эффективность использования различных активных методов обучения и увеличение мотивации к изучению английского языка.
Студентам важна не только стимульная часть мероприятия и поощерения (призы, подарки, баллы за участие), но и активное участие в социальной жизни (поддержка ведущих преподавателей, уважение и признание сокурсников). Преподаватель английского языка исполняет роль куратора, направляющего студентов на достижение тех или иных вершин.
Литература:
1. Буренок Е. А. Внеаудиторная деятельность как средство интенсификации профессионального обучения английскому языку студентов туристского вуза. Автореф. на соискание степ. кандид. пед.наук, Сходня, 2004. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/vneauditornaya-deyatelnost-kak-sredstvo-intensifikatsii-professionalnogo-obucheniya-angliisk
2. (дата обращения 20.04.2014).
3. Vesselinov R., Grego J. Duolingo Effectiveness Study. Final Report — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://static.duolingo.com/s3/DuolingoReport_Final.pdf
4. Зайцева С. Е. Формирование мотивации изучения иностранного языка у студентов неязыковых специальностей. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://na-journal.ru/2–2013-gumanitarnye-nauki/283-formirovanie-motivacii-izuchenija-inostrannogo-jazyka-u-studentov-nejazykovyh-specialnostej
5. Аксёнова Н. В., Шепетовский Д. В. Формирование языковой личности и развитие лингвострановедческих компетенций у студентов технического ВУЗа на примере разработанного занятия “Halloween”// Молодой ученый. 12(59), 2013.- 551 с.
6. Аксёнова Н. В., Шепетовский Д. В. Использование электронного ресурса Википедии в обучении чтению на начальном этапе в неязыковом ВУЗе. // Молодой ученый. 1(60), 2014.- с. 465, 467.