Данная статья посвящена изучению конфликтных ситуаций в педагогическом процессе. Я считаю, что данная тема актуальна во все времена, т. к. жизнь человека представляет собой постоянный переход от одного конфликта к другому. Это и неудивительно, потому что на каждом шагу нас подстерегают разнообразного рода противоречия: бытовые и профессиональные, личные и межличностные. Разрешив, одни из них мы сталкиваемся с новыми, преодоление, которых выявляет очередные, ранее скрытые от нашего взора противоречия. В процессе такого движения осуществляется личностное развитие, развиваются и совершенствуются межличностные отношения, и что немаловажно — появляются новые пути решения проблем.
Для того, чтобы умело использовать конфликт в педагогическом процессе, необходимо, естественно, иметь теоретическую базу: хорошо знать динамику его и все ее составляющие. Бесполезно рассказывать о технологии использования конфликта, человеку, который имеет лишь житейское представление о конфликтном процессе.
Конфликт — форма социального взаимодействия между двумя или более субъектами (субъекты могут быть представлены индивидом/группой/самим собой — в случае внутреннего конфликта), возникающий по причине несовпадения желаний, интересов, ценностей или восприятия.
Говоря иначе, конфликт — ситуация, когда два или более субъекта взаимодействует таким образом, что шаг вперед в удовлетворении интересов, восприятия, ценностей или желаний одного из них означает шаг назад для другого или других.
Мы рассматриваем педагогический конфликт, то есть конфликт, субъектами которого являются участники педагогического процесса.
Следует различать понятия «конфликт» и «конфликтная ситуация», разница между ними очень существенна.
Конфликтная ситуация — такое совмещение человеческих интересов, которое создает почву для реального противоборства между социальными субъектами. Главная черта — возникновение предмета конфликта, но пока отсутствие открытой активной борьбы.
То есть в процессе развития столкновения конфликтная ситуация всегда предшествует конфликту, является его основой.
Различают конфликтные педагогические ситуации по времени: постоянные и временные (дискретные, одноразовые); по содержанию совместной деятельности: учебные, организационные, трудовые, межличностные и др.; по сфере психологического протекания: в деловом и неформальном общении. Деловые конфликты возникают на почве несовпадения мнений и поступков членов коллектива при решении ими проблем делового характера, а вторые — на основе противоречий в личностных интересах. Личностные конфликты могут касаться восприятия и оценки людьми друг друга, реальной или кажущейся несправедливости в оценке их действий, результатов работы и т. п.
В конфликтных ситуациях их участники прибегают к различным формам защитного поведения: агрессия; проекция; фантазия; регрессия; замена цели; уход от неприятной ситуации.
Какие представления и отношения, качества и умения необходимо сформировать будущему педагогу в себе, чтобы, управляя ситуацией, положительно влиять как на участников конфликтной ситуации, так и на конфликт в целом? Какие педагогические цели он решает при этом?
Сознательное управление педагогом конфликтной ситуацией возможно лишь с позиции конструктивного отношения к конфликту. Оно характеризуется, с одной стороны, неприятием нереалистических (эмоциональных, беспредметных) конфликтов в общении между людьми, с другой, разумным и конструктивным отношением к реалистическим (предметным, деловым) конфликтам. Разрешение такого конфликта приводит к развитию явления, несовершенство которого вскрывает конфликтное противоречие, которое, как и любое другое противоречие, является источником развития. Конфликты несут в себе не только отрицательный, но и положительный эмоциональный заряд.
Управление конфликтной ситуацией предпринимается преподавателем не только ради самой ситуации или собственной безопасности. Каждая конфликтная ситуация, возникшая на занятии стихийно или смоделированная педагогом, должна стать мощным источником развития ее участников. Управление конфликтом — это последовательно проводимые педагогом воспитательные действия. Выбор тех или иных способов и приемов управления конфликтной ситуацией, воспитательных действий, диктуется педагогическими целями.
Попадая в конфликтную ситуацию, преподаватель может направлять свою активность либо на то, чтобы лучше понять своего собеседника, либо на регуляцию собственного психологического состояния с целью погашения конфликта или его профилактики. В первом случае разрешение конфликтной ситуации достигается путем налаживания взаимопонимания между людьми, устранения недомолвок, несогласованности. Впрочем, проблема понимания другого человека довольно сложная.
Опытные педагоги знают, что следует сказать (отбор содержания в диалоге), как сказать (эмоциональное сопровождение разговора), когда сказать, чтобы достигнуть цели обращенной к ребенку речи (время и место), при ком сказать и зачем сказать (уверенность в результате).
В общении преподавателя со студентами большое значение имеют не только содержание речи, но и ее тон, интонация, мимика. Если при общении взрослых интонация может нести до 40 % информации, то в процессе общения с ребенком воздействие интонации существенно увеличивается. Принципиально важно уметь слушать и слышать студента. Это не так легко сделать по ряду причин: во-первых, трудно ждать от учащегося плавной и связной речи, в силу чего педагог часто прерывают его, чем еще больше затрудняют высказывание (“Ладно, все понятно, иди!”). Во-вторых, преподаватель часто некогда выслушать студента, хотя у того есть потребность поговорить, а когда педагогу надо что-то узнать, студент уже потерял интерес к разговору.
Конфликт может считаться продуктивно разрешенным, если налицо реальные объективные и субъективные изменения в условиях и организации всего образовательного процесса, в системе коллективных норм и правил, в позитивных установках субъектов этого процесса по отношению друг другу, в готовности к конструктивному поведению в будущих конфликтах.
Реальный механизм установления нормальных отношений видится в снижении количества и накала конфликтов путем перевода их в педагогическую ситуацию, когда не нарушается взаимодействие в педагогическом процессе, хотя такая работа связана с определенными трудностями для преподавателя.
Говорить с ребенком намного труднее, чем со взрослым; для этого надо уметь адекватно оценивать по внешним проявлениям его противоречивый внутренний мир, предвидеть его возможную ответную эмоциональную реакцию на обращенное к нему слово, его чувствительность к фальши в общении со взрослыми. Слово преподавателя обретает убедительную силу воздействия лишь в том случае, если он хорошо знает студента, проявил к нему внимание, в чем-то помог ему, т. е. установил с ним соответствующие отношения через совместную деятельность. Между тем начинающие педагоги склонны считать, что их слово само по себе должно привести учащегося к послушанию и принятию их требований и установок.
Конфликтные ситуации на занятиях, особенно в подростковых классах, большинством признаются типичными, закономерными. Для их разрешения преподавателю надо уметь организовать коллективную учебную деятельность учащихся подросткового возраста, усиливая деловую взаимосвязь между ними; дело доходит до конфликта, как правило, со студентом, плохо успевающим, “трудным” по поведению. Нельзя наказывать за поведение плохими отметками по предмету — это ведет к затяжному личностному конфликту с педагогом. Для того, чтобы конфликтная ситуация была успешно преодолена, она должна быть подвергнута психологическому анализу. Его основной целью является создание достаточной информационной основы для принятия психологически обоснованного решения в условиях возникшей ситуации. Торопливая реакция учителя, как правило, вызывает импульсивный ответ студента, приводит к обмену “словесными ударами”, и ситуация становится конфликтной.
Психологический анализ также используется для переключения внимания с возмущения поступком студента на его личность и ее проявление в деятельности, поступках, отношениях.
Существенную помощь педагогу может оказать прогнозирование ответных реакций и действий учащихся в конфликтных ситуациях. На это указывали многие педагоги-исследователи (Б. С. Гершунский, В. И. Загвязинский, Н. Н. Лобанова, М. И. Поташник, М. М. Рыбакова, Л. Ф. Спирин и др.). Так, М. М. Поташник рекомендует либо вынужденно примеряться, приспосабливаться к ситуации, либо сознательно и целенаправленно влиять на нее, т. е. творить новое.
М. М. Рыбакова предлагает учитывать ответные реакции учащихся в конфликтных ситуаций следующим образом:
- описание возникшей ситуации, конфликта, поступка (участники, причина и место возникновения, деятельность участников и т. д.);
- возрастные и индивидуальные особенности участников конфликтной ситуации;
- ситуация глазами учащегося и педагога;
- личностная позиция педагога в возникшей ситуации, реальные цели педагога при взаимодействии с учащимся;
- новая информация об учащихся, оказавшихся в ситуации;
- варианты погашения, предупреждения и разрешения ситуации, корректировка поведения учащихся;
- выбор средств и приемов педагогического воздействия и определение конкретных участников реализации поставленных целей в настоящее время и на перспективу.
Из литературы известно, что разрешение конфликтной ситуации целесообразно осуществлять по следующему алгоритму:
- анализ данных о ситуации, выявление главных и сопутствующих противоречий, постановка воспитательной цели, выделение иерархии задач, определение действий;
- определение средств и путей разрешения ситуации с учетом возможных последствий на основе анализа взаимодействий педагог — студент, семья — студент, студент — коллектив группы;
- планирование хода педагогического воздействия с учетом возможных ответных действий учеников, родителей, других участников ситуации;
- анализ результатов;
- корректировка результатов педагогического воздействия;
- самооценка классного руководителя, мобилизация им своих духовных и умственных сил.
Изменение структуры конфликта с полным разрешением конфликтной ситуации целесообразно осуществлять в сравнительно менее значимых случаях. Например, когда опоздание, невыполнение учебного задания, отказ отвечать наблюдаются как единичные, несвойственные студенту проявления физического или душевного дискомфорта. Если же нарушения дисциплины, конфликтные отношения со сверстниками и учителями становятся для учащегося нормой, то эти проявления должны стать для педагога объектом изучения и одновременно переводом реальной ситуации противоречия в педагогическую ситуацию. Разнообразная по форме, она должна иметь для учащегося значимый характер и продуктивное разрешение, как с помощью педагога, так и самостоятельно.
Важно понять, из-за чего возникла педагогическая конфликтная ситуация, лучше решать сообща, объединив усилия. Этому способствует, во-первых, критический анализ собственной позиции и действий. Выявление и признание собственных ошибок снижает негативное восприятие участника. Во-вторых, необходимо постараться понять интересы другого. Понять — не значит принять или оправдать. Однако это расширит представление об оппоненте, сделает его более объективным. В-третьих, целесообразно выделить конструктивное начало в поведении или даже в намерениях участника. Не бывает «абсолютно плохих» или «абсолютно хороших» студентов. В каждом есть что-то положительное, на него и необходимо опереться при разрешении конфликтной ситуации.
Владея технологией разрешения конфликтных ситуаций и используя, их позитивную роль в развитии личности, педагог получает большие возможности использования этого феномена в воспитательном процессе, специально создавая данные ситуации в работе с учащимися.
Раз человечество не может уйти от конфликтов, то нужно научиться жить с ними и творчески выходить из них. Ярким примером педагогического профессионализма может являться владение искусством выхода из конфликтных ситуаций без потери собственного достоинства и достоинства студента.
Литература:
1. Андреев В. И. Основы педагогической конфликтологии. — М., 1995
2. Баланюк Г. И. О педагогической технике // Советская педагогика. — М., 1965. № 1.
3. Гордин Л. Ю., Кротов В. М., Лихачев Б. Т. Методика педагогического воздействия. — М., 1967.
4. Леонтьев А. А. Педагогическое общение. — М., 1979.
5. Питюков В. Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-практическое пособие. 2-е изд., испр. и доп. — М.: «Гном-Пресс», московское городское педагогическое общество, 1999. — 192с.
6. Рыбакова М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. — М., 1991.
7. Щуркова Н. Е., Питюков В. Ю., Савченко А. П., Осипова Е. А. новые технологии воспитательного процесса. — М., 1993.